Пакистан решился на газопровод из Ирана: штраф испугал больше, чем санкции

отметили
27
человек
в архиве
Пакистан решился на газопровод из Ирана: штраф испугал больше, чем санкции

Правительство Пакистана одобрило строительство газопровода из Ирана (Pak-Iran Gas Pipeline project), несмотря на международные санкции к соседнему государству. Угроза штрафа в $ 18 млрд оказалась действенной.

Федеральное правительство Пакистана одобрило ратификацию решения комитета по энергетике о строительстве пакистанского участка газопровода из Ирана. Об этом сообщает издание The News.

Накануне правительственный комитет под руководством и.о. министра финансов Шамшада Ахтара принял решение начать строительство 80-километрового участка от иранской границы до порта Гвадар, который обойдется Исламабаду в $ 158 млн.

Еще в 2009 году Тегеран и Исламабад подписали соглашение о поставках газа — около 8 млрд кубометров в год с месторождения Южный Парс в Персидском заливе сроком на 25 лет. Однако из-за санкций Пакистан даже не начинал строительство газопровода. В то время как иранские компании уложили 900 километров из 1050 км своего участка. Изначально Исламабад должен был рассчитываться за газ с 1 января 2015 года из расчета $ 1 млн в сутки. Но в 2019 году пакистанская Inter-State Gas Systems (ISGS) и иранская NIОC подписали дополнение, по которому Пакистан не обязан платить компенсацию до 2024 года.

В результате, как сообщает The Dawn, 1 декабря 2023 года NIOC направила ISGS уведомление о существенном нарушении гарантий покупателя. Иранская компания предоставила 180-дневный срок для устранения нарушений. В ином случае Иран обещал подать в арбитражный суд, а сумма иска оценивается в $ 18 млрд.

Юридическая фирма Willkie Farr & Gallagher LLP предоставила пакистанскому правительству заключение о том, что пакистанская ISGS попадет в случае начала строительства под санкции. В то же время у компании нет особых проектов заграницей. А уведомление Ирана о форс-мажорных обстоятельствах — слабая защита, так как у Исламабада нет веских доказательств, что Пакистан предпринял конкретные шаги для реализации проекта. Поэтому реализация проекта считалась предпочтительным вариантом даже в условиях международных санкций, пишет The Dawn.

Правительственный комитет подготовил даже проект исключений из санкций, но его передачу американским властям отложили из-за текущей геополитической ситуации, продолжает издание.

В Вашингтоне пока отказались комментировать ирано-пакистанский газопровод. «США еще не видели сообщений по газопроводу между Ираном и Пакистаном. Я отвечу по этому вопросу позже», — сказал пресс-секретарь Белого дома Мэтью Миллер, передает пакистанское The Nation.

В самом Пакистане тем временем неспокойно. В стране скандально прошли парламентские выборы. Большинство голосов выиграли сторонники экс-премьера Имрана Хана, который сидит за решеткой по обвинению в коррупции. Но больше шансов стать главой нового правительства сейчас у его противника Шехбаза Шарифа, который может собрать коалицию партий. Последнее слово традиционно остается за пакистанской армией.

В такой ситуации нестабильности вообще сложно говорить о серьезных инфраструктурных проектах в Пакистане. В то же время газ стране необходим. Внутренняя добыча падает, а доля импортируемого СПГ уже выросла до 29%.

Теоретически газопровод может быть на руку «Газпрому». С одной стороны, его фактическая мощность может быть в четыре раза выше контрактных обязательств (около 40 млрд кубометров год) и у Исламабада и Дели было даже соглашение о продлении газопровода до Индии. С другой, Тегеран и Москва обсуждают поставки газа в Иран.

В июле 2022 года «Газпром» и иранская NIOC подписали меморандум, предполагающий совместные крупно- и малотоннажные проекты СПГ и экспорт 10 млрд кубометров российского газа через Иран в виде свопа.

«Иранские партнеры обсуждают с нами возможности поставок российского газа и на иранский рынок», — говорил в октябре 2023 года президент России Владимир Путин. Вице-премьер Александр Новак пояснял, что рассматриваются разные варианты, в том числе своп (обмен). Например, «Газпром» подает газ в Азербайджан, а тот — свои объемы в Иран, который заинтересован в газоснабжении севера страны. Запасы газа в Иране находятся на юге.

За два последних года «Газпром» снизил поставки в Европу без учета Турции в пять раз — до 29 млрд кубометров в год. Поэтому компания заинтересована в перенаправлении огромных объемов на Восток. Однако даже «Сила Сибири — 2» мощностью 50 млрд кубометров в год в Китай сможет взять на себя лишь часть выпавших из экспорта объемов и иранское направление может считаться перспективным.

Добавил Игорь Иванов 39114 Игорь Иванов 39114 27 Февраля
Комментарии участников:
Black_Mad
+5
Black_Mad, 27 Февраля , url

Не тот гегемон уже, не тот.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать