Персональный танк: Как жители СССР скидывались и покупали для фронта самолёты и бронепоезда
Сколько денег отдавали на помощь фронту советские граждане и почему они воевали на собственных танках.
С началом СВО в России развернулось волонтёрское движение. Добровольцы помогают бойцам дронами, системами РЭБ, рациями, автомобилями, продуктами, медикаментами. В этот нелёгкий труд давно впряглись люди разных профессий — от машинистов до актёров. Но это не сравнится с тем, как помогали фронту во время Великой Отечественной войны.
Бронепоезда и снаряды
Заводы — фронту. К осени 1941 года фронту понадобились бронепоезда. На просьбу военных живо откликнулись рабочие Тихорецкого завода «Красный молот» в Краснодарском крае. Они в рекордные сроки собрали деньги на строительство бронепоезда, который назвали «Тихорецкий железнодорожник». Его отправили в Ростов-на-Дону, где шли жестокие бои с нацистами. Всего заводчане отправили на фронт шесть бронепоездов, два из которых громили врага под Сталинградом, а бронепоезд «Николай Щорс» бил немцев на Кавказе — он тоже был построен частично на деньги, собранные заводскими рабочими.
В Новороссийске рабочие железнодорожного узла на свои деньги собрали и построили бронепоезд «За Родину!». А в Тимашевске железнодорожное предприятие построило бронепоезд «Смерть немецким оккупантам!».
Летом 1942 года молодые рабочие Государственного союзного завода № 172 имени Молотова (бывший Мотовилихинский орудийный завод) выступили с инициативой собрать два миллиона рублей на производство артиллерийских батарей. «Смерть или победа!» — таков был лозунг заводчан. Пермская рабочая молодёжь, комсомольцы и коммунисты откликнулись на призыв и собрали нужную сумму, участвуя в субботниках, сверхурочных работах и отдав личные сбережения. На эти средства было построено 16 артиллерийских батарей.
Рабочие пермского завода имени Дзержинского собрали средства на покупку эскадрильи самолётов «Дзержинец», а рабочие завода имени Сталина отправили на фронт эскадрилью «Сталинец» и звено «Речник Камы».
В конце 1941 года рабочие Ташкентского паровозоремонтного завода отправили на фронт первый «подарок» для нацистов — бронепоезд «Узбекистан» вне рамок госзаказа. Этот бронепоезд принимал участие в битве на Курской дуге, освобождал Киев и Житомир и завершил войну в Бранденбурге.
За годы войны население Дагестана отдало на нужды фронта 350 миллионов рублей и приобрело гособлигаций на 370 миллионов рублей. На деньги дагестанцев было построено три тяжеловооружённых бронепоезда и отправлено на фронт 280 вагонов с тёплыми вещами для солдат.
12 истребителей от Малого театра
Артисты советских театров вели себя во время войны гораздо мужественнее современных: с первых дней они выступали перед бойцами, поднимая боевой дух солдат. В 1943 году артисты Малого театра обратились к Сталину с просьбой построить на собранные ими средства авиазвено «Малый театр». Звено было укомплектовано 12 истребителями Як-9. На борту каждого было написано: «Малый театр — фронту!»
Эскадрильи самолётов
60 самолётов отправили на фронт крестьяне из артели «Земледелец» и других сельхозпредприятий Кунгурского района Пермской области. Они не только оплатили их производство, но и взяли лётный состав на довольствие до конца войны.
Не остались в стороне и работники кооперации. За их счёт были построены танковые колонны «Потребительская кооперация», «Кооператор Дона» и эскадрилья самолётов «Саратовский кооператор». Нижегородцы отправили на фронт авиаэскадрилью «Валерий Чкалов». А кооператоры Якутии создали эскадрилью самолётов «Холбос».
В годы войны на деньги молодёжи Новосибирска и Новосибирской области была построена эскадрилья самолётов «Новосибирский комсомолец». Идею подали комсомольцы Нарыма, и инициатива распространилась по всему региону. Было собрано 2 миллиона 236 тысяч рублей, 6 декабря 1941 года они были переданы Чкаловскому авиазаводу.
Танки, деньги, пушнина
Окраины СССР не оставались в стороне. Например, национальный Ханты-Мансийский округ, который в 1940-е годы насчитывал едва ли 100 тысяч населения, за годы войны перевёл на спецсчета Фонда обороны 3 миллиона 285 тысяч рублей и перечислил 600 тысяч рублей за неиспользованные отпуска. Было проведено четыре денежно-вещевые лотереи, которые дали фронту ещё 1 миллион 934 тысячи рублей.
Уже осенью 1941 года часть средств была передана на строительство эскадрильи «Омский комсомолец». Как вы можете видеть из названия, участие в строительстве эскадрильи принимали не только жители округа. Призыв сдавать средства на самолёты шёл от рабочих омского завода «Прогресс».
Также средства пошли на строительство эскадрильи «Рыбак Сибири» и на две танковые колонны: «Омский колхозник» и «Народный учитель». На нужды фронта уходило до 4/5 всей продукции промышленности округа. Население занималось промыслом рыбы и охотой. За годы войны выпуск рыбных консервов увеличился с 500 тысяч до 8,5 миллиона банок, а пушнины было добыто более чем на 20 миллионов рублей.
Помощь частных лиц
Не оставались в стороне и отдельные граждане. Известно, что в Пермском крае колхозник Ферапонт Головатый отдал на нужды фронта 100 тысяч рублей. И это несмотря на то, что с ним жили 11 внуков, чьи отцы ушли на фронт. На эти деньги был куплен самолёт Як-1Б, на котором воевал лётчик Борис Ерёмин. Когда срок эксплуатации самолёта подошёл к концу, его установили как памятник в Саратове. А Головатый купил лётчику второй самолёт, на котором тот окончил войну в Берлине.
Танкистка Мария Октябрьская, мстя за смерть мужа, продала всё, что имела, и купила танк «Боевая подруга», на котором пошла бить врага и погибла в жестокой схватке с нацистами.
40 тысяч рублей внесли на постройку танка рабочие треста «Райчихуголь» под Хабаровском — Боровиков и Угадзе. Мужчины сами прошли учёбу в танковом училище и сами повели машину в бой.
Не оставались равнодушными даже эмигранты. Композитор Сергей Рахманинов, проживавший в США, отдал в Фонд обороны сбор от концерта — на эти деньги был построен истребитель. А белый генерал Деникин отправил в СССР вагон с медикаментами, чем сильно озадачил НКВД. Всего от населения СССР в годы войны на военные нужны поступило 24 миллиарда рублей.