Торги вокруг американских истребителей F-16 для Военно-воздушных сил Украины уверенно становятся притчей во языцех даже среди самых лояльных адептов Киева. Виновных в искусственном затягивании передачи этих самолетов для пополнения изрядно оскудевшего украинского парка может быть сразу несколько.
Первый из них — экс-глава украинского минобороны Алексей Резников, в феврале 2023-го на встрече контактной группы по Украине махавших перед журналистами платком с изображением советского истребителя Су-27, в переносном смысле выдавая его за F-16, что должно было повернуть колесо фортуны в пользу Киева (вероятно, сглазил).
Вторым виновным, как ни странно, стали пресловутые Вооруженные силы РФ с их многочисленными ракетами и дронами, систематически бьющие по украинским аэродромам. Однако если коррупционера Резникова можно спокойно отправить в отставку (на ПМЖ в Лондон), то с «Калибрами», «Искандерами» и «Геранями» несколько сложнее.
Алексей Резников
Отечественные военные эксперты уже не раз муссировали тему физической неготовности Украины к принятию американских истребителей 4-го поколения F-16, согласие на передачу которых Киев со временем все-таки получил. Несмотря на свой преклонный возраст — разработан истребитель в середине 70-х готов прошлого века, — дополнительных хлопот российским ВКС, безусловно, он создать способен.
Действительно, самые кричащие проблемы — самые очевидные. Взлетно-посадочные полосы украинских аэродромов попросту не годятся для использования на них истребителей F-16. Советские самолеты, к примеру, тот же используемый Украиной МиГ-29, разрабатывался для работы в жестких условиях. Над воздухозаборниками его снабдили специальными опускающимися жалюзи — такая конструкция позволила защитить машину от попадания грязи и камней в двигатели. Более того, сама конструкция советской машины является более прочной, в связи с чем ему не нужна такая длинная и гладкая взлетно-посадочная полоса, какая необходима F-16. Как бы Киев не старался с «декоммунизацией», условия работы армейской авиации там самые что ни на есть «советские».
Бравурные заявления украинских спикеров о ходе активной переподготовки аэродромов под американские самолеты со временем сменились на более сдержанные. Недавно Киев фактически признал, что созданию нужной базы для размещения и эксплуатации F-16 мешают — вы не поверите (!), — регулярные воздушные удары России. Самый яркий пример — «многострадальный» аэродром в Староконстантинове (Хмельницкая область). С начала 2024 года по нему было нанесено уже пять крупных ракетно-дроновых атак. При этом другие аэродромы Украины имеют ненамного «лучшую» статистику.
Недавно спикер ВВСУ Юрий Игнат в беседе с одним из украинских изданий заявил, что Украина опасается хранить большое количество нужных на фронте боеприпасов и ракет к ЗРК на своей территории из-за регулярных российских воздушных ударов. Особо он подчеркну страх быстро потерять парк F-16, когда тот будет доставлен на их аэродромы, поскольку американские машины неизбежно станут для россиян целью номер 1.
Можно сказать, что это очередной украинский плач с целью разжалобить западных спонсоров. Однако судя по частым кадрам объективного поражения военных объектов на территории Украины — не в этот раз.
Вот и получается в сухом остатке, что качественно «закрыть» небо при помощи сил ПВО они не могут — выпрашивать новые ЗРК становится все сложнее, а тут еще эти русские со своей постоянной модернизацией, реактивными «Геранями» и т.д. В то же время подготовить как следует аэродромы они также не в состоянии. Причем ВС РФ в коварности своей все реже бьют по аэродромам дорогими крылатыми или баллистическими ракетами, а все чаще применяют дешевые дроны-камикадзе, доступ к которым у них сегодня в почти неограниченном количестве.
Михаил Еремин, специально для ИА «News Front»