На службе СБУ: Как в Казахстане расправляются с теми, кто служил на стороне России в СВО
Почему казахстанские власти сажают своих граждан и отнимают деньги у добровольцев СВО, кто помогает им выявлять участников спецоперации.
Причина для ареста
Суд в Казахстане приговорил ветерана ЧВК «Вагнер» к шести годам восьми месяцам колонии за участие в боях за Артёмовск в зоне спецоперации. 34-летний Алексей Шомполов был ранен, но получить российский паспорт не успел. Решением суда у бойца конфискуют деньги, полученные им за участие в СВО. Это 205 тысяч российских рублей.
Согласно местным СМИ, решением суда Шомполов признан виновным и осуждён «за совершение тяжкого уголовного правонарушения против мира и безопасности человечества». Квалифицированы его действия как причастность к военным операциям, «направленным на свержение или подрыв конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства».
Задержали Шомполова в Петропавловске. Расследованием занимался Карагандинский областной отдел Комитета национальной безопасности. Приговор суда в отношении подозреваемого был вынесен в августе. Боец дважды подавал апелляцию. Сначала в сентябре суд вернул жалобу и отказался её рассматривать. Во второй раз в ноябре суд рассмотрел апелляцию, но оставил приговор без изменения.
Что говорят эксперты о преследовании участников СВО
— Это пример грубой профанации права. В отношении граждан Республики Казахстан или любой другой страны СНГ ни в коем случае нельзя выдвигать каких-либо обвинений в наёмничестве. Это граждане, пребывающие на территории России и устраивающиеся на работу в группу компаний «Конкорд», которая оказывает широкий спектр услуг, включая охранную, на территории Донецкой, Харьковской, Херсонской, Запорожской и Луганской областей РФ, — говорит глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.
Эксперт объясняет, что все действия приезжих происходят на территории Российской Федерации, признанной Конституцией РФ, в соответствии с нашими законами. Они имеют право работать и зарабатывать. Они не могут выступать наёмниками, потому что де-юре Казахстан никогда не признавал наличие какого-либо военного конфликта между Россией и Украиной. В противном случае Астана должна была отправить свои войска для поддержки нашей страны против киевского фашизма, напоминает Мендкович.
По его словам, подобного вида акт является политизированным и незаконным. Рано или поздно приговор должен быть аннулирован. Государство Казахстан обязано выплатить компенсацию осуждённому и, разумеется, принести публичные извинения и поблагодарить его за то, что он в интересах Казахстана вёл борьбу с фашизмом на территории России.
— Именно США и НАТО, развязавшие военный конфликт на Украине, ответственны за трагедию мятежа в Алма-атинской области, где было много жертв среди казахстанских силовиков. Вашингтон давно пытается колонизировать Казахстан, разграбить его ресурсы, не давая стране развиваться. Люди, которые отправляются в зону СВО, ведут борьбу не только за наш народ, но и за Казахстан. И если у кого-то в этой республике не хватает мужества, чтобы открыто их поддержать, пусть хотя бы не мешают, — говорит Мендкович.
Военный эксперт Александр Коц заявил, что встречал граждан Казахстана в зоне СВО. Все они снимались только в масках, так как боялись уголовного преследования со стороны казахстанской власти. По его словам, это были в том числе люди, заключившие контракт с Минобороны России, которое в январе прошлого года буквально спасло республику от скатывания в масштабный гражданский конфликт. «Получается, русские за казахов могут впрягаться, а когда граждане Казахстана хотят отплатить той же монетой, это преступление?» — спрашивает Коц.
Есть и другие примеры преследования граждан Казахстана за участие в украинском конфликте на стороне России или пророссийского ополчения. Это история Евгения Щербака, приговорённого к четырём годам лишения свободы за службу в рядах батальона ДНР «Спарта»; дело Сергея Шалашова, который также получил срок. «Только с начала 2015 года по сентябрь 2019-го местные суды республики вынесли 30 приговоров по статье за участие в иностранных вооружённых конфликтах», — напоминает Коц. Выявлением добровольцев занимался Комитет нацбезопасности во взаимодействии с СБУ, полагает военкор.