Россия согласовала намерения о строительстве железной дороги до Индийского океана
В узбекском Термезе прошло обсуждение проекта создания Трансафганской железной дороги как части МТК «Белоруссия-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан» (до города Парачинар) с шириной колеи 1520 мм по российскому стандарту. Заинтересованные стороны подписали первоначальные документы и утвердили «дорожную карту». Общая стоимость проекта составит около трех миллиардов долларов. Об этом сегодня, 3 мая, сообщает Рамблер/Новости.
Россия впервые приняла участие в обсуждении строительства новой железной дороги Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар с выходами к портам Пакистана ещё в 2018 году. Речь шла о строительстве магистрали в 573 километра. Но тогда ничего не получилось.
С февраля 2022 г. страны Запада и прозападного Востока вынуждают Россию создавать логистические цепочки чуть ли не с нуля. Как заявил в этой связи заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев, наша страна«сейчас готова присоединиться к соответствующему консорциуму и выступить в роли финансового партнера, а также оказать помощь в разработке технико-экономического обоснования проекта». Было также отмечено, что он «имеет важное значение в контексте изменения транспортно-логистических траекторий и укрепления экономических связей с азиатскими государствами».
Разговоры о необходимости трансафганского маршрута начались довольно давно, однако нестабильность в регионе, особенно в Афганистане, не благоприятствовала реализации проекта. Но так на этом направлении складывалось исторически. Проект изначально имеет российские корни — он являлся вариацией идеи Волжско-Индской железной дороги, рассматривавшейся в России еще в XIX веке. Тогда от неё отказались в силу «неопределенности геополитического положения Афганистана».
Вывести магистраль в Афганистан и Китай помешала Первая мировая с последующими революционными катаклизмами, смутой и гражданской войной. Не до того было и в период пребывания в Афганистане советского ограниченного контингента, как и за всё 20-летие американского присутствия в этой стране. Да и до недавнего времени, в 2018—2021 годах, там шли реальные боевые действия между тогдашним прозападным правительством и движением талибов*, наблюдалась повышенная активность «Исламского государства»*.
Теперь все меняется. Существующая «неопределенность» в Афганистане исчезает, что получило признание со стороны представителей ООН и даже других западных организаций. В повестке дня стоит вопрос о полном международном признании режима талибов* в Афганистане, а кабульская власть стала проводить гибкую внешнюю политику, расширять горизонты регионального взаимодействия.
Более того, подключение Кабула к прокладке Трансафганской железной дороги демонстрирует его возрастающую роль в региональной геополитике. Уже состоявшимся фактом становится и то, что Россия наряду с развитием транспортного коридора «Север-Юг» в направлении Ирана начинает прорываться к Индийскому океану через страны Средней Азии, Афганистан и Пакистан на «русской колее».
*Террористическая организация, запрещена на территории РФ