Германия – важнейший игрок в ЕС, и ее выход из блока станет возвращением к эпохе независимых государств, пишет Al Arabiya. Причин для такого решения у ФРГ много — прежде всего, экономических. Но нельзя забывать и о росте национализма и расового экстремизма в стране, отмечают эксперты.
источник: pixy.org
Европа переживала трудные времена на протяжении всей первой половины XX века, когда она испытала горечь двух кровопролитных мировых войн, в которых европейские страны заплатили высокую цену. Со второй половины XX века начался более поздний этап забвения прошлого и стремления к совместному сотрудничеству. В Европе все верили, что экономика – это единственный капитал, предохраняющий от новых судьбоносных кризисов.
Европейское объединение угля и стали было создано Парижским договором, подписанным в 1951 году между Францией и Западной Германией. Оно начало свою деятельность в 1952 году и просуществовало 50 лет.
Этот договор послужил краеугольным камнем, вокруг которого европейцы снова объединились, и постепенно идея Европейского союза начала продвигаться вперед, пока не стала реальностью. ЕС был создан на основе соглашения, известного как Маастрихтский договор, подписанный в 1991 году.
Об этой модели европейского единства, несмотря на разные национальности и языки, было написано немало. Некоторые авторитетные политологи по всему миру предсказывали, что модель ЕС станет примером для подражания для стран, объединенных единой географической территорией, особенно после того, как законы, регулирующие деятельность Союза, сделали его географической и демографической единицей, способствующей мирной жизни и творческому человеческому обмену на всех уровнях.
Однако выход Великобритании из ЕС вызвал глубокое потрясение у европейцев, тем более что Британия была сильной военной опорой, даже самой сильной военной державой в Союзе. Франция и Германия утверждали, что Союз жив и здоров и что существует глубокое желание его стран оставаться единым целым перед лицом политических и милитаристских штормов России, с одной стороны, и экономических и финансовых аппетитов Китая, с другой.
Находится ли Европейский союз в опасности сейчас, когда в Германии стали раздаваться голоса, призывающие к выходу из Союза и возвращению к контексту независимого государства и отходу от контекста единства?
Не секрет, что за последние два десятилетия Германия играла очень важную роль на экономическом фронте европейского континента. Ей действительно было суждено спасти ряд европейских стран, особенно Грецию, Португалию, Италию и другие, благодаря кредитам, которые она предоставила им во время финансовых кризисов, охвативших мир после глобального финансового кризиса 2008 года.
Если Франция – политическое сердце европейского мира, то Германия – самый важный экономический игрок, и ее выход из Евросоюза станет началом падения европейского домино и возвращения к эпохе независимых европейских государств.
Возникает вопрос: почему некоторые в Германии рассматривают возможность выхода из ЕС?
Причин, по-видимому, множество, в первую очередь, экономических. Но реальное положение дел свидетельствует о росте ультранационализма и расового экстремизма. Уже раздаются голоса, поющие нацистскую мелодию «арийской расы», и даже некоторые партии, такие как «Альтернатива для Германии» (АдГ), и движения, такие как ПЕГИДА, больше не скрывают и не прячут свою ненависть к другим, независимо от их имен, цветов кожи или типов телосложения. Эти «другие» стали физически и морально уязвимыми из-за ненависти к ним расистов.
В прошлом месяце мы наблюдали требования о выходе Германии из Европейского союза из-за массовых протестов, начатых европейскими фермерами, которые испытывают ряд проблем на экономическом уровне после законодательных поправок, объявленных большинством европейских правительств, включая повышение цен на импортную продукцию и высокие затраты на выращивание сельскохозяйственных культур.
22 января была выдвинута идея проведения референдума о выходе Германии из Европейского союза в случае прихода к власти партии «Альтернатива для Германии». Лидер партии Алиса Вайдель отметила в интервью Financial Times, что «если такая реформа невозможна, если мы не можем восстановить суверенитет стран-членов ЕС, тогда решение должны принять граждане, как в Соединенном Королевстве».
Является ли это британским сценарием, по которому судьбы снова вершатся внутри Европы?
Возможно, ждать осталось недолго, особенно если немецкое ультраправое течение, возглавляемое «Альтернативой для Германии», придет к власти на следующих парламентских выборах в 2025 году. АдГ по опросам уже несколько месяцев занимает второе место в стране (около 22%), опережая Социал-демократическую партию (СДПГ) канцлера Олафа Шольца, и отстает лишь от консерваторов.
Одной из наиболее наводящих на размышления тем является идея выхода из Европейского союза, в то время как раздаются громкие голоса и развеваются знамена, предупреждающие о двух опасностях для народов континента просвещения и прав человека, континента либерализма и демократии, даже если в последние годы их свет в глазах их сторонников померк.
Первая – это растущий страх, который стал реальностью после того, как Путин начал крупномасштабную военную операцию на Украине. Она вызвала широкомасштабную и громкую реакцию, «предупреждающую» об открытом аппетите президента России к своим соседям и членам Европейского союза. Это делает весьма вероятным повторение того, что произошло с Киевом, что, в свою очередь, потребует большего единства, а не выхода из состава Союза.
Вторая опасность связана со стремлением Китая к экспансии: даже если его репутация сильно пострадала из-за распространения вируса COVID-19, он все равно готов поднять бунт во многих европейских странах, особенно экономически упадочных, и осуществить своего рода экономическое вторжение. Новый шелковый путь является одной из форм такого мышления.
Выход Германии из ЕС, прежде всего, нанесет серьезный удар по бюджету Евросоюза, поскольку на Германию приходится две пятых его инвестиций. Для примера: предполагаемый размер бюджета ЕС на 2024 год составляет 143 миллиарда евро, из которых 137 миллиардов евро – это прямые инвестиции стран-членов, а Германия инвестирует более 30,3 миллиарда евро, что составляет 21,2% от общего бюджета ЕС, согласно данным Евростата.
Одержат ли верх голоса немецких сторонников жесткой линии, призывающих к выходу, или же демонстрации, прошедшие во многих немецких городах в первую неделю февраля, отвергающие действия и экстремизм популистских немецких правых, возьмут верх и закроют двери для идеи выхода?
Канцлер Германии Олаф Шольц признает, что выход из ЕС означал бы угрозу для экономической жизни Германии и потерю большей части ее богатств, тем более что она несла тяжелое бремя в конфликте на Украине.
Решение за немецким народом, и его ответ на вопрос Дексита может определить направление развития Европы в ближайшие дни.