Визит Путина в Китай подчеркивает меняющуюся динамику формирования мирового порядка.
В сфере глобальной геополитики каждый внешнеполитический шаг имеет значительный вес, особенно когда в нем участвуют лидеры ведущих стран мира. Недавний визит президента России Владимира Путина в Китай вызвал значительный интерес и спекуляции, особенно относительно его последствий для Индии. В условиях, когда две такие влиятельные державы мира, как Россия и Китай, налаживают все более тесные связи, несомненно, что это имеет последствия, выходящие за рамки их двусторонних отношений. В последнее время президент Путин и председатель КНР Си Цзиньпин провели ряд личных встреч на высшем уровне, помимо многочисленных онлайн-контактов.
Началу специальной военной операции России на Украине в феврале 2022 года предшествовала встреча глав двух государств. Здесь две страны объявили друг другу о «партнерстве без границ». Для Индии, расположенной в середине этого геополитического разворота, последствия оказываются весьма многогранными и требующими тщательного анализа.
Фон, на котором разворачивался визит Путина в Китай – новое российское наступление в Харьковской области – может помочь оценить эти последствия для нашей страны. Связи между Россией и Китаем за последние годы претерпели значительную трансформацию: от отношений, характеризовавшихся подозрительностью и конкуренцией в эпоху холодной войны, к стратегическому партнерству в XXI веке. Эти отношения «без границ» обусловлены различными факторами, включая общие опасения по поводу гегемонии Соединенных Штатов, экономические интересы и совпадение взглядов по многим международным проблемам.
Тревожное товарищество
Одним из заявленных ключевых направлений сотрудничества России и Китая является сфера энергетики. Две страны заключили большие энергетические соглашения, включая строительство трубопроводов и продажу природного газа, что укрепило их экономические связи. Визит Путина в Китай включал обсуждение дальнейшего углубления энергетического сотрудничества за счет ввода в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири-2», что может иметь последствия и для энергетической безопасности Индии. В условиях, когда Россия укрепляет свое партнерство с Китаем в сфере энергетики, Индии, возможно, придется диверсифицировать свои источники энергоресурсов, чтобы уменьшить зависимость от какого-либо одного поставщика.
В широком смысле, визит Путина может иметь последствия для стратегического баланса в Индо-Тихоокеанском регионе, где Индия и Китай имеют конкурирующие интересы и геополитические амбиции. Более тесная дружба между Москвой и Пекином потенциально может придать смелости последнему в его напористых действиях в регионе, включая территориальные споры с Индией вдоль гималайской границы. Молчаливая поддержка или нейтралитет России в таких конфликтах может усложнить стратегические расчеты Индии и вызвать необходимость переоценки ее внешнеполитических приоритетов. Учитывая «партнерство без границ» и то обстоятельство, что Китай, несомненно, поддерживает спецоперацию России на Украине, Индия больше не может рассчитывать на помощь России в обуздании Китая в случае конфликта с ним.
Еще один аспект, который следует учитывать, — это влияние российско-китайского сотрудничества на отношения Индии с США. Индия стремится сохранить хрупкий баланс между своим традиционным партнерством с Россией и растущими стратегическими связями с США. Более жесткая ось Россия-Китай может еще больше подтолкнуть Индию в объятия Америки. Нью-Дели, конечно, попытается как-то уравновесить такое растущее давление китайско-российского партнерства. Это может проявиться в расширении оборонного сотрудничества между Индией и США, а также в более тесном сотрудничестве с Америкой по региональным и глобальным вопросам. Однако остается фактом то, что один из важнейших краеугольных камней внешней политики Индии – стратегическая автономия – подвергнется серьезному испытанию в условиях углубления российско-китайских связей.
Более того, визит Путина в Китай подчеркивает меняющуюся динамику формирования нового мирового порядка. Геополитическая мощь постепенно переходит от западных стран к развивающимся экономикам на Востоке. По мере того, как Россия и Китай укрепляют свое партнерство, они, вероятно, бросят вызов существующему международному порядку, в котором доминируют западные институты и нормы. Это может создать для Индии возможности играть более активную роль в формировании крепнущего многополярного мира, с использованием при этом своего стратегического положения и растущего экономического влияния. Усилия Индии по собственной активизации и тому, чтобы стать голосом Глобального Юга, получившие серьезную поддержку в «Большой двадцатке», являются шагом в этом направлении.
Индия должна быть осторожной
Однако в обеспечении своих интересов Индия должна действовать осторожно. Ей следует осознавать, что более тесные связи между Россией и Китаем также открывают и Индии возможности для расширения взаимодействия с обеими странами по вопросам, представляющим взаимный интерес, таким как борьба с терроризмом, региональная стабильность и экономическое развитие.
Отношения России и Индии, сложившиеся десятилетиями, не могут быть легко отброшены в сторону, особенно в контексте имеющегося двустороннего военного сотрудничества. На протяжении десятилетий Индия приобретала разнообразное российское вооружение, включая такие знаковые платформы, как истребитель Су-30МКИ, танки Т-90 и сверхзвуковую крылатую ракету BraMos. Не говоря уже о ракетной системе С-400, контракт на которую был заключен в условиях жесткого сопротивления США под прикрытием американского закона CAATSA (Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций).
Более того, Россия готова передать Индии важнейшие оборонные технологии, что позволит обеспечить локальное производство и настройку некоторых систем вооружения. Дружелюбие России и Китая и балансирование Индии между Москвой и Вашингтоном только лишний раз подтверждают то, что, однажды сказал британский государственный деятель и премьер-министр XIX века лорд Пальмерстон: «У крупных держав нет постоянных врагов и постоянных друзей, есть только постоянные интересы».
Маной Мукунд Нараване (Manoj Mukund Naravane)
Генерал Манодж Мукунд Нараване — полный генерал сухопутных войск в отставке, служивший 28-м начальником Генерального штаба индийской армии.