«Время работает на Россию, а не Украину. В этом году силы украинцев будут постепенно таять. Путин знает, что украинцам в момент резко возникшей опасности было легче мобилизоваться, чем сейчас, в период ползучей угрозы. Запад раньше был более решителен в деле оказания Украине помощи. А сегодня все уже устали от военных действий, от постоянной опасности. Путин будет использовать эти факторы, одновременно разгоняя свою оборонную промышленность, чтобы в определенный момент ее использовать. В этом можно не сомневаться», — говорит журналистка.
Военный конфликт на Украине. Слухи о поражении Путина были преувеличены
В той же тональности звучит комментарий русиста из Щецинского университета, автора книг о России и Белоруссии, доктора наук Мачея Печиньского (Maciej Pieczyński). «Оглядываясь на два года так называемой “специальной военной операции”, мы ясно видим, что все эти слухи о политической или физической смерти Путина были сильно преувеличены. Да, он не завоевал Украину, но занял значительную часть ее территории. И никаких признаков того, что Киев сможет в ближайшее время вернуть себе оккупированную часть Донбасса, берег Азовского моря, не говоря уже о Крыме, нет. Но самое главное, что Путин, хоть и с трудом, но все же укрепил свою власть в самой России», — считает доктор Печинский.
Как отмечает собеседник, тот факт, что, несмотря на сопротивление части своего окружения, Путин начал военные действия и продолжает их вести, свидетельствует об одном: сегодня он сильнее, чем был до 24 февраля 2022 года.
Военный конфликт на Украине и противостояние Путина с Западом
В первые дни и недели конфликта Путин неверно оценил ситуацию и был застигнут врасплох реакцией стран НАТО, которые быстро и согласованно встали на сторону Украины, но теперь, оглядываясь на эти два года, видно, что он пытался и продолжает пытаться водить Запад за нос. Причем, как признают эксперты, чем дольше длится этот конфликт, тем эта задача становится для него легче.
Может быть, задумка Путин заключалась в том, чтобы переждать эйфорию первых недель и месяцев героической обороны Украины, когда оказалось, что Зеленский с честью справился со своей ролью лидера, что украинская армия выучила уроки 2014 года, а Запад однозначно встал на сторону Украины? Сегодня и Украина, и Запад явно от устали от длящегося уже два года конфликта. Сейчас мы стали свидетелями трений не только между политиками отдельных стран, но и между их гражданами — примером тому протесты европейских фермеров против неконтролируемого притока зерновых и прочих товаров с Украины.
«Я не согласна с тем, что метод Путина — переждать, это не так. В этом случае русские бы просто сидели сложа руки. А мы видим, что Россия переводит всю экономику на военные рельсы, а это означает, что она готовится к игре в долгую. Да, сначала русские рассчитывали занять Киев за несколько дней и просчитались, но они сделали выводы. Сейчас они производят боеприпасы и отнюдь не снижают своей активности. Решение Путина остановить фронт на Украине является сознательным: он посчитал, что пока нет смысла бросать туда большие силы. Даже если Россия действительно ждет дальнейшего развития событий, ждет выборов в США, она не находится в бездействии, а готовится к длительной конфронтации», — говорит Арлета Бойке.
«Правы те, кто предупреждает, что у нас есть несколько лет, чтобы показать Москве, что Запад един, силен и готов к противостоянию с Россией. Потому что, если мы этого не продемонстрируем, Путин пойдет дальше. Вопрос только в том, с какой стороны он атакует. Я бы предпочла, чтобы мы были напуганы и подготовлены, чем чтобы мы жили беззаботно и думали, что нам ничего не угрожает», — добавляет она.
Эксперт по безопасности, преподаватель Варшавского университета Беата Гурка-Винтер (Beata Górka-Winter) подчеркивает, что, напав на Украину, Путин не только не достиг своей главной цели, каковой было подчинение этой страны влиянию России, но и вынудил НАТО расшириться еще на две страны, которые до сих пор были нейтральными.
