[«Игры будущего»] Как дрон-рейсинг стал спортом и может заменить гонки «Формулы-1»

отметили
12
человека
в архиве
[«Игры будущего»] Как дрон-рейсинг стал спортом и может заменить гонки «Формулы-1»

Дрон-рейсинг — инновационный спорт, который стал возможен благодаря техническому прогрессу. Наряду с гонками «Формулы-1» здесь знаковую роль играет именно дрон — дистанционно управляемый летательный аппарат.

Дрон-рейсинг — это гонки дронов, которые сначала покорили США, а потом начали завоевывать популярность по всему миру, сначала в Европе, а затем в странах Востока. В России дрон-рейсинг тоже прижился, помогла благодатная почва развитого в нашей стране авиамоделирования.

Как формировался и развивался дрон-рейсинг

В 2006 году беспилотные летательные аппараты стали использовать в коммерческих целях, с тех пор модели дронов совершенствовались, а их популярность у населения разных стран росла. Постепенно это перешло в проведение гонок дронов, в которых участвуют модели FPV (от англ. — First Person View — «вид от первого лица») на специализированных трассах. Считается, что первая гонка прошла в 2014 году в Лос-Анджелесе. А уже в 2017 году подобные соревнования в Париже собрали более 100 тыс. зрителей.

Гоночные соревнования в воздухе проводились задолго до появления дронов. В 1950-х годах XX века подобные соревнования проводились среди истребителей, но это было сопряжено с огромным риском. Эстафету воздушных соревнований подхватили авиамоделисты, которые занимаются этим и сейчас. Но привлекательность дрон-рейсинга заключается в том, что это более доступный и массовый вид соревнований.

Так, например, в США соревнования по дрон-рейсингу проходят на стадионах, которые позволяют развить максимальную скорость движения. В Европе, наоборот, отдают предпочтение небольшим, но сложным трассам, которые требуют небывалой концентрации внимания и развитой координации от оператора дрона. Но в обоих случаях гоночная трасса представляет собой размеченный участок, который может состоять из нескольких уровней. Как и в гонках «Формулы-1», в дрон-рейсинге выигрывает не самый быстрый аппарат, а тот пилот, который способен управлять своим дроном таким образом, чтобы оптимально пройти все повороты на трассе, при этом маневры могут быть не только в горизонтальной, но и вертикальной плоскостях.

На сегодняшний день в мире существует две ведущие организации дрон-рейсинга — DCL (Drone Champions League) и DRL (Drone Racing League). В 2016 году DRL провела первый чемпионат мира по дрон-рейсингу, победителем которого оказался школьник из Великобритании, получивший призовой фонд в $250 тыс. В России первые соревнования также состоялись в 2016 году. Они прошли на территории Московской области, где этот спорт активно развивается, — например, в городском округе Химки. А уже в 2019 году команда из России впервые приняла участие в международных соревнованиях под эгидой DCL, где заняла второе место.

Как проходят гонки дронов

Пилот дрона управляет им с помощью очков виртуальной реальности (на которые передается изображение с камеры, установленной на дроне) и контроллера (пульт управления движением). Дроны могут развивать гоночную скорость до 160 км/ч. Зрители также могут видеть происходящее в очках у пилота на большом экране или смотреть на гонку со стороны.

Пилот дрона (Фото: Drew Angerer/Getty Images)

Но в соревнованиях скорость дрона не имеет определяющего значения. Важно преодолеть все препятствия на трассе и пройти все отметки. Это требует от пилота чувствовать габариты аппарата, для того чтобы пройти все препятствия и повороты. От этого будет зависеть не только успех прохождения трассы, но и целостность дрона, ведь столкновение на скорости больше 100 км/ч неминуемо приведет к повреждению аппарата.

Гоночная трасса может быть на открытом пустом пространстве, например стадионе, или же быть специально созданной трассой с препятствиями. Для безопасности зрителей от трассы их отделяет прочная сетка. В каждом заезде участвуют, как правило, по четыре дрона (это сделано для большей безопасности устройств, которые могут задеть друг друга), он должны преодолеть трассу на время. Судьи оценивают прохождение дронами препятствий и начислят штрафные баллы в случае, если препятствие не пройдено. Для прохождения гоночной трассы требуется, как правило, три-четыре минуты. Все дроны, участвующие в заезде, должны иметь принадлежность к одному классу, запрещено внесение конструктивных изменений, например, нельзя поставить более мощный аккумулятор.

Как устроен дрон для гонок
По сравнению с обычными коптерами дроны для соревнований имеют ряд отличительных особенностей. Первое — это ограничение на размер, аппарат для гонок должен быть в диапазоне 21–25 см. Количество моторов строго не регламентировано, но большинство спортсменов отдают предпочтение четырем. Заряда аккумулятора хватает максимум на пять минут.

Для облегчения веса (как правило, в пределах 800 г) дроны лишены средств защиты, которые препятствуют падению аппарата при потере связи с пилотом (в связи с этим спортсмены всегда имеют с собой запасные дроны). Цвет дрона не регламентируется, они различаются по цвету подсветки в задней части аппарата.

