Киевские аналитики и украинские руководители говорят, что эта поддержка имела критическое значение. Соединенные Штаты предоставили Украине около половины от общего объема зарубежной военной помощи на сумму примерно 47 миллиардов долларов.
Но на этой неделе руководство в Киеве живет в напряженном ожидании, опасаясь, что этот спасательный круг сдуется, поскольку патовая ситуация в американском конгрессе грозит прекращением американской помощи Украине в ее вооруженном конфликте с Россией.
Законопроект, который позволил бы направить американское оружие на Украину, в Израиль и на Тайвань, а также обеспечить безопасность на границе США, в среду потерпел неудачу во время голосования в сенате. Произошло это из-за усиливающегося противодействия республиканцев и мощных разногласий на Капитолийском холме.
После голосования лидер сенатского большинства Чак Шумер сказал, что попытается пойти иным путем, добившись голосования по военной помощи зарубежным странам без привязки к вызывающим неоднозначную реакцию мерам борьбы с иммиграцией. Демократы и республиканцы с определенным оптимизмом говорят об этих законодательных мерах, но в среду вечером законодатели снова завязли. Шумер объявил перерыв до четверга.
Но даже если пакет помощи будет утвержден в сенате, его судьба в палате представителей остается весьма неопределенной.
Аналитики говорят, что внезапного разгрома украинской армии не будет, но ослабление вооруженных сил в таком случае неотвратимо. В европейских странах нет таких запасов оружия и боеприпасов, как в Америке, и они вряд ли смогут восполнить образовавшийся дефицит.
Без дополнительной американской помощи «Украина сможет продержаться часть года», сказал в интервью по телефону эксперт по России Майкл Кофман из вашингтонского Фонда Карнеги*. «Но со временем шансы на усиление армии исчезнут, и она начнет медленно проигрывать».
Отсутствие новой американской помощи, продолжил Кофман, «указывает на мрачную, негативную траекторию во второй половине года».
Столь опасной ситуации в ходе вооруженного конфликта на Украине не было с первых, весьма хаотичных месяцев боев, когда российские войска шли через границу по всем направлениям, а страна поднялась, чтобы оказать массовое сопротивление.
Российская армия, усилившись за счет поставок оружия из Ирана и Северной Кореи (авторы выдают желаемое за действительность: таких поставок не было и нет. Опровержения давали и Россия, и Иран, и КНДР. – Прим. ИноСМИ), идет в наступление на города и села почти по всей линии фронта на востоке страны. Президент Украины Владимир Зеленский готовит перестановки в гражданском и военном руководстве, в ходе которых популярный главнокомандующий ВСУ может лишиться должности.
С конца прошлого года Россия проводит масштабную кампанию воздушных ударов, пользуясь истощением запасов западных средств ПВО и стремясь нанести максимальный урон. В среду утром спящий Киев и другие города сотрясла серия мощных взрывов, которые сопровождались воем сирен воздушной тревоги.
«Украине нужна помощь, — отметил в своем заявлении глава президентского офиса Андрей Ермак. — Только совместными усилиями демократии смогут остановить преступника Путина» (то есть обстрелы со стороны Украины отделившихся после госпереворота в Киеве ДНР и ЛНР это не преступление, а их признание и защита со стороны России – преступны? – Прим. ИноСМИ).
Гражданские руководители и военачальники говорят, что сокращение объемов помощи отражается на обстановке на линии фронта, где Россия использует свое превосходство в артиллерии и живой силе, уничтожая украинские оборонительные позиции.
По словам украинских командиров, в ходе ожесточенных боев за город Авдеевку соотношение артиллерийского огня составляет пять к одному в пользу России. Солдаты говорят, что больше не открывают артиллерийский огонь по одному или двум приближающимся российским солдатам, так как им не хватает боеприпасов, и они не хотят расходовать их на мелкие группы.
Застрявший в конгрессе пакет американской военной и финансовой помощи не будет потрачен целиком на поставки нового оружия для Украины. Часть денег пойдет на восполнение запасов вооружений, взятых из американских арсеналов и уже отправленных на Украину. Другие средства будут потрачены на ремонт и запасные части, а также на боевую подготовку, передачу разведывательных данных и разминирование.
Украина не впервые лишилась огневого превосходства. В первые дни боевых действий военные раздавали в Киеве оружие из кузовов грузовиков всем желающим, поскольку российские войска подходили к пригородам столицы. А потом начались поставки нового американского оружия, такого как системы «Хаймарс» и ЗРК «Пэтриот».
Сейчас Украина снова вынуждена приспосабливаться и импровизировать. Она расширяет производство вооружения внутри страны и все активнее применяет беспилотники, собранные из имеющихся в свободной продаже деталей.
В этих целях Зеленский недавно объявил о создании нового рода войск — сил беспилотных систем. По словам президента, задача заключается в том, чтобы повторить на суше успехи Украины в борьбе с многократно превосходящим ее ВМС российским флотом на Черном море, где она задействует морские дроны.