«Одним из самых больших поражений Путина за эти два года является то, что к НАТО присоединилась Финляндия и вот-вот присоединится Швеция. Причем это государства со значительным военным потенциалом», — говорит Беата Гурка-Винтер. При этом она добавляет, что новые пакеты санкций, наложенных на Россию, сокращают экономический потенциал Москвы. «Чтобы компенсировать этот ущерб, ей понадобится нескольких лет», —отмечает она.
«Россия как государство, вероятно, выживет, но каким будет это выживание, в каких условиях будут жить русские — большой вопрос. Из России бежит не только западный капитал, но и человеческие ресурсы, что особенно чувствительно для страны. Особенно активно эмигрирует средний класс —из страны бегут те, кто может себе это позволить», — говорит Беата Гурка-Винтер.
«Если бы российская экономика не подсела на китайскую капельницу, обстановка в стране была бы намного хуже, — уверена Арлета Бойке. — А сейчас россияне ощущают негативные изменения вовсе не так сильно, как мы думаем. Да, богатые там стали жить хуже, вместо Лазурного берега им приходится ездить отдыхать в Турцию, но, по сути, изменения не столь трагичны. А для русской провинции вообще почти ничего не изменилось. Они как были бедными, так и остались, как ели гречку, так и едят», — добавляет она.
Россия вооружается, Европе нужно быть готовой
Эксперты, с которыми мы разговариваем, сходятся во мнении, что Европа должна вооружаться и готовиться к худшему сценарию развития событий, даже если она не совсем верит в то, что Путин осмелится атаковать какую-нибудь страну НАТО.
Гурка-Винтер говорит, что она не любит пугать скорой — в перспективе двух-трех лет — войной, хотя в последнее время нет недели, чтобы мы не слышали таких прогнозов от военных, политиков, экспертов. По ее мнению, такие предсказания подрывают веру в то, что мы способны построить надежную политику сдерживания. Между тем, как подчеркивает собеседница Interia, странам НАТО это вполне по плечу.
«Если мы будем хорошо подготовлены, Путин не нападет. При этом мы должны понимать, что в случае, если осенью выборы выиграет Трамп и власть в США сменится, все усилия по защите от России Европе придется предпринимать самой. И на сегодняшний день это настоящий вызов», — заключает она.
«Зануда» Владимир Путин
В какой кондиции спустя два года после нападения на Украину находится сегодня сам Владимир Путин? За последний год западные СМИ много раз писали о его проблемах со здоровьем, о болезнях, о двойниках, которые якобы заменяли его во время публичных выступлений.
Последние события, прежде всего, смерть Навального, свидетельствуют о том, что Путин по-прежнему является грозным и непредсказуемым лидером, даже если его выступления на публике уже не так блестящи, как раньше. На последнее обращает внимание Арлета Бойке, которая считает, что риторика Путина стала предсказуемой и просто неинтересной.
«В то время как действия Путина остаются неожиданными, потому что они зачастую нерациональны (никто не ожидал, что он действительно отправит танки на Украину), то, что он говорит, уже давно стало банальным и предсказуемым. Слушать Путина стало скучно. Как будто ему уже нечего сказать. В наделавшим недавно шума интервью с Такером Карлсоном Путин выступил неинтересно. Он увяз в исторических деталях и не сказал абсолютно ничего нового», — оценила Арлета Бойке.
Мачей Печиньский видит это немного иначе. По его словам, как раз интервью с Карлсоном Путину удалось. Было видно, что он в довольно хорошей форме.
«Это Путин решал, о чем он хочет говорить. Он хотел изложить свое русско-центрическое видение истории, и он его изложил. Он беспрепятственно клеветал на Польшу, Запад и Украину, а не знающие контекста американские зрители слушали, и, вероятно, верили услышанному. Еще отчетливо видно, что он в хорошей физической и умственной кондиции. Путин находится в хорошей физической и психологической форме. Можно сказать, в идеальной, учитывая, сколько он пережил за последние два года “смертельных болезней”, о которых с надеждой писали западные СМИ…. Запад устал, Украина устала, а Путин, к сожалению, выглядит отдохнувшим», — резюмирует собеседник Interia.
Автор: Камила Барановская (Kamila Baranowska)