Гоночный дрон (Фото: Drew Angerer/Getty Images)

Дрон-рейсинг в перспективе может стать если не заменой, то конкурентом гонок «Формулы-1» и вот почему. Это зрелищное мероприятие; благодаря VR-очкам, картинка с которых выводится на большие экраны, зритель как бы сам становится участником гонки. Это доступный и демократичный вид спорта, ведь стать пилотом может практически любой человек, которому не требуются специальная физическая подготовка.

В перспективе дрон-рейсинг может стать одной из дисциплин киберспорта. Это официальный вид спорта; например, в России он признан таковым в 2017 году, а значит, пилоты дронов могут получать спортивные разряды и звания. Это перспектива, ведь можно не только управлять дроном, но и совершенствовать его, а значит, осваивать новые знания, умения и навыки, повышая свои профессиональные компетенции для будущего.

Как стать профессиональным пилотом дронов

Евгений Александрович Буфетчиков (Фото: rdr.aero/)

Евгений Буфетчиков, генеральный директор Всероссийской лиги дрон-рейсинга

Начиная с 2017 года, когда дрон-рейсинг был официально признан Минспортом как один из видов авиамодельного спорта, в России наметился рост количества пилотов и соревнований. Всероссийская лига дронов выстроила систему развития дрон-рейсинга таким образом, чтобы поощрять новых организаторов самостоятельно проводить турниры в своих регионах, тем самым выявлять новых пилотов, вытаскивать из подполья тех, кто занимается дронами давно, но не мог найти единомышленников рядом, подключать детей к построению своих моделей и участию в соревнованиях. Несмотря на развитие производства дронов в нашей стране, появления различных моделей, мы видим большой дефицит специалистов — операторов БПЛА. Дрон-рейсинг — именно то направление, которое дает стране сразу двух качественных специалистов: пилота и инженера. Без преувеличения, дрон-рейсинг является мощным драйвером беспилотных технологий в России за счет постоянной оптимизации и экстремальной практики.

В 2016 году наши ребята заняли третье место на мировом чемпионате в Дубае, что дало хороший повод молодым спортсменам расти дальше. На сегодняшний день несколько наших пилотов являются постоянными членами международных команд по дрон-рейсингу как офлайн, так и в киберпространстве. Несмотря на то, что первые места на крупных турнирах уверенно занимают корейцы, европейцы и американцы, у наших пилотов положительная динамика. Есть к чему стремиться и куда расти, ориентируясь на достижения иностранных коллег.

В школе дронов у нас нет разделения по возрастам, учатся и дети 9–15 лет, и взрослые 25–55 лет. Для начала обучения необходимо приобрести пульт управления и поставить программу — симулятор дрона на компьютер. После того как руки привыкнут к управлению виртуальным дроном, можно будет собрать собственный реальный дрон и выходить на поле на настоящие полеты.

Обучение начинается с виртуальных полетов для того, чтобы голова и руки привыкли к управлению дроном в воздухе, научились держать его в нужном положении и двигаться туда, куда хочет пилот. После одного-двух месяцев полетов переходим к сборке собственного гоночного дрона, изучаем различные компоненты, прошивки и настройки. Далее выходим на площадку и совершаем полеты в воздухе.

Есть курсы в обычном режиме, обучение длится два-четыре месяца. Под определенные группы пилотов проводим максимально сжатое и быстрое обучение в течение трех недель.

Отличие профессиональных пилотов от любителей лишь в том, что пилоты-профи целенаправленно тренируются для достижения определенных результатов, регулярно посещают тренировочные площадки, устанавливают на дроны качественные комплектующие, которые напрямую влияют на удобство управления и надежность аппарата в воздухе. Любители летают больше для получения удовольствия от самого полета. Профи получают удовольствие от результата в турнирной таблице или пополнения расчетного счета за выполненную работу, связанную с полетами на дроне.

Несомненно, для пилотов нужны быстрая реакция, хорошо развитая мелкая моторика рук, светлая голова и чистый разум. Сегодня пилоты — это универсальные бойцы, которые в одном лице совмещают спортсмена, инженера, менеджера, юриста, пиарщика и так далее. Сами летают, чинят дроны, отстаивают права при судействе, ведут свои блоги и раскручивают себя как пилота-личность.

У спорта без наглядности и простоты восприятия со стороны зрителя нет будущего. Именно поэтому в гонках дронов существует несколько видов правил, несколько форматов участия, закрытые и открытые турниры, командные и индивидуальные зачеты. Для определения топ-пилотов применяются такие правила, которые со стороны кажутся скучными и затянутыми, но более точно выявляют сильнейшего по всем параметрам пилота. Для фестивалей используются более зрелищные форматы с другим таймингом, чтобы держать зрителя в тонусе и дать хорошую картинку с теми же запредельными скоростями, чем и запоминаются гонки дронов.

Добавил suare suare 2 Апреля
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать