[«Третий Рим»*] Россия — третья цивилизация
отметили
12
человека
в архиве
На протяжении своей истории Россия стремилась к величию, могуществу и своеобразию, пишет Medya Günlüğü. Взгляд турецкого автора на русскую цивилизацию обнаруживает любопытные и неожиданные для нас культурные отличия России от Востока и Запада.
Одной из самых интересных граней России является произошедший в X веке выбор религии, а также форма ее толкования и интерпретации.
В X веке князь Владимир послал гонцов в другие страны для изучения всех существующих религий. На основе их донесений было принято решение и выбрано христианство. Познакомившись с храмами в некоторых странах, например, в Германии и Византии, посланники были очень впечатлены великолепием и художественностью византийских церквей.
Мне кажется, этот вопрос дает важный ключ и к пониманию русской культуры. В конце концов, религиозный выбор русских был полностью осознанным и основанным на рациональном решении.
Из этого следует еще один интересный момент. Принимая православную веру, русские рассматривают религию без отрыва от своих культурных особенностей, ставят язык и культуру на первое место. Их понимание православной веры по сути исходит не только из отличий от католицизма в религиозных интерпретациях. Куда важнее то, что русские стараются сохранить свою национальную идентичность, язык, культуру и даже свои традиции со времен язычества. На мой взгляд, этот подход можно охарактеризовать так: «русскость важнее религии».
Еще один интересный аспект состоит в том, что Россия на протяжении всей своей истории придавала большое значение тому, чтобы быть великой могущественной державой, сохраняя своеобразие. И я думаю, что стремление быть таким государством на основе царизма и имперской логики — особенность, которую мы удивительным образом наблюдаем как в коммунистический период, так и в сегодняшней России.
Примечательно, что русские считают себя не Востоком или Западом, а третьей цивилизацией. Хотя двуглавый орел, изображенный на государственном гербе России, выражает некое дуалистичное понимание, относящееся и к Востоку, и к Западу, считается, что русские обладают отдельной от этого, самобытной культурой.
Полагаю, что заявление президента РФ Владимира Путина дает представление о том, какой он видит Россию. «Россия — это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация, это многонациональная страна с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий», — подчеркнул российский лидер.
Однако также следует отметить, что доминирующим фактором является русскость. В России на протяжении всей истории существовало антизападничество, и это приводит к пониманию того, как страна консолидирует свое могущество, управляет своими движущими силами и особенностями, способствующими ее развитию. Россия идентифицирует себя в этих рамках и старается становиться сильнее. Такое понимание является важной отправной точкой во внешней и внутренней политике. Вместе с тем российская внешняя политика имеет чрезвычайно прагматичную, традиционалистскую, националистическую и многогранную направленность. Антизападные настроения, которые очень ярко проявились в коммунистический период, особенно во время холодной войны, на самом деле восходят к XVIII–XIX векам. В то время было много противников реформ Петра Великого, к тому же в дискурсах Достоевского также присутствовало явное антизападничество.
А когда мы смотрим на измерение, связанное с культурой, традициями и образцами поведения с точки зрения дискуссий о Востоке и Западе, на передний план в большей степени выходят восточные черты, как в случае отношения к смеху. Как известно, в русской традиции смех без причины не одобряется. Подобных примеров, ассоциирующихся с восточными обществами, великое множество.
С другой стороны, можно сказать, что в повседневной российской жизни эмоциональная составляющая более ярко выражена, тогда как на Западе она гораздо глубже и ограничена нормами. Еще одна интересная особенность, на мой взгляд, заключается в том, что в коммунистический период очень важным поддерживающим элементом общества стали свобода и влияние женщин. Активный статус прекрасного пола в трудовой жизни, а также в вопросах семьи и воспитания детей является одной из особенностей, отличающих Россию. При этом следует заметить, что в этом плане также имеют место некоторые восточные особенности, и положение женщин в российском обществе не такое, как, например, в скандинавских странах.
Еще одной интереснейшей гранью российской цивилизации являются петровские реформы и сам Петр I. Прогрессивные шаги Петра сильно изменили Россию не только в смысле одежды, но и во многих других сферах: от образования до управления, от военных вопросов до экономики. Наравне с этими преобразованиями интересна и натура самого императора: смелая, бесстрашная, порывистая.
Петр, несмотря на сопротивление аристократии и боярства, настоял на своих реформах и добился успеха, оставив след в российской истории. При императоре произошло развитие России в морской и военной областях, что не закончилось ничем хорошим для Османской империи. Конечно, список его заслуг можно продолжать еще долго. Наконец, считаю достойным особого внимания тот факт, что история Российской и Османской империй тесно взаимосвязаны.
Самих Гювен
* Московское государство в XV—XVII веках считалось духовным наследником Византии, так как из Византии Русь приняла православие, а русские цари венчались на царство по византийскому обряду. Как известно, после распада Римской империи Византию называли Вторым Римом. Итак, Первый Рим — Римская империя, Второй Рим — Византия, а Третий Рим — Московское государство. Это торжественное название (сравнение с самым мощным античным государством) подчеркивало величие и могущество Москвы.
Известная всем со школьной скамьи фраза «Москва — Третий Рим» появилась на Руси в первой половине XVI века. Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях 1523—1524 годов дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.
Эта идея, получившая в науке название translatio imperii (с лат. «переход империи»), впервые появилась еще в античных источниках и кочевала из эпохи в эпоху. «Первый» Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем верховной власти на земле. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь. В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Новый центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и получить прощение. Но и «второму» Риму было не суждено существовать долго: в 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос — кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.
В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра — хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары — Великое Тырново. Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. На тот момент оно сбросило ярмо монголо-татарского ига и постепенно становилось мощным централизованным государством.
Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва — Третий Рим» приняли многие.
Укреплявшееся Русское государство должно было политически закрепиться на мировой арене. С религиозным «переходом империи» от Константинополя к Москве возникла потребность и в политической преемственности от Византии. Возникали легенды о происхождении Рюриковичей от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого. Все это подкреплялось браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора — Софьи Палеолог, принятием им царского титула и византийского герба. Само самодержавие строилось на концепции «Москва — Третий Рим»: государь всея Руси не только был политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных церковных канонов и чистоты нравов.
Также статус Третьего Рима означал для Москвы и ряд «вселенских» обязанностей, которые были выгодны в том числе и западному христианскому миру. Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы.
Позднее идеи монаха Филофея канули в лету и оказались вновь востребованными только в середине XIX века. Тогда концепцию «Москва — Третий Рим» стали использовать славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.
Эта идея, получившая в науке название translatio imperii (с лат. «переход империи»), впервые появилась еще в античных источниках и кочевала из эпохи в эпоху. «Первый» Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем верховной власти на земле. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь. В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Новый центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и получить прощение. Но и «второму» Риму было не суждено существовать долго: в 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос — кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.
В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра — хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары — Великое Тырново. Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. На тот момент оно сбросило ярмо монголо-татарского ига и постепенно становилось мощным централизованным государством.
Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва — Третий Рим» приняли многие.
Укреплявшееся Русское государство должно было политически закрепиться на мировой арене. С религиозным «переходом империи» от Константинополя к Москве возникла потребность и в политической преемственности от Византии. Возникали легенды о происхождении Рюриковичей от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого. Все это подкреплялось браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора — Софьи Палеолог, принятием им царского титула и византийского герба. Само самодержавие строилось на концепции «Москва — Третий Рим»: государь всея Руси не только был политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных церковных канонов и чистоты нравов.
Также статус Третьего Рима означал для Москвы и ряд «вселенских» обязанностей, которые были выгодны в том числе и западному христианскому миру. Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы.
Позднее идеи монаха Филофея канули в лету и оказались вновь востребованными только в середине XIX века. Тогда концепцию «Москва — Третий Рим» стали использовать славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.
Источник:
https://inosmi.ru/20240501/tsi...
Добавил suare 3 Мая
1 комментарий
На эту же тему:
19
[Русская цивилизация] Россия – это не Европа. «Борьба с Западом – единственное спасительное средство»
2 — 14 Июня 2023
18
«Божественность империй»
— 14 Июня 2023
30
[Битва цивилизаций] Истерия, которая губит Европу
— 24 Апреля 2022
30
[История] Ровно 300 лет назад Россия стала империей: как это произошло и почему взбесило шведов
— 2 Ноября 2021
41
За чертой благопристойности. Смиритесь: того Запада, который выиграл холодную войну, больше нет, того Востока, который её проиграл - тоже
2 — 11 Января 2018
24
Расширение империи.
— 10 Ноября 2015
55
Обозреватель The Washington Times Тодд Вуд: Россия – великая возрождающаяся империя
— 21 Апреля 2015
29
Ученые разработали историческую модель, объясняющую возникновение и развитие цивилизаций с древности до нового времени
— 24 Сентября 2013
Комментарии участников: