NikkeiAsia: технологии создают новые правила ведения войны, однако США с союзниками не готовы к радикальным переменам в нынешних конфликтах
отметили
21
человек
в архиве

Технологии деактуализируют устоявшиеся правила ведения войны, пишет Nikkei. Аналитики дали интервью изданию и на примерах Китая и Израиля объяснили, почему страны дорого заплатят за неспособность адаптироваться к новым реалиям.
Израильский и украинский кейсы показали, что современные поля сражений отличают высокая прозрачность и наличие большого количества дешевого оружия
В перспективе военные действия будут кардинально отличаться от конфликтов недавнего прошлого, считают американские и британские военные аналитики, следящие за конфликтами на Украине и между Израилем и ХАМАС.
Технологии буквально деактуализируют устоявшиеся правила ведения войны — те же разведывательные БПЛА устраняют всякий элемент неожиданности на поле боя. Между тем, по словам британского аналитика Джека Уотлинга (Jack Watling), отработанная десятилетиями тактика массированных танковых атак сегодня превращает их в легкую добычу.
Аналитики предупреждают, что страны дорого заплатят за неспособность адаптироваться к новым реалиям. Но метаморфозы приемов ведения борьбы — не единственная плохая новость для США с союзниками. Заполоненное беспилотниками небо усложнит способность Китая вторгнуться на Тайвань, считает аналитик из Вашингтона Келли Грико (Kelly Grieco). «Эта тенденция действительно благоприятствует защищающейся стороне, потому что Соединенным Штатам и Японии не нужно побеждать Китай», — сказала она, добавив, что Пекин нужно только лишить шансов на победу.
Келли Грико, старший научный сотрудник программы «Переосмысление большой стратегии США» в Центре Стимсона
Вопрос: Каким вы видите будущее военного дела?
КЕЛЛИ ГРИКО: Совершенно очевидно, что мы переживаем период значительных преобразований в контексте искусственного интеллекта. Такого рода изменения в экономике, социальной сфере, политике традиционно приводят к кардинальным переменам в самом военном деле. С началом конфликта на Украине мы стали получать лучше понимать, как именно может выглядеть это будущее.
Есть пара важных тенденций. Одна из них — это возвращение на поле боя количественной составляющей. Вооруженные силы США и других передовых стран Запада в значительной степени выстраивают свои силы и инфраструктуру вокруг меньшего количества дорогих, совершенных систем. Идея была в использовании качественного и технологического преимущества для компенсации количественного у противника.
Однако сейчас наблюдается возврат к преимуществу массовости и дешевизне.
Например, в Газе ХАМАС посылает по Израилю много ракет, вынуждая тратиться на обеспечение эффективности системы «Железный купол». А для атаки на израильскую коммуникационную сеть с целью нивелирования традиционно существенного военного преимущества Израиля они используют недорогие и небольшие беспилотники.
Подобные случаи не единичны, и вопрос заключается в том, будут ли США с союзниками адаптировать собственные подходы; как будет выглядеть структура их вооруженных сил; и какие системы они приобретут.
Что это означает для потенциального конфликта на Тайване?
КЕЛЛИ ГРИКО: Хорошая новость здесь в том, что эти тенденции, особенно тенденция к дешевизне и массовости, благоприятствуют защищающейся стороне. У Соединенных Штатов и Японии есть способы осложнить способность Китая успешно действовать благодаря использованию относительно недорогих систем, будь то средства ПВО или противокорабельные ракеты.
Соединенным Штатам и Японии не нужно побеждать Китай — достаточно лишить его самого шансов на победу. Для достижения целей Китаю нужна она именно полноценная, потому что в контексте попыток пересмотреть статус-кво «полупобед» не бывает. Захват Тайваня или какого-то другого острова требует превосходства в воздухе. США с союзниками и партнерами могут усложнить ему задачу множеством способов, но без высокой степени уверенности в успехе они будут вести себя сдержанно.
Америке следует убедиться в достаточной мобильности собственных средств противовоздушной обороны. Что касается системы “Пэтриот”, то по армейским руководствам ее сборка занимает около часа с момента запуска. По словам знающих людей, на сборку российских систем С-300 и С-400 уходит 15 и 20 минут соответственно. Важно подумать о том, как сделать наши системы мобильнее, чтобы их было труднее уничтожить.
Джек Уотлинг, старший научный сотрудник, специалист по аспектам устройства побед сухопутных войск из Объединённого королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны
Вопрос: Почему так важно точно понимать будущее военного дела?
ДЖЕК УОТЛИНГ: Концепции ведения сухопутной войны отличаются относительной последовательностью с 1936 года. Во-первых, важна внезапность и недоумение противника относительно того, куда вы бросите ресурсы.
Эта внезапность помогает достигать концентрации в решающий момент, чтобы получить больше возможностей там, где враг дает слабину. Действуя быстрее противника, можно воспользоваться его слабостью, вызванной внезапностью и концентрацией, прежде чем ему удастся адаптироваться.
Как только вы это сделаете, то сможете прорваться, максимально изолировать врага и вступить в обстоятельную борьбу, потому что теперь он отрезан от материально-технического обеспечения и уязвим.
Тем не менее, учитывая развитие технологий, повторять эту последовательность действий мы не можем. Одна из причин — прозрачность обстановки на поле боя. Благодаря спутниковым снимкам, радарам и датчикам с синтезированием апертуры скрываться и совершать что-то значимое стало чрезвычайно трудно. Можно вырыть яму и лечь в нее — тогда вас не найдут, но и пользы вы особой не принесете. А как только начнете двигаться или действовать в составе группы, вас найдут.
Ситуацию усложняют алгоритмы машинного обучения. С задержкой в 20-40 минут можно найти практически любое движущееся по территории Украины транспортное средство.
Иными словами, удивить вам никого не удастся.
Как это изменит планы?
ДЖЕК УОТЛИНГ: В войнах будущего защита войсковых соединений будет заключаться в создании иллюзий, в ложном срабатывании вражеских датчиков. Это возможность сорвать поэтапную атаку противника, заставив его стрелять уже после вашего перемещения. Это возможность использовать средства РЭБ для направления боеприпасов не по адресу. В результате вам под силу сохранить максимальную боеспособность.
Невозможность концентрации сил нарушает логистику, которая имеет решающее значение для любого конфликта. Нас очень обеспокоила прошлогодняя ситуация с российскими логистическими системами, когда их удалось разрушить в короткий срок. Такое может произойти и с нами. Наш логистический “хвост” столь же мягок, и его столь же легко найти. Так что придется менять сам принцип нашей работы.
Кен Мориясу, корреспондент дипломатической редакции Nikkei Asia
Добавил
suare 12 Ноября 2023

нет комментариев
На эту же тему:
31
Британские «ястребы» в панике: Запад не готов к III мировой войне
— 7 Ноября 2023
25
[Рубить воду мечом] ХАМАС показал войну будущего - Газа изменит будущее войны. Мировую стабильность пошатнут гибридные армии недорогим средневысокотехнологичным оружием. «И даже тоненькую нить...»**
2 — 19 Октября 2023
26
Эпохальный провал хвалёной израильской разведки
— 9 Октября 2023
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено