[«Природа войны»: и храм, и погост, и мастерская*] Переживший четыре попадания FPV-дрона танк уничтожил группу ВСУ: «Если б не было "мангала", то неизвестно, что бы было»
![[«Природа войны»: и храм, и погост, и мастерская*] Переживший четыре попадания FPV-дрона танк уничтожил группу ВСУ: «Если б не было "мангала", то неизвестно, что бы было»](/story_images/684000/1717734589_61_1717734329_41_1717734287_11_1717734213_22_1717734099_58_1717733975_97_1717733769_0_1717733496_42_1717733340_22_1717733288_46_1717733220_20_1717733080_51_1936148483_0:116:2842:1715_1280x0_80_0_0_7d70da1cca328ae01d6e6512f7413932.jpg.webp)
![](https://s55424.cdn.ngenix.net/upload/iblock/ac6/ih14pjbg1umwym756j6l0rsvewv8tyld/photo_2024_06_03_01_51_48.jpg)
![](https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/i/iURZT4Dvt1dE2K6LnyfopMmNg9OAqxPJFw0HX7/slide-5.jpg)
![suare](http://www.news2.ru/avator/small/6141.jpg)
Троица Клаузевица — военно-теоретическое и философское осмысление определения войны, введённое в оборот Карлом Клаузевицем и представляющее войну как динамику триединства факторов насилия, случайности и упорядоченности.
Несмотря на то, что было многократно озвучено мнение о неприменимости концептуальных положений Клаузевица к реалиям XXI века, ряд учёных продолжают настаивать на их адекватности современным условиям[1][2], в том числе — и в приложении к задачам противоповстанческих военных действий[3], и при борьбе с терроризмом[4].
Оригинальная формулировка
В своём фундаментальном трактате «О войне» Карл Клаузевиц даёт следующее определение войне, как социокультурному феномену:
…Итак, война — не только подлинный хамелеон, в каждом конкретном случае несколько меняющий свою природу; по своему общему облику (в отношении господствующих в ней тенденций) война представляет удивительную троицу, составленную из насилия, как первоначального своего элемента, ненависти и вражды, которые следует рассматривать, как слепой природный инстинкт; из игры вероятностей и случая, обращающих ее в арену свободной духовной деятельности; из подчиненности ее в качестве орудия политики, благодаря которому она подчиняется чистому рассудку.
Первая из этих 3 сторон главным образом относится к народу, вторая — больше к полководцу и его армии и третья — к правительству…
Оригинальный текст (нем.)показать— Клаузевиц К. Часть I, глава I, раздел 28. // О войне = Clausewitz K. Vom Krieg. 1832/34. — Москва: Госвоениздат, 1934.
Философская интерпретация
По интерпретации современных исследователей, в работе Клаузевица феномен «войны» представляется собой как нечто, разрываемое узами притяжения между тремя «магнитами»[3], а основополагающей сутью троицы Клаузевица является постоянное изменение связей трёх её основных элементов[1].
Первый из них — это некий абстрактный мотив агрессии, как начала войны, второй — фактор непредвиденной случайности и широкого диапазона возможностей, а третий — фактор стратегического и политического целеустремления[1].
Очень часто население связывают с первобытной агрессией, вооружённые силы с фактором случайности и правительство — с фактором политического планирования[3]. При этом Клаузевиц и его последователи многократно подчёркивали изменчивую природу любого вооружённого противостояния, и это позволило построить аналогию с определением войны, предложенным древнекитайским мыслителем и стратегом Сунь-цзы: «Как вода не имеет постоянной формы, так война не имеет постоянных условий»[1].
Некоторые специалисты высказывали предположение, что концепция «троицы» возникла у Клаузевица незадолго до окончания работы над книгой «О войне» и ему так и не удалось её гармонично вписать в созданную им логику[5]. Тем не менее, большинством считается, что предложенная Клаузевицем «троица» является мотивом написания, основой и краеугольным камнем всего трактата и именно она связывает разрозненные идеи, факты и концепции в целостную теорию[5]. Также отмечается, что «троицу» можно рассматривать, как диалектическое дополнение его изречения «Война — это не более чем продолжение политики другими средствами»[5].
![suare](http://www.news2.ru/avator/small/6141.jpg)