«Русский Клаузевиц». Как правильно вести войну политическому стратегу? Стратег комдив Свечин 100 лет назад научил выигрывать войну, а не только бой, битву и баталию

отметили
23
человека
в архиве
«Русский Клаузевиц». Как правильно вести войну политическому стратегу? Стратег комдив Свечин 100 лет назад научил выигрывать войну, а не только бой, битву и баталию
Во Франции вышла книга «О ведении войны», основанная на революционных идеях русского военно-политического стратега Александра Свечина (1878 — 1938). Point пообщался с авторами книги и узнал, как добывались победы в первой и второй мировой войне. А главное — как может быть добыта политическая победа в российско-украинском конфликте.
 
В книге «О ведении войны» Бенуа Биан и Жан Лопез размышляют о революционном взгляде на войну со стороны бывшего царского офицера, а потом советского военачальника и жертвы сталинских репрессий Александра Свечина.
 
Перед нами то, что мы называем книгой-пособием от мастера. Не стоит удивляться. Оба автора являются экспертами в военной области. Наш первый исследователь — Жан Лопез, соавтор книги «Барбаросса. 1941 год. Абсолютная война», автор энциклопедических трудов по ведению войн и военных операций. Наш второй исследователь — Бенуа Биан, военный историк, который в течение пятнадцати лет размышлял над военной стратегией и который, начиная с 24 февраля, делился со своими читателями подробным анализом о конфликте на Украине. Он отметил главный пробел в стратегическом подходе Франции: в нем отсутствует оперативное искусство, зародившееся в СССР в 1920-х годах.
 
Во времена Covid между двумя экспертами начался очень важный разговор: 337 вопросов и 337 ответов одинакового уровня позволили по-новому взглянуть на всю историю военных операций за две тысячи лет, в частности, операций XX века. Яркий, увлекательный и познавательный анализ. Даже не имеющие прямого касательства к армии люди могут воспринять его как увлекательное чтение. Но, собственно, что такое оперативное искусство? Ответ на этот вопрос содержится в этом пространном интервью, которое также знакомит нас с Александром Свечиным, которого авторы ставят в один ряд с великим немецким стратегом Клаузевицем.
 
Le Point:Почему оперативное искусство настолько важно, что нужно посвящать ему книгу?
 
Бенуа Биан:Мы пришли к выводу, что в военном искусстве в какой-то момент произошел разрыв между стратегией и конкретным боем. Стратегию сочли неспособной «вести войну», тактика, как конкретная методика ведения боя, взяла верх. Оперативное искусство, определяемое как отдельная военная дисциплина, зародилось после выявления этого разрыва в 1920-х годах. Оперативное искусство направлено на устранение этого разрыва. Стратегия стала определяться как искусство «последовательности боев», позволяющее использовать каждый бой как шаг к достижению стратегических целей войны, то есть политического прежде всего результата. Это фундаментальный инструмент осмысления войны и ее ведения сегодня и в будущем.
 
— Но все-таки так ли уж велик был описанный вами разрыв? Разве во время Первой мировой войны не работали стратеги?
 
Жан Лопез: Конечно. Но какого было качество этих стратегов? Возьмем, к примеру, человека, считающегося великим немецким стратегом, генерала Людендорфа. Весной 1918 года ему пришлось взять курс на окончание войны, потому что у немцев начал рушиться тыл. Это было обидно: незадолго перед этим немцы изобрели метод прорыва франко-британских линий обороны при помощи штурмовых отрядов, то есть новых методов общевойскового боя. Так немцы получили в свое распоряжение прекрасный военный инструмент, но проиграли политически.
 
Немцы так и не смогли воспользоваться своим новым военным инструментом. Ведь какова была стратегическая цель нремецкого командования в первую мировую войну? Вклиниться в линии обороны противника во Франции и Бельгии, в идеале — отделить англичан от французов одним из таких клиньев. Однако Людендорф оказался неспособным разработать такую последовательность операций, которая привела бы к этой цели. Его наступления, преподносимые тогда как успехи, носили бессистемный характер. В действительности они ни на йоту не способствовали достижению стратегического результата. Соображения Людендорфа строились на привычном алгоритме поведения: надо вести все новые и новые сражения, побеждать и ждать, пока враг от множества поражений, наконец, сломается. А это неправильно. Нужно всегда видеть главную цель, к ней стремиться.
 
Б. Б.: Мы во Франции перешли от наполеоновской модели, существовавшей до 1914 года, где речь шла о достижении одной решающей победы в генеральном сражении, к цели достижения нескольких побед, которые складывались бы вместе. В 1918 году окончательную победу союзникам принесли экономическое и моральное истощение Германии, а также страх немцев перед революцией, то есть события и эмоции, не относящиеся к полю боя.
 
— Вы упомянули Наполеона. Занимался ли он оперативным искусством? Пусть и не зная, чем он занимается с точки зрения двадцатого века?
 
Б. Б.: Занимался. Поскольку он выполнял функции разом и государя, и стратега, Наполеон смог развить оперативный тип мышления. С 1804 года он смог поставить очень конкретную цель войны: отделить Англию от ее союзников в лице Австрии, Пруссии и России, не дать всем этим державам объединиться против него. Вот почему нужно посмотреть на историю войн Наполеона как на длительную цепь военно-политических шагов, а не как на серию победных сражений, коорую видели современники. За 1805 годом (Аустерлиц) стоит разгром Австрии; 1806 год (Йена, Ауэрштедт) знаменовал разгром Пруссии; 1807 год (Эйлау, Фридланд) стал годом поражения России. Но все эти действия в течение трех лет являются лишь этапами в движении к одной и той же цели: изолировать Лондон, лишить Англию союзов в Европе. Эти три года следует рассматривать как единое целое.
 
— Вы обратили внимание на изобретателя этого вида искусства, советского теоретика Свечина, который был неизвестен никому, кроме специалистов. Как он пришел к открытию этого сложного и комплексного понятия — оперативного искусства?
 
Б. Б.: Он был профессионалом-штабистом, изначально царским генералом, который пережил две трагедии: поражение России от Японии в 1905 году, а затем политическое крушение обороны России в 1917 году. Он был первым, кто констатировал разрыв между военно-техническими специалистами, которые рассуждают только категориями боя и тактики, и политическим ведением войны. Погруженный в стратегическую культуру, Свечин, переживший гражданскую войну 1919-1921 годов, поставил стратегию в центр военных действий и взаимоотношений между политикой и армией. Он одновременно последователь Клаузевица (Свечин написал его биографию в 1930-х годах) и Маркса в том смысле, что он снова ставит политику на центральное место, когда речь идет о целях войны. Они определяются государем (как бы он ни назывался — президентом, императором и т. д.) по согласованию со стратегом, а затем реализуются стратегом.
 
Ж. Л.: Свечин опубликовал в 1927 году свою главную книгу — «Стратегия». Это результат его курсов по стратегии, которые он читал в Академии Генштаба имени Фрунзе. Он являлся стратегом-теоретиком, старшим офицером Красной Армии, которая в середине 1920-х годов находилась в упадке. СССР жил в состоянии полной незащищенности, убежденный, что мир хочет его гибели, что все его соседи, особенно поляки, в любой момент готовы померяться с ним силами. Отсюда вопрос: какую стратегию следует выбрать в случае нападения на страну? Свечин в этом деле придает большое значение политическому лидеру, который должен быть в одном ряду со стратегом. Каждый должен понимать, чего хочет другой. Сталин умел слушать своих стратегов, хотя и часто вмешивался в их действия.
 
— Можете ли вы привести примеры советского оперативного искусства?
 
Ж. Л.: После Тегеранской конференции (ноябрь 1943) Сталин обратил внимание на реальное изменение ставок в войне: речь уже не шла об освобождении советской территории или победе над Германией, а о том, чтобы лучше позиционировать себя в Европе. С этого момента целью было уже не просто лишить немцев живой силы и техники (операция «Багратион» в июне 1944 года), а продвинуться в направлении Польши, Венгрии и Румынии. Мы переходим от ведения визуальной войны к геополитическому видению, предусматривающему завоевание «территориальной подушки безопасности» и смену режимов на прежде враждебной территории. С этого момента каждая военная операция будет разрабатываться с учетом этой цели. Например, Сталин понимал: поскольку границы Польши будут перенесены на 200 километров к западу, ей понадобится большой промышленный бассейн, который сделает ее жизнеспособной и обеспечит сильный рабочий класс, основу нового режима.
 
Этой базой и этим бассейном будет немецкая Силезия. Поэтому Красная Армия постаралась эту территорию физически пощадить. Основываясь на этом требовании, маршал Конев разработал продуманную операцию, которая не должна была полностью окружить 17-ю немецкую армию, но оставила бы ей узкий путь отхода. Цель была: сделать так, чтобы заводы и шахты там не были полностью разрушены.
 
Б. Б.: Великая Курская битва летом 1943 года является еще одним примером. Политической целью в то время по-прежнему было освобождение советской территории, в частности Украины. Стратегической целью являлась ликвидация наступательного потенциала Германии, особенно ее резервов. Эта битва представляла собой комплекс из трех взаимосвязанных операций, продолжавшихся два месяца.
 
Ж. Л.: Еще один яркий пример: Сталинград. Стратегических целей множество: уничтожить 6-ю немецкую армию, создать угрозу для наступающей группировки вермахта, вытеснив ее с Кавказа, обеспечить безопасность иранского коридора, через который идут американские поставки в чувствительный регион СССР (Закавказье). Для достижения этих целей были проведены две сложные операции («Уран» и «Сатурн»). Но осторожно: читатели не должны думать, что оперативное искусство всегда удачно применялось именно советскими руководителями!
 
Б. Б.: Путаница возникает из-за того, что западное оперативное искусство послевоенного периода пришло в Европу с американцами, которые во многие неправильные вещи верили ошибочно. Советы были ближе к истине, но им мешал личный фактор: советская доктрина во многом была вдохновлена маршалом Тухачевским, который был большим личным противником Свечина.
 
— Какая между ними разница?
 
Б. Б.: Их стратегическое мышление. Тухачевский придерживался идеи оперативного искусства, но единственным способом ведения войны он считал неразумную стратегию быстрого уничтожения противников СССР. Он максималист, его опьяняют грандиозные цифры индустрии 1930-х годов, позволявшие надеяться на скорое производство оружия массового уничтожения. Он гораздо более догматичен и жесток, чем Свечин, который менял стратегию в зависимости от целей войны… и имеющихся средств. Парадокс заключается в том, что эти двое военачальников будут уничтожены в ходе чисток 1939 года, но их идеи насчет оперативного искусства их переживут.
 
— Вы упомянули немцев. Может быть, они использовали это искусство во время нападения на Францию в 1940 году по плану Манштейна?
 
Б. Б.: У немцев стратегия служит бою, а не наоборот, как в оперативном искусстве. Победа в 1940 году над Францией привела к стратегическому тупику, поскольку Гитлер считал, что поражение Франции приведет к поражению Англии. Оперативное искусство по Свечину требует, чтобы мы поставили себя на место врага. В этом он является последователем Клаузевица, для которого война есть дело диалектическое, ситуация может меняться, нарушая с таким трудом выработанные планы.
 
Ж. Л.: Только когда Франция потерпела поражение, немцы задались вопросом: что делать с Англией? Плана Б у них не было, они не думали о битве за Британию заранее. Бомбардировки Англии стали импровизацией — мы это знаем, потому что у их пилотов даже не было записей о целях их бомбардировок, хотя бы наподобие тех, что они имели при вылетах на Францию в 1940 или на СССР в 1941 году. У Гитлера не было четкой стратегии, и, как следствие, его генералы не смогли разработать последовательность операций для достижения победы над главным врагом — Англией.
 
— Вы упомянули Клаузевица. Чем Свечин отличается от него?
 
Б. Б.: Свечин является последователем Клаузевица в той степени, в какой, по Клаузевицу, политика должна определять ход войны, что выразилось в знаменитой формуле: война есть продолжение политики другими средствами. Уже для Клаузевица политика «командует» стратегией, которая в свою очередь определяет, как боевые действия должны привести к победе в данном вооруженном конфликте. Клаузевиц не уточнил всех деталей этого процесса, так как умер преждевременно. Свечин дает ответ, объясняя, как стратегия должна использовать боевые действия — посредством серии операций, принципы которых он подробно анализирует — для достижения политических целей. Он снова связывает бой со стратегией. Более того, Свечин углубляет анализ войны как политического явления. В частности, он представил идею классов и фракций, как внутри страны, так и за рубежом, а также важность учета их борьбы за власть для успеха противнрика данной страны.
 
— Вы говорите, что американцы изучают Свечина, но практически никогда не действуют по его заветам. Почему?
 
Ж. Л.: У американцев утилитарный подход к войне. Они отвергают войну как политическую стратегию, ставя задачу победы с использованием технических средств прежде всего. Либо войны нет, либо они ведут войну как аутисты, без учета внутриполитической ситуации противника. Такой образ мышления частично исходит из Гражданской войны в США, необходимой для понимания их военной истории: сначала Север хотел реинтегрировать отделившиеся штаты в Союз с минимальными потерями. Потом, когда Юг одержал первые победы в 1861-1862 годах, стратегическая линия изменилась. Север США решил уничтожить Юг как политическое явление, подавить его общество и институты, искоренить врага. Впоследствии так же действовали американцы и в других войнах.
 
Б. Б.: Эта линия впоследствии практически не менялась: давайте посмотрим на Корею, Вьетнам, Ирак, Афганистан, где каждый раз речь идет об уничтожении врага и смене режима. Американцы являются жертвами своего одержимого поклонения технологиям: как и раньше немцы, они всегда прибегают к техническим решениям, чтобы уничтожить противника в надежде, что военная победа сама собой решит политическую проблему.
 
— Интересовалась ли Франция Свечиным?
 
Б. Б.: Французам следовало бы сделать это, зная, что труды Клаузевица, продолженные Свечиным, основаны на размышлениях немца о Наполеоне. В нашей истории был славный голлистский момент, когда политический лидер [президент де Голль] поставил ясную цель: восстановить величие Франции, вернуть ей свободу выбора, короче говоря, подлинный суверенитет. Средством могло бы стать ядерное оружие, но боевые действия для де Голля не были вариантом: генерал был против ядерной войны.
 
Но после смерти де Голля оперативное искусство вышло из моды во Франции. Наши нынешние операции за рубежом больше напоминают постколониальные полицейские акции: есть боевые действия, но почти нет стратегии. А ведь обстоятельства изменились: наличие нескольких ядерных держав означает, что уничтожение врага при помощи оружия массового поражения больше не является вариантом. Наличие ядерного оружия возвращает на повестку дня ограниченную войну, в которой можно использовать лишь обычные виды воружения и оперативное искусство.
 
Ж. Л.: Сдерживание больше не может быть альфой и омегой французской оборонной политики. Защиты национальной территории уже недостаточно. Франция должна заново научиться мыслить категориями ограниченной войны. На данный момент это не так, поскольку, находясь в НАТО, мы не имеем независимой военной доктрины. Франция перестала думать о войне политически, она думает только о средствах. Американское мышление как будто колонизовало нас: мы стали похожи даже в военных теориях.
 
— Что сохранила нынешняя российская армия от оперативного искусства?
 
Ж. Л.: Давайте сначала проясним важную вещь: в теоретическом плане русские не отвернулись от советской армии и от ее доктрины. Просто у сегодняшних российских лидеров нет некоторых средств, которые были у Сталина: нет производственных мощностей и территории всего СССР, нет советского политического принуждения, поскольку нет мощного репрессивного аппарата и смертной казни. Но зато есть интеллектуальная связь с лучшими представителями стратегической мысли тех времен и нет жесткой идеологии, которая запрещала бы смелую мысль. Свечина изучают до сих пор, его цитирует и генерал Герасимов. Чтобы ответить, как применялась теория Свечина в ситуации с Украиной, нам не хватает информации: мы не знаем, когда именно Путин принял решение о спецоперации и почему именно в этот момент. Мы также не знаем точно, что происходит между российским лидером и его стратегами. Можно лишь сказать, что им не дается той свободы действий, которую отстаивал Свечин.
 
Б. Б.: На Украине была допущена ошибка в оценке реакции противника. Как и в Будапеште в 1956 году, в Праге в 1968 году, в Афганистане в 1979 году, в Москве, похоже, больше думали о силовой составляющей, чем о политической. Не видно было сразу, каков был план Б. В более широком смысле, русские стали жертвами частых смен военной доктрины. До Горбачева политическая логика защиты линии обороны сопровождалась наступательной доктриной: как можно быстрее перенести бои в центр вражеской территории. При позднем Брежневе, а потом и при Горбачеве по политическим причинам (разрядка в 1970-е, улучшение отношений с Западом в конце 1980-х) и экономическим причинам (НАТО начало усиленно защищать Западную Европу) Советы перешли к оборонительной доктрине: принять первый удар противника, а затем контратаковать. Их логистика уже не была рассчитана на наступление глубиной 500 или 1000 километров, как в 1945 или 1960-х годах.
 
Ж. Л.: С другой стороны, Путин более прагматичен, чем Сталин в начале войны. Он готов оставить позиции, отступить, чтобы, возможно, лучше контратаковать. Тем временем военные цели России изменились: ставится задача спасения Донбасса и Крыма, а также «финляндизации» Украины. Но русским нужен крупный военный успех, чтобы добиться начала переговоров. Разработали ли они операцию для достижения этой цели и способны ли ее осуществить? Будущее покажет.
 
Франсуа-Гийом Лорен (François-Guillaume Lorrain)
Добавил suare suare 1 Февраля
Дополнения:

Русский Клаузевиц: сотрудники Военной академии Генштаба ВС РФ — о вкладе Свечина в развитие военного искусстваСотрудники Военной академии Генштаба ВС РФ — о вкладе Свечина в развитие военного искусства

29 августа 2023, 10:15
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
 
29 августа 1878 года в Одессе родился русский Клаузевиц, военный теоретик Александр Андреевич Свечин. Его научная деятельность оказала значительное влияние на развитие военной мысли и оперативного искусства нашей страны. В частности, Свечин описал стратегию измора, которая использовалась в Великой Отечественной войне и в определённой мере применяется сейчас в ходе СВО. О жизненном и профессиональном пути Свечина RT рассказали научные сотрудники НИИ военной истории Военной академии Генштаба ВС РФ Елена Назарян и Юрий Шведов.
 
 
  • Александр Андреевич Свечин / его главный научный труд — «Стратегия»
  • © Министерство обороны РФ

— Свечина называют русским Клаузевицем. Какие события повлияли на его становление как выдающегося военного теоретика?

Старший научный сотрудник НИИ военной истории ВАГШ ВС РФ Елена Назарян:

— Александра Андреевича действительно называют русским Клаузевицем. С детства Свечин мечтал стать военным, и вся его жизнь была посвящена военной службе. Его отец Андрей Михайлович Свечин был генерал-лейтенантом русской императорской армии, а в 1917 году это звание получил старший сводный брат Свечина — Михаил. Следуя примеру отца и брата, Александр Андреевич окончил 2-й кадетской корпус в Санкт-Петербурге. С 1895 по 1897 год он учился в Михайловском артиллерийском училище. 13 августа 1897 года был произведён в подпоручики с назначением в 46-ю артиллерийскую бригаду.

С октября 1900 по май 1903 года Свечин — слушатель Николаевской академии Генерального штаба. Широкий круг военных вопросов, в том числе стратегического уровня, преподававшихся в академии, значительно расширили его научный кругозор и привили прочный интерес к военной науке. Он хорошо овладел многими областями военного знания. «За успехи в науках» 23 мая 1903 года Свечин произведён в штабс-капитаны, а 27 мая — причислен к Генеральному штабу.

С началом русско-японской войны (1904—1905) Александр Андреевич ходатайствовал о переводе его в действующую армию. В ходе этой кампании он приобрёл боевой опыт службы во многих звеньях армии, познакомился с организацией и функционированием штабов и тыла в условиях боевых действий. Многообразие форм деятельности способствовало развитию военного профессионализма Свечина. По его словам, с Мукденского сражения в России началось осмысление проблем военного искусства и военной науки, ревизия ценностей.

После дальневосточной кампании Свечин был направлен на строевую службу в крепость Осовец (Варшавский военный округ). Пребывание на западной границе в Осовецкой крепости в течение двух лет дало ему возможность проанализировать и систематизировать впечатления от событий русско-японской войны. В 1906 году вышла в свет первая книга Свечина — «Война в горах. Тактическое исследование по опыту русско-японской войны: со многими примерами из последней кампании».

С 1907 по 1912 год были опубликованы уже капитальные труды Александра Андреевича, посвящённые теме дальневосточной кампании. В эти годы Свечин показал себя пытливым исследователем-практиком. Его труды оказали влияние на разработку вопросов тактики в общевойсковом бою и в других видах боевых действий, вплоть до стратегических.

В мае 1908 года Свечин был переведён в Петербург — в Главное управление Генерального штаба (ГУГШ) помощником делопроизводителя части 2-го обер-квартирмейстера, занимавшегося оперативно-статистическими исследованиями по европейским театрам (германскому, австро-венгерскому, румынскому и шведскому). В декабре того же года произведён в подполковники.

  • Бои за Осовец
  • © Universal History Archive/Universal Images Group via Getty Images

К середине 1914 года Свечиным было написано восемь монографий, более сотни статей в газетах и журналах, около 200 рецензий. В начале Первой мировой войны Александр Андреевич был назначен офицером для поручений при начальнике штаба Верховного главнокомандующего. В августе 1915 года Свечин по его настоянию был переведён на строевую должность на Северо-Западный фронт. Командовал 6-м Финляндским стрелковым полком. В 1916 году ему было присвоено воинское звание «генерал-майор».

В бою у хутора Зелёный Остров 11 июля 1916 года Свечин был тяжело ранен пулей в шею навылет с повреждением двух шейных позвонков и с временным параличом всего тела. Но, едва оправившись от раны, он вернулся в полк. В мае 1917 года Свечин был назначен начальником штаба 5-й армии Северного фронта. В декабре 1917 года был демобилизован.

В марте 1918 года Свечин добровольно вступил в Красную армию. Находясь на службе в РККА, Александр Андреевич написал большое количество учебных пособий, статей и докладов, переводил и редактировал труды иностранных авторов, много выступал публично.

В середине 1920-х годов в свет вышла книга «Стратегия», которая считается главным трудом Свечина. Какие идеи в ней были изложены?

Ведущий научный сотрудник НИИ военной истории ВАГШ ВС РФ, полковник в отставке Юрий Шведов:

— В «Стратегии» Свечин предстаёт перед нами сложившимся военным теоретиком. В этой книге он изложил свой взгляд на систему подготовки и ведения войны государством. Важное место в его исследованиях занимают вопросы соотношения политики и военной стратегии. Также, как и Карл фон Клаузевиц, Свечин считает, что «война есть продолжение политики иными средствами».

Далее в своей книге Свечин утверждает, что политическая цель должна отвечать возможностям ведения военных действий. «Чтобы соблюсти это требование, политик должен иметь правильное представление об отношении своих сил к неприятельским, что требует чрезвычайно зрелого и глубокого суждения, знания истории, политики и статистики обоих враждующих государств и известной компетенции в основных военных вопросах», — говорится в «Стратегии».

Также учёный полагал, что для точного прогноза будущих войн и их последствий важно не только посчитать, сколько у врага оружия и техники, но и правильно оценить промышленно-экономический потенциал страны — как собственный, так и неприятеля.

Поэтому исследованию проблемы экономической мобилизации и влиянию экономики на ход войны Свечин уделял особое внимание. Выдающийся теоретик утверждал, что в будущем войны, в которых столкнутся сильные противники, будут принимать затяжной характер с использованием разнообразных форм вооружённой борьбы.

Свечин и его сторонники всячески предостерегали от упования на быстрые успехи в расчёте на реализацию идей «стратегии сокрушения», которая якобы позволит решить исход войны блестящей серией наступательных операций в кратчайшие сроки.

 

  • Труды Александра Андреевича Свечина
  • © Министерство Обороны России

Чётко поставленная политическая цель определяет выбор стратегии ведения боевых действий. Свечин рассматривает два вида стратегии: молниеносную кампанию, которую он называет «стратегией сокрушения», и войну на истощение, или измор.

Первая — наиболее рискованная — предполагала «полную дезорганизацию неприятельской живой силы», вторая — изоляцию противника как на определённом участке фронта, так и по всей его протяжённости, а также ежедневное истребление врага.

В своей книге Свечин подчёркивал, что хотим мы того или нет, но стратегия будущего — это «стратегия измора». Теоретик сомневался, что войну с серьёзным противником можно выиграть за две-три крупные операции.

 Большое значение Александр Андреевич придавал экономическому фактору. В «Стратегии» говорится, что сценарий молниеносной войны требует тщательной подготовки к мобилизации материальных ресурсов и чрезвычайного увеличения военного бюджета, которое способно подорвать развитие производительных сил государства.

Для измора, в свою очередь, необходимо, наоборот, иметь не перегруженную, а хорошо сбалансированную и работающую промышленность, которая будет стабильно обеспечивать военные нужды.

Свечин подчёркивал, что задачи войны должны быть «понятны и близки широким массам населения». В таком случае, как писал он в «Стратегии», «можно рассчитывать, что вооружённые силы в течение долгого времени будут сражаться с большими подъёмом и упорством».

Также Александр Андреевич развил идею «перманентной мобилизации», которая сыграла ключевую роль в событиях 1941—1942 годов. Помимо прочего, в этой книге Свечин разработал, конкретизировал и ввёл в научный оборот понятия «политическое оружие», «оперативное искусство», «политическое разложение», «политическая устойчивость», «политическая подготовка к войне».

Говорить о «Стратегии» Свечина можно ещё много. Это глубокая и многоплановая научная работа. Главная же заслуга теоретика, на мой взгляд, состоит в том, что он смог свести воедино весь комплекс наиболее важных вопросов подготовки государства к войне.

