Взрывы и мозги
Иногда они возвращаются — изгнанные из политических ток-шоу федеральных телеканалов эксперты и политики. Так что возвращение в телеэфир депутата Госдумы, генерал-лейтенанта запаса Андрея Гурулева само по себе не бог весть какая сенсация. Но, пожалуй, еще ни один камбэк такого рода не был до сих пор столь ярким, эффектным. Словом, таким триумфальным. И таким, следует еще добавить, взрывным — во всех смыслах этого слова.
«Друзья мои, много вопросов задавали, почему меня долго нет у Соловьева (речь идет о программе „Вечер с Владимиром Соловьевым“. — »МК"), — обратился Гурулев к своей аудитории в соцсетях, предваряя воскрешение из теленебытья. — Но на этот вопрос, «почему», мы ответим когда-нибудь попозже. А сегодня мы у Соловьева. По полной программе".
И ничуть не обманул: вышло не только «по полной программе», но, пожалуй, даже сверх нее. С перевыполнением. В полной мере насладиться мыслями, накопившимися у Андрея Викторовича за время телепростоя, можно, понятно, лишь ознакомившись с соответствующей видеозаписью. Печатное цитирование сохраняет смысл слов, но не передает экспрессию, с которой они были сказаны. Но поскольку мы, увы, ограничены в выразительных средствах, то лучше уж так, чем никак.
Итак, вот он гвоздь триумфальной речи генерала и депутата (да, наверное, и всей программы): «В любом варианте решимость на применение (ядерного оружия. — »МК") должна быть. Ведь Европа, к примеру, она не такая великая. Я, еще учась в академии Генерального штаба, когда только начиналась тема применения оружия высокоточного большой дальности, я для себя обнаружил, что практически где-то 50-60 процентов обеспечения углеводородами всей Европы находится в Голландии. Представляете? Чё тут Голландия, вот это побережье… Это у военных называется крайне жирная цель.
Мало того, что у них сдует всю нефтепереработку, Голландию сдует, там же дамбы-то слетят сразу. Ее затопит просто-напросто. Я на сто процентов говорю, что после этого все станет вообще наглухо в Европе. Далеко бегать не надо… Два «Калибра» в нормальном снаряжении. Один, может быть, собьют, второй долетит — этого хватит… Мы прекрасно понимаем, как нанести критически неприемлемый ущерб, чтобы Европа просто встала на колени. Причем это дело одного дня. С минимальным расходом ядерного боеприпаса. С минимальным… Я думаю, что эту решимость нам надо высказывать. Чего этого бояться?"
С последним, конечно, есть можно поспорить. Бояться на самом деле есть чего. Ну, например, того, что после исчезновения Голландии с лица земли, ракеты полетят в ответ. Для тех, кто не в курсе: Нидерланды — член НАТО, и такой удар означает объявление войны (не в образном, политологически-философском, а в буквальном смысле) всему альянсу. У которого, как известно, ракет и ядерных боеголовок ничуть не меньше.
Отдает ли Андрей Гурулев себе в этом отчет? По идее, должен бы. Не зря же учился в академиях. Но по его выступлениям этот груз академического образования, увы, совершенно не чувствуется. Впрочем, справедливости ради, генерал-депутат не одинок: у него достаточно много единомышленников среди участников ток-шоу, высказывающихся в том же самом духе. Различаются только цели «превентивного» ядерного удара. Кто-то считает более подходящей Польшу, кто-то Великобританию, кто-то призывает не побояться и вдарить по США.
Чем-то такой образ мыслей взрослых и с виду вполне мозговитых дядей напоминает сознание маленького ребенка, тыкающего гвоздиком в запретную электрическую розетку. И знает вроде бы, что нельзя. Папа с мамой все уши прожужжали, что будет такое «бобо», после которого уже ничего не будет. Но, во-первых, интересно. А во-вторых: а что если папа с мамой лишь пугают? Вдруг не будет «бобо»?
Есть, правда, мнение, что в высказываниях Гурулева и Ко нет, как говорится, ничего личного. Задача генерал-депутата состояла в том, чтобы просто хорошенько напугать врага. Произвести против него, так сказать, психическую атаку. Что ж, не исключено. Но сомнительно. Потому как врага на мякине не проведешь. Давно подмечено: чем чаще подобные заявления «взрывают» телеэфиры, тем больше враг уверен, что это не более чем сотрясение воздуха.
Нет, думается, миссия Гурулева — и прочих наших «телеядерщиков» — куда более продумана и благородна. Как бы лучше объяснить ее смысл?.. Попробуем так. Знаете, как можно спастись от жары, если нет кондиционера? Есть надежный способ: нужно набрать ванну не просто теплой, а практически горячей воды — чтобы было едва терпимо. И соответственно, погрузиться в нее. Испытание, конечно, суровое, зато когда вылезешь, мир покажется прохладным раем.
Не иначе, в нынешней раскаленной до бела политической атмосфере эти ядерные телевзрывы мозга играют роль такой горячей ванны. Побултыхаешься, послушаешь, как будет кипеть и плавиться земля, где пока еще стоят «их» (и наши, соответственно) города — и станет, мягко говоря, скучно и грустно. Зато когда наконец вынырнешь, мир заиграет новыми красками, покажется вполне себе мирным, благополучным и безопасным. Главное — вовремя вынырнуть.