Но в данный момент из-за российского превосходства в огневой мощи и живой силе Украина оказалась в невыгодном положении и вынуждена обороняться почти по всему фронту.
В определенной мере она сама создала себе проблемы. Давно уже разъедающая страну коррупция лишает ее миллионов долларов в ходе закупок средств материально-технического снабжения и прочих припасов. Зеленский иногда переигрывает, укоряя союзников за недостаточную помощь, и получает за это отповеди и упреки.
На поле боя украинское военное командование проигнорировало рекомендации США провести контрнаступление на одном направлении. Вместо этого оно распылило силы, начало атаки на разных участках и в итоге не смогло осуществить прорыв, хотя и пыталось это сделать в течение нескольких месяцев.
Солдаты начинают понимать, насколько опасна неопределенность с поставками боеприпасов. «Возник некий фатализм, — сказал капитан Олег Войцеховский из подразделения разведывательных беспилотников. — Будь что будет, а мы должны выполнять поставленную задачу. Количество дезертиров невелико, но они есть».
Генерал Анатолий Баргилевич, командующий силами территориальной обороны, сказал, что он все-таки рассчитывает на поступление американской военной помощи. «Но чем бы все это ни закончилось, украинские военные будут и дальше сражаться, — заявил он. — У нас нет выбора, и мы должны драться с этим врагом».
С начала российской военной операции Евросоюз в совокупности предоставил Украине помощь на 148,5 миллиарда долларов, опередив США, у которых общий объем помощи составляет 113 миллиардов долларов. Из них 75 миллиардов было выделено напрямую на гуманитарную, финансовую и военную помощь. Еще 38 миллиардов средств военной помощи было потрачено в США, о чем сообщила вашингтонская исследовательская организация Институт изучения войны.
Европейские и азиатские союзники существенно активизировали усилия по поддержке Украины, а Киев пытается расширить собственное производство вооружений. Тем не менее, исследователи из этого института говорят, что американская помощь по-прежнему исключительно важна.
Они пишут: «Соединенные Штаты являются главным поставщиком достаточно большого количества военной техники, такой как танки М1 „Абрамс“, бронетранспортеры, современные системы ПВО типа „Пэтриот“ и ударные системы большой дальности».
Оказываемая Киеву западная помощь по своим объемам отстает от того, что имеется в военных арсеналах России. Москва наращивает производство беспилотников, устраняет недостатки в работе военных предприятий и увеличивает объемы закупок в Иране и Северной Корее. Две из пяти ракет, ударивших в среду по восточному городу Харькову, были северокорейского производства, о чем сообщил представитель городской полиции (и вновь старый припев! – Прим. ИноСМИ).
Местные власти сообщают, что по всей стране в результате ракетных ударов погибли, по меньшей мере, пять человек. Украинские ВВС в семь часов утра предупредили, что ракеты устремились в сторону Киева вдоль русла Днепра. Были запущены ракеты-перехватчики, чтобы устранить ракетную угрозу. Но у сил ПВО заканчиваются боеприпасы, с помощью которых они отражают такие атаки, а потребность в них сегодня исключительно велика. По оценкам американского руководства, если к марту закон о помощи будет принят, недостатка в средствах ПВО удастся избежать.
Резкое сокращение американской финансовой помощи отразится не только на армии, но и на украинской экономике. Будут сокращения бюджета, будет скачок инфляции. В пакет американской помощи входит 11 миллиардов долларов финансирования на невоенные цели.
Евросоюз утвердил пакет помощи на 54 миллиарда долларов, рассчитанный на четыре года. Он частично покроет украинские потребности. Но без американской поддержки придется пересматривать помощь Международного валютного фонда, которая зависит от США и от продолжения американского финансирования украинского правительства. Украина будет вынуждена включить печатный станок, а это может привести к изнурительному циклу инфляции.
Хотя украинские чиновники изо всех сил благодарят США за оказанную в прошлом поддержку, ощущается их разочарование недееспособностью Вашингтона. Они заявляют, что украинцам уже приходится расплачиваться за это своими жизнями на поле боя.
«Каждый день у нас трупы. Получи мы эту помощь, их бы не было», — сказал на этой неделе в Киеве во время интервью секретарь украинского Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов.
Украина и прежде оказывалась в тяжелом положении, и ответ может быть один, заявил он. Сражаться всем, чем только можно. Если Запад прекратит поставки оружия, «мы будем грызть их зубами», сказал Данилов.
Свой материал для статьи предоставила Мария Вареникова.
Эндрю Крамер (Andrew E. Kramer) — шеф киевского бюро New York Times, освещающий вооруженный конфликт на Украине с 2014 года.
Марк Сантора (Marc Santora) работает на Украине с начала вооруженного конфликта. Ранее работал в Лондоне редактором международных новостей, а до этого в Варшаве шефом бюро по Восточной и Центральной Европе. Он также много работал в Ираке и Африке.
______________________________________________________
* Организация, выполняющая функции иностранного агента