По Свечину, стратегия — это искусство комбинировать подготовку к войне и группировку операций для достижения цели. Стратегия решает вопросы, связанные с использованием как вооружённых сил, так и всех ресурсов страны для достижения конечной цели. Успех тактики и стратегии зависит от оперативного искусства.

Оперативное искусство диктует тактике основную линию и не даёт ей распасться на ряд разрозненных операций. Помимо боевых задач, оперативное искусство решает другие сопутствующие вопросы, в том числе логистические.

«Стратег будет действовать успешно, если он правильно оценит характер войны, находящийся в зависимости от разнообразных экономических, социальных, географических, административных и технических данных», — писал Александр Андреевич.

— Не могли бы вы более конкретно сказать, какую практическую пользу деятельность Свечина принесла Российской империи и СССР? Насколько оказались востребованы его идеи и что было незаслуженно отвергнуто?

Юрий Шведов:

— Часть идей Свечина использовалась на практике Российской империей и СССР. Если же говорить про Великую Отечественную, то Красная армия действовала в рамках доктринальных установок, исповедуемых Михаилом Тухачевским, несмотря на то что маршал был репрессирован ещё в 1937 году.

Напомню, что Тухачевский как раз активно продвигал идею «сокрушения». Именно её советское командование безуспешно пыталось применить в первых сражениях с вермахтом. Эхо далёкой полемики Тухачевского со Свечиным отозвалось для РККА летом 1941 года огромными потерями и военными катастрофами на западной границе.

Руководству СССР пришлось вспомнить о стратегии измора, о которой Свечин так подробно писал и за которую упорно, хотя и во многом безуспешно, боролся.

Александра Андреевича несправедливо арестовали в конце 1937 года. 29 июля 1938 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР он был расстрелян. В 1956 году Свечина, как и многих репрессированных, реабилитировали.

В годы Великой Отечественной руководство страны взяло на вооружение значительную часть научного наследия талантливого военного мыслителя. В практику подготовки кадров Красной армии прочно вошли вопросы оперативного искусства. Стали подробно изучаться фронтовые и армейские операции, вопросы их подготовки и ведения.

  • Фотография Свечина во время его заключения в 1938 году
  • © Министерство Обороны России

Какими личными качествами обладал Свечин? Как они помогали ему в его работе? Мешали ли они продвижению по службе?

Елена Назарян:

— Чтобы понять, какими качествами обладал Свечин, обратимся к первоисточникам. В нашем случае это будет его автобиография. По собственному признанию Александра Андреевича, горячность и наклонность к критике он унаследовал от отца. Свечин отмечал, что «учился отлично, вёл себя буйно».

Также он писал, что во время учёбы в училище «наклонность к критике привела к столкновениям с начальством и товарищами». В автобиографии Свечин сообщал, что из училища его едва не исключили. Будущего теоретика выпустили с пометкой «не рекомендуется для службы в гвардии». Как вы можете заметить, Свечин отличался крутым нравом и был вполне самокритичен.

Есть ещё одно свидетельство о характере и личных качествах Александра Андреевича. В аттестации, данной ему начальником 2-й Финляндской дивизии генерал-лейтенантом Кублицким-Пиоттухом в ноябре 1916 года, указывалось, что во всех боевых действиях полка его командир генерал-майор Свечин проявил «распорядительность, способность быстро уяснить себе боевую обстановку и личную храбрость. Отлично военно-образован, деятелен и энергичен и владеет недюжим военным талантом… лично руководит своими батальонами, находясь всегда в сфере ружейного огня. Сильный духом, мужественный генерал-майор Свечин всегда поддерживает среди офицеров и стрелков отличное настроение, бодрость и энергию».

С первых дней службы в Академии Генерального штаба с октября 1918 года Александр Андреевич зарекомендовал себя предельно требовательным отношением к слушателям, так как твёрдо знал, что на войне не будет скидок ни на пролетарское происхождение, ни на прежние боевые заслуги.

Маршал Советского Союза Андрей Ерёменко вспоминал: «Свечина ненавидели, страшились — и невольно уважали. Даже Василий Чапаев, который после столкновения со Свечиным ушёл из академии, признавал, видимо, правоту царского генерала. В рапорте командованию он мотивировал отказ от учёбы не придирками и гонениями, а собственной темнотой и обещал докончить образование после войны.

Со своей стороны могу добавить, что Свечин обладал глубокими знаниями, был смелым и принципиальным, прекрасным педагогом, умело совмещавшим боевой опыт и теоретические знания. Он имел независимый образ мысли и дерзкий характер, умел аргументированно настаивать на своей точке зрения, невзирая на должность оппонента. Это качество, как нетрудно сделать вывод, не слишком способствовало продвижению по службе.

Свечин жёстко критиковал деятельность Тухачевского во время Польской кампании 1920 года. И делал это справедливо. В конце концов между ними разгорелся ожесточённый конфликт, отягощённый непростыми личными отношениями. Однако Свечин оставался верным принципу, что военное дело — это наука, в которой есть свои законы, поэтому никакие политические лозунги не помогут, если нет знания основ.

 

  • Первые московские пулемётные курсы по подготовке командного состава РККА, 1920 год
  • РИА Новости

Насколько интеллектуальное наследие Свечина актуально сегодня?

Елена Назарян:

— В определённой мере концепция измора, о которой писал Свечин, применяется в СВО. Поддержание морального духа армии, объяснение как военным, так и гражданскому населению целей и задач войны, о чём писал Свечин, сейчас имеет место.

Также остаются актуальными идеи Свечина об объединении усилий различных родов войск, их чёткой координации; совершенствовании управления подразделениями и частями.

Без всякого сомнения, Свечин внёс значительный вклад в развитие военной науки и военного искусства нашей страны. Учёный спрогнозировал тяжёлую и затяжную для Советского Союза войну. Сегодня мы ещё раз убеждаемся в правоте русского Клаузевица, когда он писал, что «каждая война имеет свой уникальный характер и свою уникальную динамику».

Свечин Александр Андреевич

СВЕЧИН Александр Андреевич [17(29).8.1878, Одесса – 29.7.1938, Москва], военный теоретик, публицист и педагог, генерал-майор (1916), комдив (1936). Александр Андреевич Свечин происходил из дворянской семьи. Его отец – полковник Андрей Михайлович Свечин на момент рождения сына занимал должность начальника штаба 34-й пехотной дивизии. Военную службу на благо России он закончил в чине генерал-лейтенанта командиром 2-й бригады 18-й пехотной дивизии. Детство Александра и его старшего брата Михаила прошло в Екатеринославе. При них состоял опытный гувернер-француз, бывший легионер зуавского полка французских колониальных войск, участвовавший в боевых действиях в Алжире, а затем в Крымской войне 1853–1856 гг. Михаил Андреевич в своих воспоминаниях пишет, что не только отец – кадровый военный, но и «рассказы бравого зуава, подкрепленные соответствующими показательными жестами, содействовали нашей с братом любви к военной службе». Сам Александр Андреевич позже записал в автобиографии: «О себе могу сказать, что мои интересы с детских лет всегда увязывались с военным делом».

По примеру отца и старшего брата Александр закончил 2-й кадетской корпус в Санкт-Петербурге. Унаследовав от отца горячность и склонность к критике, он, по собственному признанию, «учился отлично, вел себя буйно». В 1895–1897 гг. Свечин учился в Михайловском артиллерийском училище (окончил два класса по 1-му разряду). Юноша отличался большими способностями в учебе, но строптивым характером. Как позже он написал в автобиографии, еще во время учебы в училище «наклонность к критике привела к столкновениям с начальством и товарищами. Я учился первым, но едва не был исключен; меня не оставили на третий курс и выпустили с пометкой – «не рекомендуется для службы в гвардии». Трудности, с которыми впоследствии пришлось постоянно сталкиваться Свечину и в жизни, и по службе наряду с превратностями того времени еще больше усугублялись его непростым характером.

В августе 1897 г. Александр Свечин был произведен в подпоручики с назначением в 46-ю (с января 1898 г. – 43-я) артиллерийскую бригаду Виленского военного округа. Там он проходил службу до апреля 1900 г. в должностях помощника заведующего бригадной учебной командой и дивизионного адъютанта. Первые литературные опыты молодого офицера относятся к 1899 г.: это публикации в «Артиллерийском журнале» по итогам артиллерийского сбора в Оранах, статьи «О влитии» артиллерии» и «Скорость огня в полевых батареях».

С октября 1900 по май 1903 г. А.А. Свечин – слушатель Николаевской академии Генерального штаба. Учеба в академии привила ему прочный интерес к военной науке. Он хорошо овладел многими областями военного знания. «За успехи в науках» Свечин в мае 1903 г. произведен в штабс-капитаны и причислен к Генеральному штабу. Отбыв в июле – августе 1903 г. лагерный сбор при штабе 2-й кавалерийской дивизии Виленского военного округа (г. Сувалки), штабс-капитан Свечин приступил к двухлетнему, так называемому «цензовому» командованию ротой 3-го Финляндского стрелкового полка (г. Або). За время службы показал себя думающим, инициативным и обладающим самостоятельным мышлением офицером.

С началом Русско-японской войны 1904–1905 гг. Свечин ходатайствовал о переводе его в действующую армию. Александр Андреевич вспоминал: «В январе 1904 г. началась война с Японией, и я сразу же потребовал перевода на театр военных действий. Так как мой выпуск по отсутствию опыта решили на войну не использовать, я отказался от причисления к Генеральному штабу и в феврале перевелся обыкновенным офицером в 22-й Восточно-Сибирский стрелковый полк. На войну за мной из Або последовала редкая и малоутешительная аттестация как «почти подготовленного к командованию ротой». Добровольный перевод артиллериста, да еще и выпускника академии, причисленного к Генеральному штабу, в обычный стрелковый полк был весьма необычен для того времени.

Приобретать первый боевой опыт ему пришлось в сражении под Тюренченом, в условиях отступления полка и русских войск в целом. С мая по октябрь 1904 г. Свечин командовал ротой. Он осознал все трудности ведения боевых действий в гористой местности, недостатки в подготовке войск и управлении ими.

В октябре 1904 г. последовал его перевод в штат Генерального штаба, и с декабря 1904 по май 1905 г. А.А. Свечин прикомандирован к Управлению генерал-квартирмейстера 3-й Маньчжурской армии обер-офицером для поручений. В мае 1904 г. Александр Андреевич награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», а в следующем году удостоен орденов Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом и 2-й степени с мечами.

Позже А.А. Свечин так вспоминал о своем участии в Русско-японской войне: «На войне с Японией я отличился на разведке под Тюренченом. Но резкое столкновение с начдивом Романовым свело мое отличие к нулю. Мне приходилось командовать взводом, вести разведку, идти во главе роты в штыковую атаку, работать в штабе 6-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. В октябре 1904 г. я был переведен в штаб 3-й армии с зачислением по Генеральному штабу. Генерал-квартирмейстером штаба армии был известный впоследствии генерал Алексеев. В штабе армии у меня произошло резкое столкновение с моим начальником полковником Банковским. Чтобы замять дело, Алексеев приказал освидетельствовать меня как нервнобольного и выслать в Европейскую Россию». Тем не менее награды Александра Андреевича были вполне заслуженными. Он всю войну был в действующей армии и вместе с ней пережил поражение. В ее ходе он приобрел боевой опыт и опыт службы во многих звеньях действующей армии, познакомился с организацией и функционированием штабов и тыла в условиях боевых действий. Многообразие форм деятельности способствовало развитию военного профессионализма Свечина. С Мукденского сражения 1905 г. начались, по его словам, осмысление проблем военного искусства и военной науки, ревизия ценностей, протекавшая мучительно для человека его круга.

С Дальнего Востока А.А. Свечин был направлен в Варшавский военный округ, в крепость Осовец. Пребывание в течение двух лет на западной границе дало ему возможность проанализировать и систематизировать свои впечатления от событий Русско-японской войны. Эта война глазами непосредственного ее участника и в то же время беспристрастного аналитика стала непреходящей темой всей его дальнейшей жизни. В 1906 г. вышла в свет первая книга – «Война в горах. Тактическое исследование по опыту Русско-японской войны: со многими примерами из последней кампании».

С 1907 по 1912 г. были опубликованы капитальные труды А.А. Свечина, посвященные теме Русско-японской войны: «Война в горах» (2-е изд.), «Предрассудки и боевая действительность», «В Восточном отряде. От Ляояна к Тюренчену и обратно: марши, встречи, бои, наблюдения», «Русско-японская война 1904–1905 гг. по документальным данным труда Военно-исторической комиссии и другим источникам», «Тактические уроки Русско-японской войны», «Военные действия в Маньчжурии в 1904–1905 гг.».

В эти годы Свечин показал себя пытливым исследователем-практиком. Его труды оказали влияние на разработку вопросов тактики в общевойсковом бою и других видах боевых действий, вплоть до стратегических. И ныне остаются актуальными и ныне идеи Свечина об объединении усилий различных родов войск, их четкой координации, совершенствовании управления подразделениями и частями и др. Результаты его исследований дали новый импульс при разработке важных оперативно-тактических и стратегических проблем.

С сентября 1907 по май 1908 г. Свечин проходил службу на должностях обер-офицера для поручений при штабе Варшавского военного округа, помощника начальника разведывательного отдела. В мае 1908 г. он был переведен в Петербург, в Главное управление Генерального штаба помощником делопроизводителя части 2-го обер-квартирмейстера, занимавшегося оперативно-статистическими исследованиями европейских стран (Германии, Австро-Венгрии, Румынии и Швеции). В декабре того же года его произвели в подполковники.

Одновременно Александр Андреевич активно сотрудничал с военными журналами и газетой «Русский инвалид». С октября 1908 по июль 1914 г. он выступал обозревателем иностранных журналов в центральном органе военной печати – «Военном сборнике», так как прекрасно знал немецкий и французский языки. Свечин показал себя бескомпромиссным и беспристрастным военным литературно-научным критиком. Только в 1909 г. им было написано около 40 рецензий на труды зарубежных и русских авторов. При этом откровенно высказывал свое мнение о слабых научных работах: в одном случае писал о том, что «невежественность автора… просто невероятна» и рецензировать труд не имеет смысла «ввиду полной неосведомленности автора по обсуждаемым вопросам», в другом – о том, что на рецензировании находилась не книга, а «недоразумение, описка, это заимствовано с иностранного, это привидение с кладбища».

С октября 1910 по март 1912 г. А.А. Свечин был прикомандирован для несения службы к крепостной части Главного управления Генерального штаба. В марте 1912 г. он был произведен в полковники. С мая по сентябрь 1913 г. прикомандирован к 8-му Финляндскому стрелковому полку в Выборг для четырех-месячного командования батальоном. С сентября 1913 по август 1914 г. Свечин проходил службу в должности делопроизводителя части 1-го обер-квартирмейстера ГУГШ, осуществлявшего общее координирование оперативных и административных мероприятий по обороне, выполняемых главными управлениями Военного министерства и другими министерствами.

Круг научных интересов А.А. Свечина значительно расширился. Продолжая заниматься темой Русско-японской войны, он активно включился в дискуссию о военной доктрине России, исследовал роль и место Генерального штаба в войне, новые вопросы военного дела, отношения России с западными странами, историю зарубежных армий, их национальный военный опыт, военно-инженерное и военно-медицинское дела, обучение и воспитание.

Анализ документов и литературы показывает, что в вплоть до Первой мировой войны А.А. Свечин был одним из наиболее популярных военных писателей. Кроме работы над своими трудами он продолжал активно сотрудничать с органами печати, нередко вызывая огонь на себя. Так, большой резонанс имела его публикация «Личные интересы в военном деле» в газете «Утро России». «За статью в «Утро России» о нелепости нашей батареи из восьми орудий, – вспоминал Александр Андреевич, – я был арестован по непосредственному приказу царя на 30 суток, что особенно увеличило мою популярность». О необходимости уменьшения количества орудий в батареях говорили и писали многие другие офицеры. Сам Свечин на протяжении двух предшествующих лет неоднократно посвящал этому вопросу свои публикации. Реакция «свыше» последовала «только после непосредственного указания именно на верхушку военного ведомства», – писал Свечин в своей автобиографии. Некий высший военный чин, видимо, и спровоцировал решение царя об аресте.

К началу Первой мировой войны Свечиным было написано восемь книг, более сотни статей в газетах и журналах, около двухсот рецензий. Он внес существенный вклад в изучение военной теории и истории.

В начале Первой мировой войны Александр Андреевич был назначен на весьма ответственную должность офицера для поручений при начальнике штаба Верховного главнокомандующего. Он занимался составлением сводок о ходе военных действий, что в значительной степени расширило его военный кругозор. Однако в августе 1915 г. Свечин по его собственному настоянию был переведен на строевую должность на Северо-Западный фронт. В автобиографии он писал: «С августа 1915 г. по конец января 1917 г., в течение 18 месяцев, я командовал полком, последние семь месяцев уже в чине генерал-майора, отказываясь от всяких повышений. Я заслужил репутацию одного из наиболее удачливых и отважных командиров полка, которому всегда поручалась наиболее трудная задача. Особенно успешны были мои действия в авангарде Луцкого прорыва в 1916 г. 11 июня того же года я был тяжело ранен, но по выздоровлению вернулся в свой полк».

За командование полком при восстановлении 17 августа 1915 г. утраченных накануне позиций у местечка Дукшты А.А. Свечин был награжден Георгиевским оружием. Высочайшим приказом от 22 сентября 1916 г. «за отличие в делах против неприятеля» ему был присвоен чин генерал-майора. 21 октября 1916 г. его награждают орденом Святого Георгия 4-й степени «за то, что в бою 25 мая 1916 г. самоотверженно, под действительным артиллерийским и ружейным огнем противника, руководя вверенным ему 6-м Финляндским стрелковым полком, стремительным ударом овладел Торговицким лесом и с. Торговицы и захватил в полной сохранности важную для нас переправу через р. Икву, а в бою 28 того же мая у с. Красное, несмотря на фланговый и даже тыльный огонь неприятеля, самоотверженным натиском взял левофланговый опорный пункт австрийцев, чем оказал решительное содействие успешным действиям 2-й Финляндской стрелковой дивизии у этого селения».

В бою у хутора Зеленый Остров 11 июля 1916 г. Свечин был тяжело ранен пулей в шею навылет с повреждением двух шейных позвонков и с временным параличом всего тела. Едва оправившись от раны, он вернулся в полк, который с сентября 1916 г. по январь 1917 г. в составе дивизии оборонял позицию на р. Болдурке.

В аттестации, данной Свечину начальником 2-й Финляндской дивизии генерал-лейтенантом Ф.Ф. Кублицким-Пиоттухом в ноябре 1916 г., указывалось, что во всех боевых действиях полка его командир генерал-майор Свечин проявил «распорядительность, способность быстро уяснить себе боевую обстановку и личную храбрость. Отлично военно-образован, деятелен и энергичен и владеет не дюжим военным талантом… лично руководит своими батальонами, находясь всегда в сфере ружейного огня. Сильный духом, мужественный генерал-майор Свечин всегда поддерживает среди офицеров и стрелков отличное настроение, бодрость и энергию».

В мае 1917 г. Свечин был назначен начальником штаба 5-й армии Северного фронта, а с сентября того же года находился в распоряжении начальника штаба этого фронта. В декабре 1917 г. был демобилизован. По его словам, «до марта 1918 г. был враждебно настроен к Октябрьской революции».

Свечин добровольно вступил в Красную армию в марте 1918 г. для защиты России от внешней угрозы. Опыт боевого генерала был востребован на высоких должностях – помощника начальника Петроградского укрепленного района, начальника штаба Западного участка отрядов завесы. Затем он был назначен военным руководителем Смоленского района отрядов завесы, где сформирова четыре дивизии Красной армии.

Александр Андреевич в области организации управления показал себя настоящим профессионалом, обладавшим талантом прогнозирования вероятного характера действий противника. С 2 августа по 11 октября 1918 г. Свечин – начальник Всероссийского главного штаба (Всероглавштаба). Он осуществлял руководство учетом, обучением и мобилизацией военнообязанных, формированием и боевой подготовкой частей Красной армии, решением других организационных вопросов, связанных с обороной страны. Всероглавштаб разрабатывал мобилизационные планы, штаты, положения по управлению войсками, уставы и наставления, решал вопросы комплектования войск личным составом, руководил военно-учебными заведениями, организацией всеобщего военного обучения.

Разногласия с главнокомандующим Вооруженными силами Республики И.И. Вацетисом явились причиной перевод Свечина в октябре 1918 г. на преподавательскую работу. Обстоятельства сложились так, что он стал одним из основных участников формирования Академии Генерального штаба (с 1921 г. – Военная академия РККА) в условиях набиравшей разрушительную силу Гражданской войны. С октября 1918 по февраль 1931 г., то есть более 12 лет, он прослужил в академии.

Среди слушателей первых наборов были такие видные командиры Красной армии, как П.Е. Дыбенко, Е.И. Ковтюх, В.Д. Ковшов, В.Д. Соколовский, В.К. Триандафиллов, Я.Ф. Фабрициус, И.Ф. Федько, В.И. Чапаев и другие. За три года учебы в академии слушатели должны были пройти младший, старший и дополнительный курсы. По окончании каждого курса слушателей на три – четыре месяца направляли непосредственно на фронт. Многим пришлось по условиям обстановки задержаться в войсках, а академию заканчивать уже после войны, некоторые, принимавшие участие в боях, погибли.

С первых же дней работы в академии А.А. Свечина оличало от других преподавателей предельно требовательное отношение к слушателям, так как он твердо знал, что на войне не будет скидок ни на пролетарское происхождение, ни на прежние боевые заслуги. Маршал Советского Союза А.И. Еременко вспоминал: «Свечина ненавидели, страшились – и невольно уважали. Даже В.И. Чапаев, который после столкновения со Свечиным из академии ушел, признавал, видимо, правоту царского генерала. В рапорте командованию он мотивировал отказ от учебы не придирками и гонениями, а собственной темнотой и обещал докончить образование после войны».

Для Александра Андреевича годы работы в академии стали периодом расцвета военно-научного творчества. Он возобновил активное сотрудничество с периодическими изданиями, занялся разработкой учебных курсов и пособий для начальствующего состава Красной армии. Позднее Свечин писал в автобиографии: «В 1919–1922 гг. моя педагогическая работа совмещалась с председательством в Исторической комиссии по описанию мировой войны. Во главе последней удалось выпустить несколько трудов по мировой войне, положить начало документальному исследованию ее».

С мая 1921 г. Свечин совместно с А.Е. Снесаревым работал в Главной военно-технической редакции Отдела военной литературы Реввоенсовета: Снесарев главным редактором, а Свечин – редактором. В 1927 г. Александр Андреевич был удостоен звания «профессор высших военно-учебных заведений РККА», а в 1928 г. – награжден золотыми часами с надписью «Стойкому защитнику революции» («За успешную преподавательскую работу»).

А.А. Свечин написал большое количество учебных пособий, статей и докладов, переводил и редактировал труды иностранных авторов, много выступал публично. В первую очередь – это серия книг по истории военного искусства, цикл которых венчает двухтомник «Эволюция военного искусства». В 1926 г. выходит в свет его знаменитая «Стратегия», переизданная уже в следующем 1927 г.

Труды А.А. Свечина.

В феврале 1931 г. Свечин был арестован по «идеологическим мотивам». Его исключили из списков академии, уволили из РККА и осудили на пять лет, но по пересмотру дела в феврале 1932 г. освободили досрочно. Александр Андреевич вновь был определен на службу в РККА с зачислением в распоряжение IV (Разведывательного) управления Штаба РККА, «где выполнил ряд служебных работ». В автобиографии он указывал: «В Разведывательном управлении, под ближайшим руководством тов. Никонова, я работал с февраля 1932 г. по июнь 1936 г. по вопросам японской и германской армий и продолжал еще выполнять некоторые литературные задания Разведывательного управления и после назначения меня преподавателем Академии Генерального штаба – летом 1936 г.».

В 1935 г. А.А. Свечин издал исследование о жизни и творчестве немецкого военного мыслителя – «Клаузевиц». Осенью 1935 г. Свечину присвоили воинское звание «комбриг», через два месяца – «комдив». С июня 1936 г. он продолжил службу профессором в Академии Генерального штаба РККА, помощником начальника кафедры военной истории. Александр Андреевич усиленно работал: к 1937 г. относится издание последней написанной им книги «Стратегия XX века на первом этапе: Планирование войны и операций на суше и на море в 1904–1905 гг.» и последнего отредактированного им труда К. Клаузевица – «1812 год».

В декабре 1937 г. Свечина арестовали повторно. В ходе следствия Свечин ни в чем не сознался и никого не оговорил. Военной коллегией Верховного суда СССР А.А. Свечин по обвинению в участии в контрреволюционной организации, подготовке террористов 29 июля 1938 г. был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день на подмосковном расстрельном полигоне «Коммунарка» (ныне Мемориальное кладбище). Реабилитирован в 1956 г.

Фотография А. А. Свечина, сделанная во время его заключения в тюрьме в 1938 г.

А.А. Свечин внес значительный вклад в развитие военной науки и военного искусства. Важное место в его исследованиях занимают вопросы соотношения политики и военной стратегии, определения характера будущей войны, а также глубокий анализ развития стратегии и тактики с древнейших времен до начала XX в. Ученый спрогнозировал, что будущая война для Советского Союза примет затяжной характер, потребует мобилизации огромных ресурсов, напряжения сил всего народа. На основе обобщения опыта войн конца XIX – начала XX в. он развил теорию военного искусства. Последнюю он определял как часть военной науки, а ее развитие ставил в зависимость от экономических и социально-политических процессов. Назначение теории военного искусства видел в том, чтобы она являлась фундаментом высшего военного образования и формирования военного профессионализма, способствовала развитию самостоятельного мышления, творческому освоению военного дела.

Проблемы, исследованные Свечиным в его трудах, и разработанный им научно-методологический аппарат и ныне не утратили своей актуальности. Они представляют ценность для современной системы военных знаний, являются предметом изучения. Так, на базе Военной академии Генерального штаба (ВАГШ) в 1998 г. была проведена научная конференция, посвященная 120-летию со дня рождения А.А. Свечина. Зал заседаний ученого совета ВАГШ стал называться его именем. Жизни, деятельности и научному наследию А.А. Свечина посвящены книги государственного и военного деятеля, академика, действительного члена РАН А.А. Кокошина. Внимание к творчеству А.А. Свечина проявили советские и российские военачальники, руководившие в разные годы деятельностью Генерального штаба: Маршал Советского Союза М.В. Захаров, генералы армии Ю.Н. Балуевский, В.П. Дубынин, А.В. Квашнин, М.П. Колесников, В.Н. Лобов, М.А. Моисеев, С.М. Штеменко и др.

Елена Назарян,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

Добавил suare suare 1 Февраля
Комментарии участников:
Stopor
+2
Stopor, 1 Февраля , url

Всё новое — хорошо забытое старое. 

suare
+2
suare, 1 Февраля , url
Статьи о Свечине А.А.
 
Юрий Бахурин
29 июля 2015
 
Андрей Кокошин
05.10.2023 20:35:00

Отечественное военно-теоретическое наследие 1920–1930-х годов и его современное осмысление

Об авторе: Андрей Афанасьевич Кокошин – заместитель президента РАН, директор Института перспективных стратегических исследований НИУ ВШЭ.

источник: s1.livelib.ru

Лучшие книги Александра Андреевича Свечина 16 произведений 16 изданий на 2 языках

precedent
+2
precedent, 1 Февраля , url

Ох уж эти сказочки! Ох, уж эти сказочники!  Чингисхан был стратегом.  Сталин тоже всех стратегов сожрал. И своих, и чужих. Гениальные людоеды были. 

Stopor
+4
Stopor, 1 Февраля , url

Стратег стратега видит издалека.
Стратег стратегу глаз не выклюет.
Стратегу тамбовский стратег товарищ.
Что дозволено стратегу, то не дозволено тактику.
© «Путь диванного воена» XV в.н.э. — М., Воениздат.

precedent
+1
precedent, 1 Февраля , url

Как насчёт рубануть по софистам, схоластам, доктринерам и теоретикам кунгфу? 

Ау, кормчий, ау, suare, не верю, что даже поклоннику школьных сочинений, необоснованно претендующих на курсовые работы первокурсников, неизвестно, что стратегия зачастую результат работы не просто коллективной, но и несвязанных друг с другом участников.  

Действительно, стратегическая идея может принадлежать одному лицу или нескольким участникам, к ней прилагается стратегический план воплощения, а дальше и вовсе стратегия воплощения стратегии, стратегия реализации и пр.  Когда доходит до реализации стратеги множатся быстрей, чем номенклатура в Стране без Советов. 

Вот эти плоские чёрточки, что ты воспроизвёл, ну, не стратегия ни разу, даже не ее опошленное содержание. Это — не геометрия, а часть жизни.  Не плоские, не объёмные фигуры,  не фигуры во времени и пространстве. 

Стратегию можно охарактеризовать: «путь к цели».  И творчество это, априори, коллективное. 

suare
+2
suare, 1 Февраля , url

Кто есть Стратег. Три качества

    • 05 сентября 2021, 18:33
    • Адам Палюхович

«Каждый мнит себя стратегом…»
Шота Руставели

До сего дня не встречал системного, объемлющего анализа качеств личности стратега. Задача статьи – исправить сложившуюся ситуацию. Кратко и, надеюсь, по-существу.

О стратегии и стратегах

Много говорят о стратегии, но почти ничего не говорят о стратегах. «Почти» – потому что всё-таки в академических кругах интерес к этой теме иногда проскальзывает, защищаются серьёзные диссертации (new-disser.ru/_avtoreferats/01002770097.pdf ). Однако даже в таких работах отражаются только отдельные стороны понятия, тема не раскрывается сколько-нибудь полно. На основании опыта и анализа источников ответим на вопрос, кто же является стратегом, какими качествами и особенностями он должен обладать, чтобы быть стратегом.

В самом общем виде ответ прост: стратег – тот, кто формулирует и реализует стратегию. В свою очередь, стратегия — общий, недетализированный планкакой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели (dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/15227).

Исторически понятие стратегии сначала использовали только в военном деле. В переводе с греческого стратегия (στρατηγία) — «искусство полководца». По мнению К.Клаузевица (Карл фон Клаузевиц (1780–1831) — немецкий военный теоретик начала XIX века; был на службе российского императора в течение всей Отечественной войны 1812) ведение войны подразумевает два совершенно различных вида деятельности: 1. организация отдельных боев и ведение их и 2. увязка их с общей целью войны. Первая называется тактикой, вторая — стратегией. Соотношение и значимость их очень ярко разъясняет знаменитый афоризм Сунь Цзы: «Стратегия без тактики — медленный путь к победе. Тактика без стратегии — суета перед поражением».

В наше время о стратегии говорят не только и даже не столько в военном контексте. Под стратегией понимают принципиальный план достижения долгосрочной цели в любой сфере деятельности и на различных уровнях. Существуют стратегия государства, стратегия развития отрасли, стратегия организации, стратегия захвата рынка и даже стратегия жизни человека.

Насколько долгосрочной может быть стратегия? Зависит от цели. Она может быть рассчитана на год, а может – на 100 лет и более. Следовательно, стратегия может выходить за границы биологического существования стратега (постэндшпиль в терминологии Г.Альтшуллера).

По некоторым оценкам, доля стратегов в человеческой популяции составляет 1-2 %, но, похоже, эта цифра сильно завышена. В качестве великих стратегов в историю человечества вошли: Сунь Цзы, Александр Македонский, Саргон Великий (Аккадский), Чингизхан, Кутузов, Махатма Ганди. Из наших современников список пополнит Джобс, возможно, Бэзос.

Что касается «злых гениев», к которым обычно причисляют Гитлера, Ганнибала, Калигулу, Нерона, то многие черты стратегов им присущи. Однако их проекты были обречены на разрушение из-за используемых бесчеловечных средств.

Кто-то может возразить: проливали кровь и стратеги из первого списка. Да, но это было в рамках морали того времени, допускалось ею. И, как известно, судить исторических деятелей, лидеров государств и других образований надо по законам их времени.

Злые же гении даже для своего времени действовали вне морали и выбирали средства, зачастую не соответствующие декларируемым ими целям. Имя Ганнибала не зря созвучно слову «каннибал», хотя происхождение у них, вроде бы, разное. Как раз подтверждение тому, что случайное – неслучайно.

С негативными средствами нельзя идти к позитивным целям. Махатма Ганди видел неразрывную связь между целями и средствами: «Каковы средства, таковы и цели. Нет стены, отделяющей средства от цели. Понимание цели точно соответствует пониманию средств. Данная истина не знает исключений» (https://pub.wikireading.ru/106158).

Иногда понятие «стратег» подменяют понятием «лидер», используют их как синонимы. Но это в корне неверно. Хотя любой стратег – лидер по определению, далеко не каждый лидер является стратегом.

Три качества стратега

Ни больше, ни меньше. Три необходимых и достаточных для того, чтобы однозначно сказать, имярек – стратег:

  • адекватное миропонимание;
  • целеустремлённость;
  • инновационность (назовём так это качество).

Первый пункт – статика, второй – динамика, третий – развитие, выход на новый уровень.

1. Адекватное миропонимание

Адекватное, то есть, миропонимание субъекта, соответствующее объекту. Базируется на понятийном мышлении. По-существу, если человек обладает понятийным мышлением, обладает он и адекватным миропониманием. О понятийном мышлении имеется достаточно публикаций, мною также написана статья (http://adam.by/?p=10095), приведу здесь основные положения из неё.

Термин «понятийное мышление» был введён в середине ХХ века советским учёным Л.Выготским. Существует достаточное количество материалов на эту тему, в том числе можно рекомендовать статью Р.Грановской «Люди с клиповым мышлением элитой не станут».

У человека с понятийным мышлением хорошо развиты 3 качества:

  • правильное выделение сущности процесса, явления, объекта. То есть, вИдение и понимание сущности процесса, явления или объекта;
  • вИдение и понимание причинно-следственных связей. Понимание того, какие последствия будет иметь конкретное действие и понимание того, что явилось причиной конкретного явления. Видение причины и прогнозирование следствий;
  • системное мышление, вИдение и понимание явления, ситуации полностью во всех его деталях и взаимосвязях Умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Как формируется мыслительный аппарат. Исходим из того, что человек есть сумма 3-х составляющих:

  • то, что в него заложено от рождения. То есть, склонности и способности, данные от рождения;
  • то, что формируется в нём окружающим социумом. То есть, семьёй, школой, вузом, друзьями, улицей, коллегами;
  • то, что он сам из себя делает. То есть, чему сам научается, развивая свои врождённые и приобретённые способности.

