"Огромные неиспользованные возможности": что думают африканские эксперты об отношениях с Россией
Торговля, энергетика, безопасность и многое другое — у России и африканских стран есть множество путей для сотрудничества и впереди у них долгий путь.
В июне 2023 года делегация из семи африканских лидеров отправилась в Санкт-Петербург с самопровозглашенной «миссией мира», где встретилась с президентом Владмиром Путиным, чтобы изучить возможности посредничества в конфликте между Россией и Украиной.
Президент ЮАР Сирил Рамафоса, который входил в состав делегации, встречавшейся с президентом Украины Владимиром Зеленским, заявил, что конфликт негативно сказывается на Африке. По мнению доктора Мустафы Али, кенийского преподавателя и геополитического аналитика, этот визит ясно показал, что Африка больше выиграет от стабильной России.
«Просто посмотрите, как конфликт привел к резкому росту цен на топливо и сырьевые товары, инфляции и финансовой нестабильности, и вы поймете, что Россия оказывает непосредственное влияние на экономику Африки», — сказал доктор Али в интервью RT.
Африканские страны стремятся к партнерству с Россией
В то время как в России только что прошли президентские выборы, доктор Али отмечает, что большинство африканских стран стремятся к углублению отношений с Россией, потому что «здесь ждут огромные неиспользованные выгоды», ссылаясь на обещание, данное президентом Путиным на инаугурационном саммите Россия-Африка 2019 года, удвоить объем российско-африканской торговли до 40 миллиардов долларов США за пять лет и это обещание, по его словам, ждет своего выполнения.
«Как и в случае с Китаем, африканские страны стремятся к партнерству и отношениям с Россией, которые не содержат никаких предписаний и жестких условий, как это происходит в случае партнерства с западными странами и контролируемыми ими бреттон-вудскими институтами», — поясняет Али.
Он добавляет: «В Африке Россия стремится инвестировать в те области, в которые западные державы либо не инвестировали, либо пренебрегали ими, либо вообще не хотели инвестировать и при этом российском подходе африканские лидеры могут извлечь максимальную выгоду».
Али приводит примеры развития инфраструктуры, транспорта, энергетики и телекоммуникаций в качестве некоторых из секторов, в которые Африка может привлечь инвестиции из России. «Инвестиции в инфраструктурное строительство и партнерство между африканскими странами и Россией не только помогут стимулировать экономический рост и развитие на континенте, но и создадут рабочие места для миллионов африканцев, тем самым помогая справиться с проблемой безработицы и высоким уровнем бедности на континенте».
Россия предпринимает шаги по укреплению своего места на континенте
Забегая вперед, Эрастус Мвенча, бывший кенийский дипломат, занимавший пост заместителя председателя Комиссии Африканского союза, сказал RT, что Африка выиграет от дальнейшего расширения экономического присутствия Кремля на континенте.
«У африканских столиц, которые инвестируют в отношения с Кремлем, будет больше шансов получить долю прямых иностранных инвестиций России на континенте, которая, скорее всего, будет расти по мере того, как Россия будет укреплять свое место на континенте через торговлю, финансовые кредиты и прямые инвестиции», — сказал Мвенча в интервью RT.
Что касается торговли, то в период с 2013 по 2021 год торговый оборот между Россией и африканскими странами вырос почти в два раза и составил более 20 миллиардов долларов. Не менее 30 % африканского импорта зерна поступает из России. Африка импортирует из Москвы пшеницу, уголь, нефтепродукты и электронику, а Россия — фрукты, сахар и овощи.
Во время российско-африканского саммита 2023 года президент Путин пообещал бесплатное зерно шести африканским странам, существенно пострадавшим от отмены черноморской зерновой сделки.
Изначально сделка, заключенная при посредничестве ООН и Турции в 2022 году, была направлена на облегчение экспорта украинского зерна на мировые рынки, в частности в бедные страны Африки. Взамен Москве было обещано снятие западных санкций с её собственного сельскохозяйственного экспорта. Россия отказалась от сделки, заявив, что по-прежнему не может вывести на мировые рынки ни зерно, ни удобрения, а Запад не выполнил своих обязательств.
Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали, Сомали, Эритрея и ЦАР уже воспользовались обещанием Путина, поскольку обещанные 200 000 тонн зерна были полностью доставлены к концу января во все шесть государств.
Мвенча называет инвестиции в нефтегазовый сектор одними из важнейших преимуществ, которые Африка может получить от тесного взаимодействия и партнерства с Россией.
«Большинство африканских государств не обладают финансовыми, техническими и технологическими возможностями, чтобы инициировать и реализовывать огромные инициативы в области нефти, газа и энергетики. Россия же обладает всеми этими тремя факторами, и любой африканский лидер, который работает с Путиным, не упустит таких инвестиций, если они вообще нужны его стране», — считает Мвенча.
В 2022 году российская атомная компания «Росатом» получила разрешение на строительство первой в Египте атомной электростанции в соответствии с соглашением, подписанным в 2017 году между президентом Путиным и президентом Абдель Фаттахом эль-Сиси. Ожидается, что проект будет полностью завершен и введен в эксплуатацию к 2030 году. Строительство АЭС мощностью 4800 МВт обойдется в 60 миллиардов долларов, при этом Росатом предоставит кредит на 25 миллиардов долларов. Кроме того, «Росатом» подписал соглашения о сотрудничестве с правительствами 17 африканских стран, включая Эфиопию, Нигерию, Руанду и Замбию.
Мвенча отмечает, что для того, чтобы президент Путин заручился поддержкой африканского континента, ему придется выполнить все обещания, данные во время первого и второго саммитов Россия-Африка.
«Африка может извлечь выгоду из сильной экономики, ресурсов, технологий и опыта России в развитии и строительстве энергетического, горнодобывающего и технологического секторов, промышленности и инфраструктуры, и Москва заинтересована в установлении более тесных партнерских отношений и усилении своего голоса на континенте как в дипломатическом, так и в экономическом плане», — сказал он.
Когда обе стороны относятся друг к другу как союзники
Джордж Мусамали, кенийский аналитик по вопросам безопасности, считает, что Африка продолжит пользоваться существующими прочными связями с Россией в области обороны и безопасности, которые, по его словам, имеют выгодные для континента условия. Мусамали называет продажи оружия и совместные программы военной подготовки между Россией и африканскими странами инициативами, которые непосредственно помогут африканским государствам укрепить свой потенциал в борьбе с постоянно возникающими угрозами и вызовами безопасности.
«Африканские государства, склонные к конфликтам и борющиеся с проблемами безопасности, могут получить больше выгоды от передовых российских технологий в области безопасности и военных технологий, и это может произойти только тогда, когда обе стороны будут относиться друг к другу как союзники», — сказал Мусамали в интервью RT.
В период с 2018 по 2022 год 40 % импортируемого Африкой оружия поступило из России — по сравнению с 16 % из США, 9,8 % из Китая и 7,6 % из Франции.
Мусамали также утверждает, что Африка может получить больше выгод от сотрудничества с Россией в военной сфере и сфере безопасности, поскольку оружие и средства обеспечения безопасности российского производства обычно дешевле, чем западные. По словам Мусамали, «Россия не выдвигает жестких условий при продаже оружия, в отличие от других стран».
Мусамали также называет военную дипломатию Москвы в Африке одной из областей, где континент может получить большую выгоду за счет укрепления обороноспособности африканских стран, что, по его словам, будет способствовать региональной безопасности и стабильности.
В ходе саммита Россия-Африка 2023 года была достигнута договоренность о создании нового постоянного российско-африканского механизма безопасности, направленного на борьбу с терроризмом и экстремизмом на континенте.
Продвижение к большим торговым сделкам
Мвенча утверждает, что Африка может использовать взаимовыгодные отношения с Россией для ведения переговоров и привлечения инвестиций в такие ключевые отрасли, как сельское хозяйство, углеводороды, технологии, энергетика, транспорт и цифровизация, которые, по его словам, все еще нуждаются в масштабных инвестициях.
