Тегеран совершил массированный авиаудар по Тель-Авиву. Однако это не значит, что Иран развязывает региональную войну: его действия вписываются в политику «контролируемой напряженности», пишет автор статьи для Evrensel. Аналогичной позиции придерживаются и США, но только не Израиль.
После нападения Израиля на здание иранского консульства в Дамаске 1 апреля, в результате которого погибли семь человек, в том числе два высокопоставленных генерала, задавались вопросы о том, когда и как отреагирует Тегеран и приведет ли это к региональной войне на фоне конфликта в Газе. Иран ответил на эти вопросы, совершив атаку на Израиль с помощью ракет и беспилотников в ночь на 14 апреля. Однако тот факт, что эти удары были нейтрализованы при поддержке самолетов, поднявшихся в воздух с американских и британских баз в регионе, указывает на продолжение стратегии «контролируемой напряженности», которой придерживаются Вашингтон и Тегеран. С другой стороны, утверждать, что угроза региональной войны исчезла, также не представляется возможным: Нетаньяху не только продолжает оккупацию, массовые убийства и нападения в секторе Газа, но и разжигает крупномасштабную войну, атакуя не только палестинцев, но и другие вражеские силы, как в случае с иранским консульством в Сирии.
Хотя с иранской стороны активно ведется пропаганда о том, что Израилю дается адекватный ответ на его действия, это нападение также напоминает о том, что сделал Тегеран после покушения на командующего силами «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции Касема Сулеймани (Kasım Süleymani), одну из наиболее влиятельных фигур Ирана в регионе. После убийства Сулеймани Соединенными Штатами в Багдаде 3 января 2020 года тоже несколько дней обсуждался вопрос о том, как же Иран ответит США, при этом Тегеран нанес ракетный удар по базам США в Ираке, что повлекло за собой ограниченный ущерб и привело к ранению нескольких американских военнослужащих. Таким образом, Иран не только не оставил атаку Соединенных Штатов без ответа, но и среагировал в «контролируемой» форме во избежание разрастания напряженности и конфликта.
Можно сказать, что нападение Ирана на Израиль с применением сотен беспилотников и ракет означает демонстрацию силы для друзей и врагов в регионе. Однако также нет сомнений в следующем: Тегеран знал, что эта атака будет отражена. К тому же как атака дронов и ракет, так и заявления иранской стороны не только раскрывают масштаб этого ответа, но и показывают, какой будет позиция Ирана перед лицом возможных будущих событий.
В заявлении постпредства Ирана при ООН говорится, что данное нападение было совершено «в целях самообороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН и в ответ на агрессию в отношении дипломатической миссии в Дамаске». Далее отмечается, что, если Тель-Авив предпримет ответные меры, то реакция Тегерана будет еще жестче, а Вашингтону следует «оставаться в стороне». Иными словами, Иран хотел дать ограниченный ответ, а предупреждение в адрес США свидетельствует о том, что Тегеран не сторонник эскалации и боевых действий.
Вместе с тем империалисты в Соединенных Штатах и Европе, которые являются главными сторонниками израильской оккупации и агрессии, несмотря на все принятые до сих пор решения ООН в отношении Палестины, своей позицией после иранского нападения в очередной раз продемонстрировали свою лицемерную политику в вопросе международного права. США и западные государства, промолчавшие по поводу нападения Израиля на иранское дипломатическое представительство, вслед за ударом Ирана опубликовали сообщения с решительным осуждением, продолжив традицию помнить о праве ООН только там и тогда, где и когда им это выгодно.
Тем не менее, несмотря на заявления о решительном осуждении в адрес Ирана и поддержке Израиля, американский империализм все это время занимает позицию в попытке не допустить, чтобы израильская агрессия, оккупация и массовые убийства в отношении Газы не вылились в региональную войну. Ведь американский империализм обеспокоен тем, что новые столкновения, вызванные израильской агрессией в отношении Палестины, могут ослабить его собственные региональные опоры и иметь разрушительные последствия для сотрудничества, которое он пытается построить между Израилем и арабскими режимами Персидского залива.
В этой связи президент США Джо Байден и госсекретарь Энтони Блинкен, словно не они главные сторонники сионистской агрессии и геноцида в Палестине, критикуют экстремизм Нетаньяху и в ходе турне по региону пытаются удержать коллаборационистов на своей стороне сигналами о «компромиссе». Здесь также следует отметить, что администрация Эрдогана в Турции, хотя и была вынуждена принять решение об ограничении некоторых видов продукции, поставляемых в Израиль, на фоне растущей реакции в обществе, тоже не отклоняется или не может отклониться от этой американской оси вопреки всем заявлениям об обратном.
Однако еще более опасными в позиции Эрдогана, как можно понять из публикаций средств массовой информации, являются расчеты превратить возросшую напряженность в регионе в удачную возможность занять более активную позицию против Ирана и вести торг с американским империализмом в этом отношении. Эти расчеты, переплетающиеся с военной операций против курдских сил в Ираке и Сирии и с планами новых торговых маршрутов (проектом «Путь развития»), также должны послужить предупреждением о том, какую угрозу для страны может представлять экспансионистская и воинственная политика властей.
Сегодня реакционизм Нетаньяху в дополнение к продолжающейся оккупации и геноциду в секторе Газа настаивает на разжигании войны во всем регионе, а это создает серьезные риски для американо-иранской стратегии «контролируемой напряженности» (в позиции Ирана, разумеется, также играет важную роль политика России на Ближнем Востоке) и увеличивает угрозу региональной войны. Нетаньяху, против которого уже давно протестует общественность в Израиле, пытается путем такого разжигания войны продлить себе политическую жизнь. Однако в то же время известно, что именно Тель-Авив оказывал наибольшее противодействие соглашению по иранской ядерной программе, подписанному между Вашингтоном и Тегераном при Обаме. Сионистская агрессия обеспокоена тем, что такой «компромисс» предполагает риски для ее собственного существования.
На Ближнем Востоке, в регионе значительных мировых энергетических ресурсов и важных торговых путей, народами на протяжении десятилетий управляет «порядок», основанный на этнорелигиозных линиях разлома и политике «контролируемой напряженности». И сегодня к этому порядку, который вопреки имеющимся ресурсам не принес региону ничего, кроме еще большей эксплуатации, голода, смерти и миграции, добавляется угроза региональной войны, способная привести к еще большим разломам и разрушениям.
Если перед лицом этой агрессии во главе с американским империализмом и израильским сионизмом ближневосточные страны не преодолеют этнорелигиозные различия и не объединятся для совместной антиимпериалистической демократической борьбы, они не смогут ни избавиться от этого навязанного «порядка», ни предотвратить угрозы новых войн.
Автор: Юсуф Карадаш (Yusuf Karadaş)