Какие актерские амплуа существуют?
Слово «амплуа» в переводе с французского означает «применение».
Название это своим происхождением обязано узкому кругу ролей актёров старого театра, зависящему от характера персонажа пьесы.
В театре Древней Греции амплуа (роли, характеры) актёров определялись с помощью глиняных масок, которые, среди прочих целей, служили средством усиления голоса. Маска соответствовала каждому определенному характеру или настроению: большое количество морщин на лбу означало преклонный возраст, немного морщин — серьезный характер, гладкий лоб — веселое настроение и т.д. Имел значение даже цвет маски. А так как театральных жанров тогда было только два: трагедия и комедия, то и амплуа было только два — трагики и комики.
В театре Древнего Рима (много взявшего из древнегреческого театра) впервые появляются декорации.
В театре классицизма характеры персонажей жёстко закрепились. Существовали: герои (героини), любовники (любовницы), короли (цари), отцы, лакеи, наперсницы (наперсники), бойкая служанка (субретка), инженю (простушка, простак), резонёр (обличитель), злодеи, травести (женщина, играющая подростковые роли), комическая старуха. Причём переход актёра от одного амплуа к другому не практиковался (кроме случаев их естественного старения).
В 1922 году В. Мейерхольд, И. Аксёнов и В. Бебутов разработали таблицу, включающую 17 амплуа и охватывающую всю драматургию. В таблице ими были учтены и рост актёра, и требования к его внешности (лицо и фигура), указывались сценические функции и приводились примеры ролей.
Мужские амплуа:
- герой;
- влюблённый;
- проказник;
- шут (дурак);
- интриган (злодей);
- неизвестный (инкогнито);
- отщепенец (неприкаянный);
- самовлюблённый щёголь (фат);
- моралист (резонёр);
- опекун;
- друг;
- хвастун;
- полицейский (страж закона);
- учёный (маг);
- гонец;
- травести;
- гости, прохожие, слуги (массовка).
Мужским амплуа соответствовали женские амплуа:
- героиня;
- влюблённая;
- проказница;
- клоунесса (дура);
- злодейка;
- неизвестная;
- отщепенка;
- куртизанка;
- матрона (мать семейства);
- опекунша;
- подруга;
- сваха;
- моралистка (блюстительница порядка);
- учёная;
- вестница;
- травести;
- гости, прохожие, служанки (массовка).
Еще несколько слов, относящихся к амплуа:
- дуэнья (в переводе с испанского — компаньонка) — женщина, которая обычно выступает в роли посредника или мешающего элемента между влюбленными;
- жан премье (в переводе французского — первый молодой) — роль первого любовника;
- комическая старуха (в театре классицизма Древнего Рима);
- ученый (маг);
- друг;
- опекун;
- клоунесса;
- вестник;
- хвастливый воин (играют только мужчины);
- пират;
- куртизанка;
- ученая (суфражистка);
- эксцентрик;
- сваха;
- участники массовки (гости, прохожие и прочие);
- моралист/матрона;
- профессиональные амплуа (полицейский и тд).
Распишу различные виды амплуа на примере японского театра кабуки (они очень похожи на амплуа современных фильмов):
Добрые мужские роли исполняли амплуа татияку. И вот какие были виды этого амплуа:
- арагато — роль сильного богатыря, который сражался на мечах (в современных фильмах — это Джет Ли, наверное);
- вагото — это амплуа красавца, соблазнительного мужчины (для примера можно взять Бред Питта);
- дзицуготов — это мудрец, человек, которого все слушаются (почему-то в современной интерпретации я сразу думаю про Моргана Фримана);
- вадзицу — это смешанная роль из двух предыдущих амплуа, то есть и мудрец, и красавец;
- симбояку — это человек-терпение, которого не могут сломить никакие невзгоды (сразу вспоминаю Леонардо Ди Каприо в фильме «Выживший»).
Но были еще мужские роли злодеев, они назывались катакияку. Вот некоторые их разновидности:
- дзицуакуяку — это настоящий бунтарь-злодюга (типа «Доктора Зло»);
- ироаку — это злодей, который выдает себя за приличного человека;
- дзицугатаки — злодей, пытающийся быть мудрецом;
- хирагатаки — злодей, который вот-вот станет добрым (часто в фильмах есть такие персонажи, которые потом делают добрый поступок, дабы исправиться);
- хандогатаки — смешной злодей (это для комедии).
И последняя разновидность амплуа — это женские роли оннагата. Вот их разновидности:
- кэйсэй — куртизанка, девушка легкого поведения, обычно, пошлая и вольная;
- мусумэгата — приличная девушка из хорошей семьи (очень частый персонаж в американских комедиях);
- сэванёбо — верная, преданная жена;
- оннабудо — это девушка-воин (как «Лара Крофт»);
- акубаба — это женщина-вредина, которая любит доставить своему собеседнику.
