— Там было всё в коробках или вразброс?
— Да там всё раскатано было бульдозером и трактором. Может, и в коробках изначально. Что удалось им достать, они принесли мне. Жесткие носилки. Кто-то их старался и делал из ленты с ручками. Ленточные носилки всякие разные, медикаменты, халаты медицинские, жгуты, косынки, сухой душ солдатский. Это мужичок, что смог, на земле подобрал и мне отдал. И он говорит, этого добра на мусорке было очень много, но его с землей скатали. Мужчина местный, когда мне отдавал, то, что смог вытащить, сказал, что местные на тот момент уже половину растянули. Я был у него и видел там теплые куртки, сапоги резиновые новые. Но меня больше всего удивило, что был ящик большой, они его открыли, а там полный ящик — рисунки и письма детские, которые пишут в садах и школах для солдат. Он, когда мне это начал рассказывать, то плакать стал.
На полигоне свежие следы от бульдозера
— Груз должен был попасть на фронт, по всей видимости. Не было ли на гумпомощи опознавательных знаков, откуда она?
— К сожалению, никаких знаков не было, будто всё намеренно сорвали. То, что мне мужчина отдал, я забрал. Все носилки, медицину… Через неделю я снова буду туда ехать к парням и отвезу. У меня два племянника воюют. Один в штурмовиках подразделения «Чебурашки». Ему все эти носилки тоже бы понадобились. Я как раз тем рейсом туда отвозил 50 мешков патологоанатомических для трупов. Именно для штурмовиков, чтобы они могли [тела] пацанов вытянуть оттуда.
— Вы не поехали на свалку сразу?
— Мне нужно было возвращаться из рейса. <...> Я решил взять пацанов, сорваться и поехать всё это из земли подаставать. Даже те же носилки, потому что они денег стоят. Их можно постирать, высушить и раздать штурмовикам. Я попросил местного этого мужичка снять мне видео. Он поехал еще раз туда вместе с женой. Снял мне видео с этой мусорки и говорит: «Саш, ну ты зря бензин только прокатаешь, всё скатали с землей и в пропасть сбросили».
Мужчины собрали всё, что можно было вытащить со свалки
— Далеко это место от жилого сектора в Амвросиевке?
— Нет. Там одна свалка на всю Амвросиевку. Она между Амросиевкой и Белояровкой. Мне туда ехать 87 километров примерно надо было бы. Я из села Лысогорка Куйбышевского района Ростовской области. Он сказал, всё подчистую загребли бульдозером и згорнули в пропасть. Я не поехал после этого. Забрал только то, что [местный старичок] отдал.
— Есть предположения, кто это мог сделать и зачем?
— Я вам так скажу, на мой взгляд, это было сделано целенаправленно, чтобы это не попало к военнослужащим. Весь груз вывалили именно на свалке и тут же трактором и бульдозером начали в пропасть згортать. К концу месяца туда собираются из Москвы волонтеры ехать и разбираться со всем этим. Мне уже оттуда позвонили и просили локацию. Есть две версии. Одна — что это волонтеры. Я как-то сталкивался с такими, которые говорили, что сами всё довезут. Таможню пересекли, один бабах услышали, и страшно. Бросают всё и уезжают.
— Были уже подобные случаи? Находили брошенную гумпомощь?
— Да. У меня была такая ситуация на День водителя: так же нам обещали, мол, привезем тельняшки и много гуманитарной помощи для госпиталя. <...> Вот они пересекли таможню, услышали взрыв в первом же здании — в общежитии, и всё, слава богу, там выгрузили, хоть не на свалку выкинули. Потом звонили нам и просили забрать, так как не довезли. Не, ну вы не дураки? Ехали черт знает откуда, а теперь нам срываться ехать и довозить. Ну мы сорвались — я взял прицеп, забрали, развезли, и всё. Так и тут могло вполне быть. После таможни могли сделать видеоотчет, что всё, мы в ДНР, а сами — бросить где попало. Я не пойму одного, ну испугались, ладно, ну высыпьте вы вдоль дороги, в центре этой Амвросиевки, местные разберут или хоть как-то.
«Видно, боялись, что об этом узнают, поэтому всё оказалось на мусорке»
Александр Закутний, волонтер
— А какая вторая версия?
— Как мне удалось выяснить, там местная администрация в этом [может быть] замешана. Я сам дальнобойщик — занялся волонтерской деятельностью по своей инициативе, как говорится, помогать пацанам. Когда я выложил это видео, мне все начали звонить, спрашивать, выяснять. Мой коллега-волонтер скинул информацию, что местные жители начали свое расследование и выяснили, что в этом во всём [может быть] замешан один из администрации. До этого был под следствием. Дело в том, что он в своем телеграм-канале начал обливать меня грязью, что я «укроповец» и прочее. Якобы на эту свалку никакая машина не могла бы заехать.
— А почему они так решили? Этому есть доказательства?
— Наши волонтеры выяснили, что [этот человек] работает в МУПе при амвросиевской администрации, а бульдозеры откуда. «Совпадение? Не думаю». Сам директор с пеной у рта доказывает, что видео со свалки — это фейк, а активизировался после него. Есть скрины, что он там писал. Его уже судили за взрыв в карьере, когда пол-Амвросиевки разворотило. Потом отпустили. Он уезжал на Украину, потом вернулся. Ребята выяснили, что с 2014 года они занимались перевозками людей. Возили за пенсиями.
Информацию эту уже отправили в приемную СК России. Они просили уточнить локацию и прочее. Всё отправлено. Пусть расследуют.