Многопрофильные специалисты пользуются хорошим спросом на рынке труда

отметили
6
человек
в архиве

Темпы развития российской экономики заметно ускорились, полным ходом идет цифровизация, формируются высокотехнологичные отрасли. Все это требует притока новых квалифицированных кадров, способных дать ответ новым вызовам, решать нестандартные задачи, быстро и взвешенно принимать решения в меняющихся реалиях.

Очевидно, что кадры нового формата невозможно учить по-старому, для этого нужны свежие решения, подходы, программы и траектории. Одним из трендов современного формата обучения становится подготовка специалистов параллельно по нескольким, как правило, двум смежным специальностям.

Эксперты отмечают, что скоро привычное обучение лишь по одной специальности начнет уходить в прошлое. Компетенции на стыке профессий — это тренд, продиктованный временем, и он будет лишь усиливаться в дальнейшем.

«Большое влияние на этот процесс оказывает развитие технологий, инновации и тотальная цифровизация, — отмечает директор по исследованиям и разработкам КРОС Ксения Касьянова. — Уже сегодня многие отрасли экономики трансформируются под влиянием диджитализации, а значит, компетенции, которые до недавнего времени были актуальны для тех или иных областей, требуют пересмотра. На передний план выходит сочетание гуманитарных и технических наук, умение разбираться сразу в нескольких областях не просто „по верхам“, а с экспертной точки зрения, быть гибким и многозадачным».

По прогнозам, к 2030 году появится более ста новых профессий, причем большинство из них будет находиться на стыке дисциплин. Яркий пример — биотехнологии. Эта новая высокотехнологичная отрасль пресекается с медициной, сельским хозяйством, инженерией и другими отраслями, а значит, требует специалистов с соответствующими компетенциями.

Фундаментальное образование не может находиться в стороне от этого процесса. Сегодня вузы по всему миру предлагают разнообразные программы с двойной, а иногда и с тройной квалификацией. Кто-то добавляет к основной обучающей траектории различные дополнительные курсы, короткие образовательные программы по смежным дисциплинам и прочее. Отечественное образование тоже дает свой ответ растущему спросу на междисциплинарных специалистов.

В 2021 году президент Владимир Путин подписал закон о возможности получения нескольких квалификаций в ходе обучения в вузах и колледжах. Соответствующие изменения были внесены в закон «Об образовании в РФ». С этого момента образовательная программа может включать в себя компетенции, относящиеся к нескольким профессиям, специальностям и направлениям подготовки.

После освоения базовой части курса студенты смогут изучать одновременно несколько профилей. Для этого введены укрупненные группы специальностей и направлений подготовки. С практической точки зрения это означает, что абитуриенты могут поступать не на конкретное направление подготовки, а на укрупненную группу, что в дальнейшем позволит выбрать несколько обучающих профилей. Например, студент поступает на укрупненную группу «Журналистика», а после прохождения базового курса сможет выбрать несколько узкоспециальных направлений, скажем, «Газетное дело» и «Телевидение». После завершения обучения в дипломе укажут две специальности, и выпускник сможет найти работу как в печатных изданиях, так и на ТВ.

«В нашем вузе есть модель образовательной программы двух квалификаций, — рассказывает проректор по учебной и методической работе Финансового университета при правительстве РФ Екатерина Каменева. — Диплом о высшем образовании один, например бакалавр по направлению подготовки „Экономика“, магистр по направлению подготовки „Информационная безопасность“. И в рамках своей образовательной программы студент получает вторую, дополнительную квалификацию, например „Специалист в области страхования“, „Внутренний аудитор“ или „Специалист по процесс ному управлению“. Подготовка по дополнительной квалификации встроена в образовательную программу и проектируется на основе конкретного профессионального стандарта или должностной инструкции представителя соответствующей профессии».

«Благодаря одновременному получению двух квалификаций выпускник будет более эффективен в междисциплинарных видах деятельности, — считает программный директор направления „Академическое образование“ Skillbox Сергей Жданов. — Фактически подобные программы могут открыть дорогу молодым специалистам в технологически сложные и наукоемкие отрасли. К тому же такой формат может подойти тем, кто хочет обучаться на более интенсивном треке».

Такая образовательная модель повышает востребованность выпускника, позволяет ему без переподготовки приступить к дополнительным обязанностям или заниматься широким спектром задач, имея за плечами фундаментальные знания. Тем более что рынок труда сегодня как никогда нуждается в «многостаночниках».

Согласно опросу, проведенному порталом hh.ru, компании остро нуждаются в сотрудниках, которые могут выполнять сразу несколько задач, причем делать это профессионально. Число вакансий, где от специалиста требуется многозадачность, кратно выросло.

Так, в январе-сентябре 2023 года работодатели опубликовали 368 тысяч вакансий, где одним из требований была многозадачность. Это на 17,4 процента больше, чем за тот же период 2022 года и на 181 процент (в три раза) по сравнению с показателями 2021 года. Наибольших дефицит таких сотрудников испытывают сферы культуры и искусства, ЖКХ, гостиничный бизнес, финансовый сектор, образовательные и строительные компании, сельхозпредприятия, деревообрабатывающая и лесная промышленность.

Некоторые скептики опасаются, что качество подготовки студентов сразу по нескольким направлениям будет упущено. Однако специалисты уверены, что этого не произойдет.

Во-первых, преподавать в укрупненных группах, которые подразумевают обучение сразу по двум специальностям, будут по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), которые учитывают все необходимые нюансы.

Во-вторых, тесное взаимодействие вузов и бизнеса, которое активизировалось в последние годы, будет автоматически регулировать этот процесс, корректируя образовательные модели так, чтобы они были актуальными и готовили по-настоящему востребованных рынком выпускников.

«Образовательные программы с возможностью получения дополнительной квалификации только тогда будут качественными, когда создаются под конкретные рабочие места», — считает Екатерина Каменева.

Тогда, по словам эксперта, в них логично сочетаются все компоненты учебного плана, теоретическая и практическая подготовка. Екатерина Каменева срузу заметила, что это не просто и требует методического мастерства. Особую роль в разработке подобных программ играют представители от работодателей. Именно они зачастую определяют основные векторы дополнительной квалификации, которые впоследствии фиксируются в учебных планах в виде учебных дисциплин. Логика, четкость и продуманность каждого элемента образовательной программы — это гарантия качества образовательной программы, считает проректор Финансового университета.

По мнению эксперта, задача вузов, которая сегодня стоит перед ними — быть гибкими и готовыми трансформировать образовательные программы, чтобы дополнительная квалификация была актуальной, не устарела к моменту выпуска. «Университетам надо опережать рынок труда в части подготовки профессионалов, в том числе по профессиям будущего», — отмечает Екатерина Каменева.

Добавил Елизавета Карпицкая Елизавета Карпицкая 11 Декабря 2023
проблема (5)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать