Кто такие "заугольники", "соленые уши", "макары" и "головотяпы"?
отметили
13
человека
в архиве
![Кто такие "заугольники", "соленые уши", "макары" и "головотяпы"?](/story_images/677000/1706510632_67_1563618121_0:160:3072:1888_640x0_80_0_0_28451c5947bce70a94446e755d847db3.jpg)
Москвичей нередко называют «москалями». Хотя в XVII–XIX веках словом «москаль» в Малороссии называли солдат. Так, в 1819 году писатель И.П. Котляревский написал водевиль «Солдат-чародей», или «Москаль-чаривник», главным героем которого был солдат.
Вместо эпиграфа. Н.В. Гоголь, «Мертвые души»: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором»...
Расскажу о некоторых забавных прозвищах жителей русских городов и местностей. Почти каждый регион имел свои прозвища – экзоэтнонимы. Если оно обидное, то это – этнофолизм. Например, итальянцев могут назвать макаронниками, а французов – лягушатниками. А, скажем, москвичей (собственно, русских) нередко называют «москалями». Хотя в XVII–XIX веках словом «москаль» в Малороссии называли солдат. Так, в 1819 году писатель Иван Петрович Котляревский написал водевиль «Солдат-чародей», или «Москаль-чаривник», главным героем которого был солдат по фамилии Лихой. И часто в Малороссии говорили: «забрали в москали», то есть в солдаты. В произведениях Т.Г. Шевченко часто встречается слово «москаль», и чаще в смысле «солдат».
Есть даже старинный малороссийский анекдот.
Мать спрашивает у дочки: «Кто иде?»
Та отвечает: «Черт».
Мать: «Добре, дочушка, абы не москаль; от черта открестишься, а от москаля и дубиной не отобьешся».А малороссов называли не только хохлами, но еще и мазепинцами, поминая измену гетмана Мазепы. Было много разных забавных поговорок о малороссах. Например: хохол глупее вороны, а хитрее черта. Хохол не соврет, да и правды не скажет.
Рязанцев часто называют «косопузыми». В старину в Рязани было принято носить за поясом топор. Топор перевешивался на одну сторону, и пузо казалось кривым. А почему жители других регионов не имели такой привычки? Тут может быть несколько версий. Самая очевидная: среди рязанцев было много плотников. И еще. В Средние века Рязанщина была окраинной территорией Русского государства, где постоянно «шалили» ордынцы и крымские татары. И рязанцам нужно было быть постоянно готовыми дать отпор непрошеным «гостям». Вот они и носили топор за поясом.
Пермяков называют «соленые уши». Оно и понятно: соляной промысел на Урале – один из основных начиная еще с XV века.
А о крапивенцах, что в Тульской губернии, говорят: сено с колокольным звоном встречали, а воеводы не видали. Как-то раз прослышали крапивенцы, что к ним едет воевода. Приготовились, а на колокольню послали человека, приказали ему: «Как будет подъезжать воевода, звони!» Тот увидел, что на дороге поднялась пыль, подумал: воевода едет, и зазвонил в колокол. А когда все вышли встречать важную особу, то оказалось, что это едет какой-то крестьянин на телеге с сеном.
Жителей Холмогор прозвали «заугольниками». И говорят, что они «царя из-за угла встречали». В 1693 году молодой царь Петр I совершал поездку на Русский Север – в Вологду и Архангельск. Заехал и в Холмогоры. Согласно легенде, когда Петр со своей свитой пошел по городку, его удивило, что на улицах совсем нет людей. Те же, что все-таки встречались, опасливо выглядывали из-за углов и подворотен, но лишь царь подходил ближе, тут же убегали. И тут Петр увидел на завалинке древнего старика, спросил: «Что же вы от меня прячетесь?» Тот бухнулся в ноги и говорит: «Как же не прятаться, батюшка! Наши прадеды из Новгорода от Грозного Ивана-царя сюда сбежали, так вот теперь и боимся, что ты нас за это наказывать станешь». Петр успокоил старика: «Не бойся, дед, и всем скажи: кто старое помянет, тому глаз вон. Эх вы, заугольники!»Жителей села Дединово или Дедново, что на Оке, называют «макарами». Согласно преданию, дедновцы отправили своего старосту с выборными людьми от всего мира встретить Петра I с хлебом-солью. Царь спросил у одного из крестьян его имя. Тот ответствовал: Макар. Государь сказал: «Хорошо!» – и дал ему целковый. И тогда сельчане решили, что царю нравится это имя, и все стали представляться Макарами в надежде, что их тоже одарят. Петр на это якобы сказал, смеясь: «Будьте же вы все Макарами!»
Жителей Верейского и отчасти Можайского уездов Московской губернии прозвали «шуваликами». В 1751 году эти земли были пожалованы одному из графов Шуваловых. На протяжении веков «шувалики» профессионально занимались нищенством, прикидывались погорельцами: опаливали оглобли саней, на которых приезжали в Москву, и уши лошадей. Дескать, в самый последний миг вырвались из огня. Ругательство «шувалик» в значении «бродяга-проходимец» получило известность далеко за пределами Московской губернии.
В «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина описывается вымышленный народ «головотяпы». Дескать, прозвали их так за «привычку „тяпать“ головами обо все: „Стена попадется – об стену тяпают; богу молиться начнут – об пол тяпают“. Слово стало нарицательным для обозначения бестолкового человека. Его любил использовать в статьях и речах Ленин. А после публикации романа „Золотой теленок“ Ильфа и Петрова в обиход вошло словосочетание „головотяпство со взломом“.
Однако слово „головотяп“ вовсе не выдумано Щедриным: он взял его из книг И.П. Сахарова „Сказания русского народа“ и В.И. Даля „Пословицы русского народа“. Головотяпами называли обитателей Егорьевского уезда Рязанской губернии, ныне – подмосковный город Егорьевск. Салтыков-Щедрин наверняка слышал это прозвище – он же служил рязанским вице-губернатором!
Происхождение слова не объясняется, но у Даля приводятся другие прозвища жителей Егорьевского уезда – „коновалы“ и „рудометы“. Из этого можно сделать вывод, что егорьевцы занимались забоем скота, пускали им кровь и разделывали туши – „тяпали“, то есть отрубали, головы животным. То есть изначально слово „головотяп“ не имело никакого обидного смысла.Вместо эпилога. Н.В. Гоголь, „Мертвые души“: „А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам-самородок, живой и бойкой русской ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы – одной чертой обрисован ты с ног до головы!“
Источник:
https://radiosputnik.ru/202401...
Добавил
Игорь Иванов 39114 29 Января 2024
![Игорь Иванов 39114](http://www.news2.ru/avator/small/195670.png)
нет комментариев
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено