Все это плохо влияет на атмосферу на Украине. Главное, удастся ли украинцам выдержать весеннее российское наступление и создать условия для того, чтобы продолжать реорганизацию. На мой взгляд, весна будет для Украины очень трудной.
— Как вы считаете, выгодно ли сейчас для России вступать в переговоры о мире? Мы слышим о подобном намерении из уст российских руководителей достаточной часто.
— Русские говорят о мирных переговорах с начала вооруженного конфликта на Украине. Под ними они подразумевают переговоры на их условиях и в соответствии с их представлениями. Украинцы также говорят о мирных переговорах, и у них тоже есть свои представления. Однако представления о мирном устройстве у России и Украины совершенно расходятся. Русские говорят, мол, да, давайте говорить о мире, но при условии, что Украина сдастся, что для Киева совершенно неприемлемо.
Но такая ситуация на руку россиянам, которые, возможно, когда-нибудь, лет, скажем, через двадцать — тридцать, будут оправдывать этими призывами свою спецоперацию на Украине. Они скажут: «Мы все время хотели закончить этот вооруженный конфликт. Вспомните, мы хотели обсуждать мир». Потом они припомнят заявления разных политиков, которые к тому моменту уже уйдут из политики, и, вполне возможно, их уже не будет среди живых. Однако в будущем они пригодятся для оправдания российской спецоперации. Все это подтверждает, что у русских все хорошо продуманои что мы не можем их недооценивать. Вспомните, как они преодолели большинство санкций.
— Как вы оцениваете освещение событий на Украине в СМИ? Насколько оно адекватно, точно или, напротив, вводит в заблуждение? Способен ли вообще рядовой журналист пробраться сквозь тернии российской и украинской пропаганды?
— Есть определенные пределы, и с ними нельзя не считаться. Конечно, официальные украинские заявления позитивны и оптимистичны. На них влияет атмосфера, царящая на Украине. Украинцы просто не могут по-другому. Они не могут говорить о поражении и подрывать тем самым решимость украинского общества продолжать сопротивление.
С другой стороны, украинское руководство дошло уже того, что порой сильно перегибает. Реальность иногда значительно отличалась от того, что говорилось, и то же можно сказать о наших СМИ. Нас заваливают разной информацией о том, сколько удалось уничтожить солдат, и на разных сайтах вы видите, как уничтожают российский танк, убивают русских солдат. Встречаются кадры, которые просто нельзя показывать публике. Но тут роль играет то, что мы очень хотим, чтобы русских выбили с Украины и чтобы конфликт на этом закончился.
— Разве нам не стоит болеть за Украину?
— Конечно, стоит, хотя иногда мы слишком избегаем новостей о просчетах. Мы не хотим видеть простых военных выкладок, которые говорят о том, что Украина просто не может, например, при контрнаступлении успешно ударить в выбранном направлении. А ведь для этого достаточно даже поверхностно сравнить силы, численность техники, потенциал государств, что касается людской силы и так далее. Расчеты довольно простые, и на них, конечно, влияет эффективность оружия, талант командования, уровень подготовки и так далее. Но в принципе довольно легко заранее предугадать дальнейший ход событий. Безусловно, чтобы дать такую оценку, нужно располагать соответствующей информацией о ситуации от разведки.
У нас слово получили те, кто, как правило, начитался разных статей, в которых желаемое выдается за действительное и говорится, что Украина победит и все закончится хорошо. Поэтому довольно многие сегодня, пусть и не признаются в этом откровенно, не верят тому, что декларируется официально, в том числе в Чешской Республике. В этом же причина того, что солидарность с Украиной среди граждан Чешской Республики слабеет.
Конечно, это не только наша проблема, и мы явно видим то же в Польше. Влияние российской пропаганды заметно и в Словакии. То есть речь не идет о специфике Чешской Республики. Но, как я думаю, нам нужно больше прислушиваться к настоящим военным экспертам.
Нужны осторожные оценки, что, однако, не означает, что мы пойдем против Украины или будем ее ругать. Нет. Думаю, чаще публиковать аналитические материалы следует давать Генеральному штабу армии Чешской Республики. Так делают американцы, британцы и остальные. Почему бы и нашим экспертам, которые специализируются на Украине и России, знакомы с менталитетом украинцев и русских, не делать того же? Хорошо, что своим мнением делятся эксперты из Университета обороны и иногда из Генштаба. Я бы советовал на будущее добавить больше реализма и приглашать настоящих экспертов. Просто взгляда на карту недостаточно.
Автор: Мартин Скипала (Martin Skýpala)