По версии Запада, в ходе урегулирования военного конфликта на Украине линия прекращения огня будет определять фактически контролируемую сторонами территорию. Сам же территориальный спор останется неразрешимым. Именно в этой ситуации стратегия западной «мягкой силы» влияния в России, по мнению США, может инициировать в недалёком будущем возврат Украине «исконно украинских земель».
Помимо прочего, такой расчёт во многом укладывается в общий замысел США по ослаблению России невоенными мерами воздействия — идеологическими и информационными, обозначенными в 2019 году в докладе американского стратегического исследовательского центра RAND* «Слишком большая и несбалансированная Россия».
Оценка влияния вариантов затрат (Overextending and Unbalancing Russia. Assessing the Impact of Cost-imposing options)":
• ослабление веры в российскую избирательную систему;
• создание представления о том, что существующий в России режим не преследует общественные интересы;
• поощрение внутренних протестов и другого ненасильственного сопротивления с целью снижения активности России за границей;
• подрыв имиджа России за рубежом.
Эта деятельность по дестабилизации обстановки в стране-мишени рассчитана как минимум на 20 лет. Если брать за основу анализ технологических особенностей «цветных революций», то можно сказать, что в настоящее время в регионах России в интересах иностранных спецслужб уже проводится работа по сбору и изучению фактов и свидетельств относительно украинцев, проживающих на территории Российской Федерации.
Основные направления работы институтов западной «мягкой силы» будут включать, казалось бы, важные темы. Но их задачей станет медленное разрушение влияния органов госвласти и нивелирование успехов в этой сфере отечественных структур.
Список тем для полевой работы западных агентов влияния обширен. Туда входят как вполне логичные направления, такие как сохранение исторической памяти народов, культурные права, так и действия, которые будут разрушать единство граждан России, обостряя противоречия и выискивая болевые моменты в историческом наследии.
Перечислю некоторые из них:
• сохранение национальной идентичности украинцев России и различных этносов;
• экономические, социальные и культурные права;
• расовая, национальная, этническая, религиозная и языковая дискриминация меньшинств;
• политика принудительной русификации;
• политические репрессии;
• депортации;
• восстановление и сохранение исторической памяти;
• противодействие дезинформации и пропаганде Российской Федерации по истории и настоящему украинцев в России и всех якобы порабощённых народов;
• развенчивание российских мифов об Украине;
• развитие взаимодействия между украинцами и порабощёнными Россией народами;
• подготовка и распространение на Украине и в мире материалов о более тысячелетней истории украинского создания государства, исторических связях земель, населённых этническими украинцами, с украинскими национальными государственными образованиями в различные исторические периоды;
• освещение в учебных программах и учебниках для учебных заведений правдивой истории этнических украинцев на исторически населённых ими землях в пределах Российской Федерации.
Таким образом, противник с началом долгосрочной информационной операции по дестабилизации общественно-политической ситуации в России, по сути, предоставил нам информационные разведданные — нарративы, которые во многом позволят нивелировать предстоящую угрозу.