Королевские ВВС Нидерландов будут использовать истребители двойного назначения F-35A, способные использовать ядерные бомбы B61-12 из общего запаса НАТО.
Часть эксплуатируемых НАТО истребителей-невидимок F-35A в Европе, похоже, приблизилась на шаг к тому, чтобы стать полностью ядерными платформами, после объявления Нидерландов о том, что они получили “первичную сертификацию для миссии сдерживания”.
Ранее ВВС США объявили, что цель состоит в том, чтобы к январю 2024 г. сертифицировать F-35A для несения ядерной бомбы B61-12 — в качестве так называемого самолета двойного назначения (Dual Capable Aircraft, DCA).
Красный хвост инертной B61-12 виден в бомбовом отсеке этого F-35A во время испытательного полета. Самолет также несет по крайней мере одну ракету класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM в своих оружейных отсеках.
На сайте X (бывший Twitter) Йохан ван Девентер, командующий боевым командованием ВВС Нидерландов, сделал следующее заявление (здесь приводится в машинном переводе):
#ACC “Готов к операциям” — таков результат работы американской команды, инспектировавшей нас на этой неделе. Таким образом, мы получили первичный сертификат на выполнение миссии сдерживания с помощью F-35. Важный шаг на пути к переходу. Это стало возможным благодаря командной работе.
Прежде всего, стоит отметить, что официальные комментарии по поводу совместного использования ядерных сил НАТО — явление, мягко говоря, нечастое. Что касается заявления, то оно сводится к тому, что сотрудники ВВС США посетили боевое командование ВВС Нидерландов, отвечающее за оперативный парк F-35A Королевских ВВС Нидерландов (RNLAF) и проверили его боевую готовность.
Было принято решение о способности РВСН принять на вооружение F-35A для нанесения ядерного удара, в результате чего была проведена соответствующая сертификация, хотя о самих бомбах пока ничего не известно.
Помимо фотографии испытательного самолета F-35A, оснащенного тестовыми вариантами бомбы B61-12, ван Девентер также поместил фотографию монеты, предположительно подаренной во время визита американской инспекционной группы. На ней написано: «Средства сдерживания 5—го поколения — безопасные, защищённые, надёжные».
B61-12, в которой применен комплекс инерциальной навигационной системы (ИНС), представляет собой бомбу длиной 12 футов и весом 825 фунтов, каждая из которых в буквальном смысле будет стоить на вес золота. Она представляет собой комбинацию новых компонентов, таких как хвостовой комплект точного наведения, и восстановленных компонентов от более ранних вариантов B61-3, -4, -7 и -10, которые имеют различную мощность. Подробнее обо всем семействе B61 можно прочитать здесь .
В заявлении, сделанном в феврале 2022 г., руководитель группы материально-технического обеспечения F-35 DCA подполковник Джейсон Ширли (Jason W. Shirley), ВВС США, сказал: «Министр обороны обязался перед НАТО, что мы уложимся в срок, установленный для сертификации F-35 в январе 2024 года». Ширли добавил: «Чтобы уложиться в этот срок, Объединенному программному управлению F-35 пришлось ускорить запланированную дату сертификации проекта на один год — до января 2023 года».
Пока ВВС США не объявили о том, что их самолеты F-35A — или самолеты какой-либо другой страны — сертифицированы для перевозки B61-12. The War Zone обратился к ВВС США за обновленной информацией о статусе F-35A DCA и о том, планируется ли по-прежнему провести сертификацию в январе 2024 года, или же эта цель была достигнута раньше, как следует из твита голландцев.
F-35A с бомбой B61-12 Joint Test Assembly стоит на летной полосе на авиабазе Неллис, штат Невада, 21 сентября 2021 года. Самой бомбы не видно, но в отсеках вооружения самолета также находится пара ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM.
Примечательно, что сертификация первоначального проекта уже была ускорена: группа F-35 DCA завершила кампанию опытно-конструкторских испытаний к концу 2020 года, на целый год раньше запланированного срока. В работе группы F-35 DCA участвовали Объединенное программное управление F-35 и Объединенные испытательные силы (ITF) F-35 на базе ВВС Эдвардс (штат Калифорния). По словам представителей ВВС США, в результате ее работы «были получены данные и проведены демонстрации, обеспечивающие безопасную перевозку и отделение термоядерной гравитационной бомбы B61-12 на F-35A».
По данным ВВС, в течение 2020 года группа F-35 DCA, работавшая на базе ВВС Эдвардс, собрала 492 «критические точки ядерных сертификационных испытаний» в ходе девятнадцати лётных и девяти наземных испытаний.
Инертная ядерная бомба B61-12. Национальные лаборатории Сандии.
После завершения кампании опытно-конструкторских испытаний группа DCA F-35 приступила к работе по получению сертификации ядерного проекта для B61-12 с F-35A.
В октябре 2021 г. МСС F-35 объявило о завершении сертификации ядерного проекта и проведении демонстрационных испытаний системы F-35A, предназначенной для нанесения ядерного удара. Это событие позволило ВВС США в Европе (USAFE) начать подготовку по сертификации ядерного оружия.
Это событие позволило ВВС США в Европе (USAFE) начать подготовку по сертификации ядерных боеприпасов.
Сотрудники ВВС США проверяют [на предмет соответствия] форму невооруженных B61-12 в защищенной системе хранения. Более старые варианты B61 загружены в верхнюю часть хранилища.
Сертификация ядерных боеприпасов распространяется только на те подразделения, которые выполняют ядерные задачи, при этом не все самолеты F-35A могут быть оснащены для несения и применения B61-12 и не все эскадрильи получают необходимое оборудование и личный состав.