Разнообразные актёрские амплуа существуют со времён образования театра, который пользовался огромной популярностью ещё у древних греков и римлян, сохранивших для нас сведения, вполне достаточные для того, чтобы составить довольно полное и живое представление об античном театре. Со временем число действующих лиц на сцене увеличивалось, вместе с тем росло и количество создаваемых ими образов… Вот перечень имеющихся актёрских амплуа:
Ну что тут можно сказать? Жизнь — сложная штука. Гусь свинье не товарищ, артист лицедею не брат, ворон ворону глаз не выклюет.
Старая история. Ожидать от каждого актера высоких моральных качеств, которые он изображает на сцене/экране — пффф, господа, вы что — дети малые?!
ПС. Это обращение к автору статьи.
Здесь суть актерства, переданная Александром Сергеевичем Пушкиным.
Импровизатор (сцена из к/ф «Маленькие трагедии»: Сергей Юрский, Георгий Тараторкин) via oberega on YouTube
m.my.mail.ru/mail/roza.50/video/395/2223.html
Но ведь нам Пушкин не писан и...
«Поэт в России — больше, чем поэт».
«Спортсмен в России — больше, чем спортсмен».
«Актер в России — больше, чем актер».
Что касается автора новости, то он не только не знаком с основами драматургии, шоу-бизнеса, брендинга и рекламы, но и пытается внедрить нам совковые нарративы, не имеющие в современной нам российской реальности ничего общего ни с Советским Союзом, ни с Царской Россией, ни с Киевской Русью, ни с Великой Русью (по словам Путина).
Ушло прекрасное время — время моего детства, отрочества, юности и зрелости — а этот человек в нем застрял, оставшись даже не «советским человеком», а «совком», исповедующим до сих пор Моральный кодекс строителя коммунизма.
Жалко его в его наивности и простоте душевной.
Хорошо, что времена этих споров остались позади ;)))
На смену пришло многообразие мира, народов, стран, периодов этапов и стадий истории, наций, языков, религий, поколений, гендеров, рас, культур, цивилизаций, финансово-экономических укладов и партийных идеологий.
В Москве в Большом зале Кремлевского дворца проходит заседание Всемирного русского народного собора с участием патриарха Кирилла. Перед собравшимися по видеосвязи выступил Владимир Путин, сообщает «МИР 24».
«У нас большая многоликая страна, и в этом многообразии культур, традиций, обычаев наша сила, огромное конкурентное преимущество и потенциал. Мы должны его постоянно укреплять, беречь это многообразное согласие, наше общее достояние. Обращаю на это внимание руководителей всех субъектов федерации и рассчитываю здесь на авторитет пастырей наших традиционных религий», – сказал российский лидер.
Всемирный русский народный собор – это международная общественная организация. Этот год для неё юбилейный, собор был создан 30 лет назад и стал авторитетной площадкой для обсуждения насущных в жизни страны вопросов.
Путин заявил, что конкурентное преимущество России — в многообразии
Его нужно беречь и преумножать, считает президент
СОЧИ/МОСКВА, 28 ноября. /ТАСС/. Многообразие культур, традиций и обычаев составляет основу конкурентного преимущества России, его нужно беречь и преумножать. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин, выступая по видеосвязи на заседании Всемирного русского народного собора (ВРНС).
«У нас большая многоликая страна, и в этом многообразии культур, традиций, обычаев — наша сила, огромное конкурентное преимущество и потенциал», — сказал глава государства. «Мы должны его постоянно укреплять, беречь. Беречь это многообразное согласие, наше общее достояние», — добавил он.
«Обращаю на это внимание руководителей всех субъектов Федерации и рассчитываю здесь на авторитет пастырей наших традиционных религий, на ответственность всех политических сил и общественных организаций», — подчеркнул президент РФ.
Я тоже горжусь Великой советской эпохой в истории нашей Родины. И Великой Октябрьской социалистической революцией, и победой в Великой Отечественной войне, и первым спутником в космосе, и Гагариным и луноходом, и ядерным щитом.
Но не всеми периодами и стадиями этой эпохи. Было в этой эпохе много ужасного, отвратительного и мерзкого, с чем я, как советский человек, не мог и не могу согласиться.
И все же разваливать Российскую империю и Советский Союз было нельзя.
Пожалуйста, не надо обобщать быдло с людьми и объединять это понятием «совки». Совсем некорректно получается.
Всегда считал, что слово амбассадор означает посланник в политике.
когда, относительно недавно, встретил это слово в значении «представитель бренда» (не помню фамилии этих «мальчиков=девочек» певцов ртом, представителей ВТБ), то сразу возникла устойчивая ассоциация амбассадор = пидорас...
Это — классные актеры, настоящие Народные артисты, если автор статьи перепутал образы, созданные ими в кинофильмах с ними самими и отождествил актёров с их ролями и образами в кино и рекламе: ну, настоящие люди, как в жизни — и не отличишь от прототипов и творческих работ, воссозданных ими на экране.
Он перепутал то, что он увидел на экранах с самой жизнью.
Станиславский сказал бы на этот счет: «Верю!»