Соседние с Украиной страны Восточной Европы готовы откусить от бывшей советской республики по кусочку, пишет «Политика». Воплотив свои желания, они подведут НАТО прямо к российскому порогу. Этого Москва никогда и никому не позволит. Ей есть чем ответить охотникам до чужого.
Государства-члены бывшего Варшавского договора (1955 — 1991) снова нашли почву для единения. На этот раз речь идет о разделе Украины. Как сообщают СМИ, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния готовы, каждая для себя и в соответствии с «историческими интересами», откусить от страны Владимира Зеленского по кусочку. Большому или маленькому. Если Россия уже реализовала подобное желание, прибегнув к военной силе, то почему бы и им не погрузиться в «новую реальность» и не расширить собственные территории. На некоторых сайтах уже появилась даже карта Восточной Европы, на которой от бывшей советской республики не осталось и следа.
Тем не менее желания — это одно, а реальные возможности — дело другое. И опять главную роль тут играет Россия. Стоит помнить, что все государства, которые расширились бы за счет Украины, являются членами Североатлантического альянса. А значит, воплотив свои желания, эти страны подвели бы НАТО практически к самому российскому порогу. Москва, конечно, не согласится на подобное, поскольку именно из-за этого и начала нынешнюю спецоперацию. Вспомним, что среди главных условий прекращения боев стоит требование, чтобы бывшая советская республика согласилась как минимум на нейтралитет. За прошедшее с начала СВО время российский президент Владимир Путин не раз повторял, что операция продолжится, пока не будет создана достаточно большая демилитаризованная зона, которая гарантирует, что украинское (американское) оружие большой дальности не ударит по городам и населенным пунктам на территории России.
Я напомню, что с самого начала вооруженного конфликта на Украине поляки заявляли, что готовы взять под свою юрисдикцию западную часть Украины, ссылаясь на исторические границы Речи Посполитой (1569 — 1797). В нее, помимо двух упомянутых королевств, входили и части современной Латвии, Белоруссии, России, Эстонии, Румынии и Украины. В разгар боев в какой-то момент появилась идея создать единое польско-украинское государство, но после известий с полей сражений аппетиты Варшавы умерились, и поляки решили ограничиться лишь частью территорий своего соседа. Особенно сторонников подобной идеи воодушевило недавнее, вероятно неверно истолкованное, заявление президента России Владимира Путина о том, что «если поляки войдут в Львов, то там и останутся».
Националистически настроенные политические круги в Венгрии и Словакии берут пример с польских единомышленников и все громче заявляют о своих правах на Закарпатье. Не отстают и румыны, которые требуют от Зеленского соблюдать права их соотечественников в Бессарабии. Сенатор Диана Шошоака внесла в румынский парламент законопроект о присоединении к Румынии острова Змеиный, Северной Буковины и еще нескольких городов вместе с соседней Молдавией в придачу.
Похоже, дух бывшего Варшавского пакта постепенно возвращается на восток Европы. Привлекательность некоторых других объединений меркнет от понимания, что восточноевропейским членам западных альянсов уготована лишь роль «пушечного мяса» и покупателей слишком дорогого и неэффективного американского оружия. Расходы на нужды НАТО достигли таких размеров, что экономики бывших социалистических стран просто не в состоянии их тянуть.
Специфическое воссоединение Польши, Словакии, Венгрии и Румынии, основанное на желании «раздербанить» Украину, это, конечно, не путь к миру в Европе. Границы, закрепленные после Второй мировой войны, не вытеснили воспоминания о том, что кого-то чего-то лишили, отдав другим. Однако новые границы тогда устанавливали победители, а не фактические проигравшие, к которым можно отнести и четыре вышеупомянутых страны. Поэтому я и говорю о том, что решение все-таки остается за Россией, и зависит от ее возможностей добиться желаемого результата.
Москве стоит задуматься и в связи с недавним предложением создать так называемый НАТО-шенген, чтобы упростить перемещения европейских армий с территории одной страны на территорию другой. Конечно, с одобрения Вашингтона. Мало кто сомневается, что под этим предложением скрывается идея «мягкой оккупации непослушных». Кстати, Украина — лучший пример того, что от военной помощи из-за рубежа лучше не отказываться, даже если эта помощь дороже отечественной продукции и бесполезна.
В общем, России придется самостоятельно довершать видоизменение Украины. Возможно, планировщики в Москве до начала вооруженного конфликта и не думали, что им придется идти до конца, но обстоятельства их к этому, безусловно, подталкивают. Отдельная проблема — это, конечно, тот факт, что западный военный союз не столь един, как рассчитывали в Брюсселе. Европейские государства сегодня вкладываются в собственные армии, и речь идет, прежде всего, о тех, кто оказывался в центре событий во время минувших мировых войн. Для новой катастрофы достаточно малого — искры.