Российские инженеры создают микроконтроллеры для автопрома
Какими только функциями не оснащен современный автомобиль! Еще 20 лет назад сложно было представить дистанционный пуск двигателя, автоподогрев сидений и прочие новшества, которые сегодня привычны для большинства автомобилистов. Электронное оснащение современных машин очень сложное: эксперты подсчитали, что под капотом неэлектрического автомобиля можно найти более 1000 микроконтроллеров, а в электрическом транспорте их намного больше.
Между тем, 9 октября 2023 года стало известно о том, что Министерство промышленности и торговли РФ сообщало об ужесточении требований к постановлению № 719 для автомобильной электроники. Речь в нем идет и об электронных блоках управления (ЭБУ) двигателя. Это значит, что с 2026 года автоконцерны будут лишены части заветных баллов локализации, если не будут использовать отечественную микроэлектронику в оснащении транспортных средств.
Поставлять электронные компоненты для автопрома готов НИИ электронной техники из Воронежа. Система менеджмента качества российского института успешно прошла проверку со стороны URS Certification, одного из ведущих международных независимых органов по сертификации, официально признанного Международной автомобильной целевой группой (International Automotive Task Force, IATF).
Кроме автопрома, изделие можно будет использовать в автоматизированных системах управления технологическими процессами или индустриальных системах. Микроконтроллер представляет собой систему на кристалле, содержащую два универсальных 32-разрядных процессорных ядра архитектуры RISC-V, встроенную энергонезависимую память объемом 4 Мбайт, широкий набор универсальных и специализированных устройств и периферийных интерфейсов.
Другая автоновинка от НИИЭТ представляет собой СБИС 32-разрядный микроконтроллер не только для автомобильной электроники, но и для промышленных и потребительских приложений, также систем дистанционного мониторинга, контрольно-измерительных приборов, систем автоматизации производственных процессов, устройств с батарейным питанием.
В изделии есть:
- блоки АЦП сигма-дельта,
- АЦП последовательного приближения с интерфейсом к контроллеру прямого доступа к памяти,
- модуль захвата/сравнения,
- блоки кодирования информации,
- блок RTC,
- два блока ОЗУ на 256кБ и 64кБ,
- блок контроля вскрытия и др.
- домен батарейного питания.
Новое изделие имеет встроенную Flash-память программ (объемом 1 Мбайт), которую можно использовать для хранения и загрузки пользовательского программного обеспечения.
Система тактирования позволяет использовать различные источники тактового сигнала, что позволяет расширить набор применений и решаемых задач пользователя. Существует возможность гибкой настройки тактовых сигналов для блоков периферии.
Для снижения энергопотребления этой микросхемы предусмотрена возможность отключения тактовых сигналов отдельных блоков периферии в случае, если они не используются пользователем.
Эти новинки, как и другие микроконтроллеры, создаются в Научно-исследовательском институте электронной техники в рамках нового комплексного проекта «Разработка и освоение в серийном производстве серии 32-разрядных микроконтроллеров» с использованием программы субсидирования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1252.
![НИИЭТ](http://www.news2.ru/avator/small/271017.png)