Развертывание B61-12 в Европе — вопрос, который мы уже обсуждали в прошлом .
Военно-воздушные силы США подтвердили изданию The War Zone в 2022 году, что в настоящее время нет планов для истребителей ВВС США или НАТО F-16 или немецких боевых самолетов Panavia Tornado использовать хвостовое оперение с точным наведением, которое является характерной частью B61-12.
В то время требовалось интегрировать эту функциональность только в боевые истребители ВВС США F-15E Strike Eagle и стелс-бомбардировщики B-2A Spirit, а также в будущие стелс-бомбардировщики B-21 Raider, помимо самолетов F-35A ВВС США и НАТО с ядерным вооружением.
Хранилище системы хранения и охраны оружия в поднятом положении, в котором находится ранняя модель ядерной бомбы B61. Хранилище находится внутри защитного укрытия для самолетов.
В нынешнем виде бомбы B61-12, независимо от того, могут ли они использовать высокоточное наведение или нет, должны заменить все примерно 150 предыдущих модификаций B61, которые в настоящее время находятся на шести базах в Европе. В их число входят бомбы, размещенные на базах в Бельгии, Германии, Италии и Нидерландах, которые американские военные могут предоставить в распоряжение ВВС этих стран в случае серьезного кризиса в рамках соглашения НАТО о совместном использовании ядерного оружия.
В частности, в Нидерландах на авиабазе Фолькель размещено примерно 10-15 ядерных бомб B61, которые могут доставляться самолетами F-16 ВВС RNLAF. Бюллетень ученых-атомщиков в своем последнем докладе о совместном использовании ядерного оружия приводит следующие подробности о Фолкеле:
«На авиабазе Фолькель имеется 32 защитных авиационных укрытия, 11 из которых оборудованы WS3 для хранения ядерного оружия. В каждом WSV может храниться до четырех бомб, т.е. максимальная емкость базы составляет 44 единицы оружия.
В последнее время на авиабазе Фолькель было построено несколько новых объектов. В частности, за последние два года рядом с несколькими укрытиями для самолетов была построена асфальтированная площадка с высокой стеной.
Эта площадка, вероятно, предназначена для использования самолетами C-17A Globemaster III — единственного транспортного самолета, уполномоченного перевозить ядерное оружие ВВС США, — для обеспечения дополнительной гибкости и облегчения быстрой переброски ядерного оружия на базу и за её пределы.
Кроме того, завершено строительство здания повышенной безопасности, аналогичного тому, которое строится в Кляйне-Брогель (Бельгия).
На спутниковых снимках авиабазы Фолькель можно наблюдать строительные работы, аналогичные тем, которые проводятся на других базах ядерного оружия в Европе».
Голландский истребитель F-16 Fighting Falcon буксируется в укрепленное укрытие для самолетов на авиабазе Фолькель.
RNLAF рассчитывают заявить о полной боевой готовности своих F-35A в начале 2024 года . Это произойдет только тогда, когда истребитель сможет выполнять все задачи, возложенные на F-16, включая выполнение 313-й эскадрильей задачи DCA (Dual Capable Aircraft — самолёты двойного назначения) в Фолькеле. Разумеется, для выполнения этих задач к этому времени необходимо иметь на вооружении бомбы B61-12.
Хотя пока нет никаких подтверждений того, что новое оружие будет развернуто в Европе, есть признаки того, что в связи с изменением стратегической обстановки в этой стране, особенно в отношении России, планы по размещению бомб B61-12 на континенте продвигаются.
В октябре 2022 г. издание Politico, ссылаясь на «дипломатическую телеграмму США и двух людей, знакомых с вопросом», сообщило , что прибытие B61-12 в Европу ранее планировалось на весну 2023 г., а теперь запланировано на декабрь 2023 г.
Бомбардировщик B-2A Spirit из состава 509-го бомбардировочного авиакрыла, истребитель F-35A Королевских ВВС Нидерландов и истребитель F-15C Eagle ВВС США из состава 48-го истребительного авиакрыла проводят воздушные операции в поддержку оперативной группы Bomber Task Force Europe 20-2 над Северным морем 18 марта 2020 г.
«Было бы странно торопиться с его применением», — сказал Politico Ханс Кристенсен, директор проекта по ядерной информации Федерации американских ученых. «Они говорили, что мы не будем отвечать на эту ситуацию ядерным оружием. Я не думаю, что они хотят идти по этому пути».
Карта нынешних и бывших мест размещения бомб B61 в Европе в соответствии с соглашениями НАТО о совместном использовании ядерного оружия и таблица с оценкой общего количества бомб на каждом из нынешних мест размещения по состоянию на 2022 год.
Кроме того, в своем докладе о совместном использовании ядерного оружия за 2023 год журнал The Bulletin Of The Atomic Scientists прямо заявляет, что США по-прежнему готовятся к размещению новых бомб B61-12 на европейской территории.
Каким бы ни был статус B61-12, теперь ясно, что Нидерланды, по крайней мере, готовятся передать свои обязательства по нанесению ядерных ударов истребителям-невидимкам, поскольку появились новые свидетельства того, что эти самолеты уже сертифицированы для выполнения этой задачи.
Как только бомбы станут доступны, F-35A, обладающий способностью глубоко проникать через современные системы ПВО, станет грозным ядерным средством НАТО.
Источник: newsstreet.ru Больше интересных статей, которые я не успеваю переводить, но которые можно почитать через онлайн-перевод, можно найти здесь: t.me/murrrzio