Он хочет, чтобы главы африканских государств подтолкнули Москву к увеличению и расширению торговых возможностей для континента, отметив, что Африке необходимо перейти от нынешнего объема торговли с Россией в 20 миллиардов долларов к такому же уровню торговли, как с ЕС, Китаем и США.
«Торговля между Африкой и Россией представляет собой такой плодотворный и важный потенциал, который африканские лидеры должны использовать. Они должны сосредоточиться на переговорах и продвижении большего количества торговых сделок, которые откроют российский рынок для большего объёма импорта из Африки», — сказал Мвенча. В настоящее время российский экспорт в Африку в семь раз превышает её импорт с континента.
«У России очень большая потребительская база, которую могут использовать африканские экспортеры. Укрепление связей между Россией и Африкой откроет больше рынков для африканских товаров и услуг, что предоставит африканским странам и экспортерам больше возможностей для диверсификации рынков и увеличения доходов за рубежом», — пояснил Мвенча.
Более тесные связи с Россией могут обеспечить африканским странам дипломатическую поддержку
В 2006 году президент Владимир Путин посетил с визитом Южную Африку, а бывший президент Дмитрий Медведев совершил аналогичные визиты в 2009 году в Египет, Анголу, Нигерию и Намибию, стремясь закрепить свое сильное дипломатическое присутствие на континенте. В последние годы министр иностранных дел России Сергей Лавров во главе с другими высокопоставленными правительственными чиновниками из Москвы посетил несколько африканских стран для подписания многочисленных двусторонних соглашений о военном, экономическом сотрудничестве и сотрудничестве в области безопасности.
Алекс Авити, кенийский исследователь и ученый, специализирующийся на африканской геополитике и международных отношениях, отмечает, что решение бывшего президента США Дональда Трампа в 2018 году свернуть контртеррористические усилия США в Африке, несмотря на растущую террористическую угрозу в регионе, предоставило Москве прекрасную возможность заполнить пустоту и стать ключевым гарантом безопасности Африки.
«Президент Путин использовал первый саммит Россия-Африка в 2019 году в Сочи, чтобы представить Россию в качестве надежного и стратегического партнера для континента». На втором саммите Россия-Африка в июле 2023 года был подписан ряд соглашений между Россией и африканскими странами о предотвращении гонки вооружений в космосе, сотрудничестве в области информационной безопасности, а также борьбе с терроризмом. «Это выгоды, перед которыми африканские лидеры не устоят», — сказал Авити в интервью RT.
По мнению Авити, статус России как постоянного члена Совета Безопасности ООН может работать в пользу Африки, поскольку дает Москве большее и значительное влияние на глобальные дела. «Более тесные связи с Россией могут обеспечить африканским странам дипломатическую поддержку по международным вопросам и помочь усилить их голоса на мировой арене», — сказал Авити.
Авити отмечает, что нет никаких сомнений в том, что Россия будет стремиться расширить свои прямые иностранные инвестиции и торговлю с Африкой, чтобы конкурировать с Европейским союзом, Китаем и Соединенными Штатами, конкуренция, по его словам, пойдет на пользу Африке как в дипломатическом, так и в экономическом плане.
В новой Концепции внешней политики, опубликованной Россией в начале этого года, Россия и Африка изображены как борцы за «более справедливый полицентричный мир и устранение социального и экономического неравенства», что ясно указывает на заинтересованность Москвы в том, чтобы представить себя в качестве друга и защитника Африки.
В целом Авити делает вывод, что прочные отношения с Россией могут привести к экономическому развитию, улучшению инфраструктуры, укреплению безопасности и расширению дипломатических рычагов для африканских стран. «Однако африканским странам необходимо убедиться, что такие партнерства взаимовыгодны и соответствуют их долгосрочным целям развития», — заключает он.
Автор: Джексон Оката, удостоенный наград независимый журналист из Найроби, Кения, чьи работы были опубликованы агентствами Reuters, China Dialogue, Openly, AllAfrica, Mongabay, Inter Press Service, Zenger News, Al Jazeera English.
Первоисточник: www.rt.com