Несмотря на строгие международные санкции, призванные изолировать российскую финансовую систему в наказание за спецоперацию на Украине, в 2023 году ее банки заработали 3,3 триллиона рублей (37 миллиардов долларов) — или примерно в 16 раз больше, чем в предыдущем году, сообщил Центральный банк России в докладе во вторник.
По словам руководителя департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ РФ Александра Данилова, такие результаты стали “в некоторой степени неожиданностью”. Еще в марте ЦБ предполагал, что прибыль окажется скромнее и “превысит 1 триллион рублей” (11 миллиардов долларов).
Рекордные прибыли — еще один признак относительной устойчивости российской экономики, несмотря на попытки США и Европы обрушить ее торговыми ограничениями и другими карательными мерами. Во вторник МВФ заявил, что теперь прогнозирует рост экономики России в этом году на 2,6% — в два раза быстрее, чем ожидалось в октябре.
Основная часть банковского сектора страны отрезана от международной межбанковской платежной системы Swift и практически лишена доступа к западным рынкам капитала в результате конфликта на Украине.
Главной причиной скачка банковских доходов стал рост ипотечных кредитов на 34,5%, за которым, в свою очередь, стоит щедрая правительственная программа, призванная стимулировать потребительский спрос. Льготная ипотека составила более половины новых жилищных кредитов.
Ключевая процентная ставка ЦБ РФ составляет 16% после вереницы из пяти повышений, начавшихся в июле с уровня в 7,5%. Сегодня он приближается к рекордной отметке в 20%, достигнутой сразу после ввода войск на Украину.
Общие процентные ставки на российском ипотечном рынке составляют порядка 14%, льготные же кредиты выдаются под 8% (и 6% для молодых семей), а разница покрывается из государственного бюджета.
Российские граждане торопятся с ипотекой либо из-за опасений, что программа закончится грядущим летом, либо в надежде поскорее вложить обесценивающиеся рубли в недвижимость, утверждается в докладе ЦБ РФ.
При этом политиков и надзорные органы тревожит несколько контрпродуктивный эффект льготных кредитов: вместо того, чтобы сделать жилье доступнее и стимулировать спрос, они нередко, наоборот, раздувают цены.
Еще один фактор, приведший к внутреннему кредитному буму, —кредитование для скупки активов у международных компаний, которые либо распродали свои российские филиалы из-за санкций, либо попали под государственную экспроприацию.
Согласно докладу ЦБ РФ, совокупный портфель корпоративных банковских кредитов в 2023 году вырос более чем на 20%, при этом новые кредиты на сумму 500 миллиардов рублей связаны со сделками о выходе иностранных компаний из России.
Прибыль росла за счет восстановления основных доходов, существенного сокращения расходов на резервы и получения значительных доходов от валютной переоценки, говорится в докладе.
“Банковский сектор выглядит стабильным, и на данный момент я не вижу никаких тревожных сигналов, — сказала приглашенный научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии* Александра Прокопенко, прежде работавшая в ЦБ РФ. — Сектор снова накапливает деньги. Если российская экономика столкнется с новым внешним шоком, у нее будет буфер, которым она сможет воспользоваться, и правительству не придется тратить деньги на ее спасение”.
Чудесные новости из России. А то Байден, помню, обещал стереть рубль в порошок.
Сколько сил и средств вбухано в уничтожение России, а та и в ус не дует. Зато британская экономика идет на дно. Ловко сработано!
Отличные новости из России. Стойкие и разумные люди — держатся вопреки всем препонам и трудностям. Есть чему поучиться. И руководство их — молодцы.
Вот, собственно, и всё, что вам надо знать!
Актуальный заголовок: Российские банки зафиксировали рекордную прибыль. Хватит уже талдычить про санкции. Смиритесь!
По крайней мере, теперь российское правительство тратит свои сырьевые прибыли на собственных граждан, а не на иностранные резервы, которые мошенники из западных правительств удобно конфисковали.
________________________________________
* Организация, выполняющая функции иностранного агента