Склонность к чёткому логическому, математическому мышлению даётся природой, а затем природные способности развиваются, шлифуются образованием и последующим самообразованием. Недоразвитость любого из 3-х параметров понятийного мышления есть проблема, которая не позволяет выстраивать более-менее адекватную реальности картину мира. Хотя, естественно, добиться полного 100%-ного соответствия невозможно.

О наличии адекватного миропонимания лучше всего свидетельствуют впечатляющие результаты деятельности.

  • Целеустремлённость

Целеустремлённость это:

  • потребность и умение ставить стратегические цели;
  • наличие воли к достижению поставленных целей.

Опять сошлюсь на свою публикацию, на этот раз на тему «Воля и удоВОЛЬствие» (http://adam.by/?p=8729).

Важнейшее условие достижения чего-либо существенного – выполнение следующей последовательности действий:

  • постановка цели;
  • разработка плана достижения поставленной цели;
  • работа по достижению цели.

Стратег не только ставит цель, но и проявляет недюжинную волю, мобилизуя себя и других людей на её достижение, на преодоление препятствий и сложностей, стойкое перенесение лишений на пути к ней. Без этого невозможно достичь не только великой цели, но чего-то существенного.

Конечно, без высокой мотивации и преданности идее тоже не обойтись. Цель влечёт стратега, вдохновляет и зажигает его, он ею буквально живёт. Такую цель невозможно привить или навязать. Как же она возникает? Религиозный человек сказал бы, что она даётся свыше, а материалист, что появляется из глубин подсознания либо выкристаллизовывается в результате мышления из имеющихся у человека информации, установок и мотивов. Главное – то, что стратегическая цель обладает грандиозной силой и энергией.

  • Инновационность

Инновационность – назовём этим термином способность генерировать новые средства для достижения целей. Заметьте: именно инновационность, а не известные качества креативность и творческое мышление.

Творческое мышление – способность создавать новые идеи и находить оригинальные решения. Оно необязательно приводит к действиям, – можно бесконечно мечтать, изобретать и придумывать.

Креативность – свойство личности, выражающееся в способности преодолевать шаблоны мышления. То есть это тоже некий потенциал, он может проявиться и реализоваться на практике, а может и не проявиться, что зависит от многих факторов.

Стратег не только придумывает идею, но и активно претворяет её в жизнь, преобразует действительность в направлении своей цели, вовлекая в её реализацию других людей.

Когда инквизиторы спросили Жанну Д`Арк: «Ты считаешь своё дело правым, зачем же ты призывала солдат сражаться? Разве Бог не заступился бы за правое дело?». Орлеанская Дева, будучи в шаге от эшафота, ответила знаменитой фразой: «Чтобы Господь даровал победу, солдаты должны сражаться».

Чтобы идея стратега стала реальностью, необходимы активные действия. То есть, «солдаты должны сражаться».

Кто может стать стратегом

Что касается вопроса: стратегами рождаются или становятся, ответ такой: сначала рождаются с соответствующими задатками, а потом становятся, развивая их. Нет врождённых качеств, – не стать человеку стратегом. Но даже при их наличии будущий стратег формируется внешней средой, человеческим окружением и, что главное, собственными колоссальными усилиями. Это касается и понятийного мышления (об этом мы уже говорили выше), и волевых качеств, и инновационности.

Показателен так называемый «зефирный тест», знаменитый Стенфордский эксперимент У.Мишела с 4-5 летними детьми, проведённый в 60-70-х годах (https://pikabu.ru/story/zefirnyiy_yeksperiment_uoltera_mishela_ili_styenfordskiy_zefirnyiy_yeksperiment_7119442). Детям было предложено сделать выбор: получить 1 зефирку сразу или подождать 15 минут и получить угощение в двойном размере. Большинство детей съедали угощение, как только экспериментатор уходил. Но некоторые терпели и получали двойную порцию. В течение 40 лет Мишел наблюдал за судьбой участников эксперимента. Оказалось, что дети, которые могли проявить волю для достижения более мощной цели (дополнительная зефирка), были более успешны в старшем возрасте.

Уже в раннем детстве можно увидеть, обладает ли человек задатками стратега, наблюдая за его поведением. И, соответственно, можно отбирать для дальнейшего развития тех, кто эти задатки проявляет.

Стратегия и музыка (пара параллелей)

Отбор детей – будущих стратегов подобен отбору детей с музыкальными способностями.

В возрасте 12 лет поступал в музыкальную школу. Запомнилось, на экзамене тестировали:

  • музыкальный слух (нужно было спеть);
  • чувство ритма (повторить ритм, который простучал экзаменатор);
  • восприятие многоголосия (определить на слух количество прозвучавших звуков).

Заметьте, тоже триада! И тоже (как вариант) статика-динамика-развитие.

Такие простые действия позволяли школе решить довольно сложную задачу: выявить музыкальные задатки и способности, чтобы отобрать тех детей, у которых были перспективы, и которых имело смысл развивать.

Конечно, путём долгих и упорных тренировок любой человек, даже которому медведь на ухо наступил, может достичь определённого прогресса. Но результат будет несопоставим с прогрессом того, кто был музыкально одарён от рождения да плюс ещё приложил соответствующие усилия. Вспомним Моцарта, который свою первую музыку начал создавать в возрасте 5 лет, а в 10 стал настоящим композитором. Только за счёт трудолюбия такого результата не добиться, для начала гением нужно родиться.

На том аналогия с музыкальными способностями не заканчивается. Говорил раньше об этом в статье (http://adam.by/?p=10095): «Человек с несовершенным музыкальным слухом зачастую не в состоянии согласиться с тем, что он фальшивит, напевая известную мелодию. На любые замечания и аргументы оппонента с развитым слухом, как правило, будет обижаться и доказывать, что поёт он правильно. Убеждался неоднократно на собственном опыте, пройдя обучение в музыкальной школе и безуспешно пытаясь поправить таких “певцов с погорелого театра”. В ответ – обиженное “не придирайся, нормально ж пою”, в лучшем случае – “верю, и так сойдёт”». Человек без стратегических талантов (увы, большинство из нас таковые) действует аналогично.

ИТАК,

повторим ответ на поставленный заголовком статьи вопрос: СТРАТЕГ ЕСТЬ ТОТ И ТОЛЬКО ТОТ, У КОГО В ПОЛНОЙ МЕРЕ РАЗВИТЫ ТРИ КАЧЕСТВА:

  • АДЕКВАТНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ.
  • ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ.
  • ИННОВАЦИОННОСТЬ.

А «нестратег», подобно человеку с плохим слухом, не понимает, что он допускает ошибки, фальшивит в своих «стратегических» размышлениях и действиях. То есть, «суетится перед поражением».

____________________________________________________________________________________________

Что в жизни вашего покорного слуги формировало суждение о стратегии и стратегах:

– 60е-70е годы ХХ века – средняя школа, музыкальная школа, олимпиады по физике, химии, математике, увлечение астрономией;

– 74-79г.г. – Факультел прикладной математики Бел.Гос.Университета;

– 80е годы – участие в проектировании и реализации систем управления производственными и социальными процессами на базе советских ЭВМ (параллельно – учёба в Бел.Гос.Институте физкультуры);

– 86 год – настоящее время – управление людьми.

30.08.2021г.

bee_e
+2
bee_e, 1 Февраля , url

Я бы выделил 3 иных важных свойства стратега:

— воля (близко к целеустремленности)

— воображение

— интуиция

suare
+3
suare, 1 Февраля , url

Стратег — это не полководец, не руководитель, не вдохновитель и не трибун, хотя у всех них может быть развито и стратегическое мышление, но это скорее исключение, чем правило.

Стратег — генератор идей, новатор, провидец, пророк.

Поэтому эмоциональный интеллект (воображение, фантазия, интуиция, чутье) и дедуктивное мышление для него важны, а вот воля к достижению целей нужна прежде всего пассионариям, т.е. людям ведущим за собой других людей, вдохновляемых идеями собственно стратегов, которые в подавляющем большинстве случаев равнодушны к судьбе рожденных ими идей.

Поэтому стратеги выглядят так странно и необычно: они скорее «зигзаги», а не «треугольники».

Хотя «чистых» типов личности, конечно же, не существует. Всегда есть некая смесь, сплав, синтез различных типологически «идеальных» качеств.

bee_e
+1
bee_e, 1 Февраля , url

Придумал еще одно свойство стратега: забота о ближнем!

waplaw
+2
waplaw, 1 Февраля , url

Всё это возня вокруг, да около гениальности. Гений — это феномен, изменяющий субъективную лояльность на объективную реальность. (с) waplaw.

bvv4096
0
bvv4096, 1 Февраля , url

Всё, что об этом следует знать:



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать