Фабрики искусственного интеллекта ввергают рынки в безумие. Главный чипмейкер заявил о начале Новой промышленной революции 4.0* киберфизических систем
Ситуация с главным чипмейкером – компанией Nvidia – все больше похожа на безумие, подогреваемое ажиотажем вокруг искусственного интеллекта (ИИ). К такому выводу пришли аналитики после того, как капитализация компании в моменте перешагнула отметку в 3 трлн долл., потеснив Apple. Глава Nvidia Дженсен Хуанг заявил о начале новой промышленной революции и пообещал ежегодно предъявлять новую версию ИИ-ускорителей. Все это уже привлекает внимание американских антимонопольщиков и заставляет другие страны заниматься альтернативными разработками.
Среди самых дорогих компаний мира развернулась нешуточная борьба за второе место – между Nvidia, ключевым производителем чипов, необходимых для технологий ИИ, и корпорацией Apple.
В прошлом году чуть ли не под всеобщие фанфары капитализация Nvidia впервые превысила отметку 1 трлн долл. Затем был взят рубеж в 2 трлн долл. И теперь, в середине текущей недели, побит новый рекорд – преодолена планка в 3 трлн долл. Тем самым чипмейкер впервые оттеснил корпорацию Apple на третье место в списке самых дорогих компаний-техногигантов.
Затем, в ходе новых торгов Nvidia и Apple буквально толкались локтями на второй ступени пьедестала, и то одна компания, то другая временно уступала это место. На первом же месте с капитализацией свыше 3,1 трлн долл. пока еще находится Microsoft, но и это, возможно, ненадолго.
Для понимания: такие показатели рыночной стоимости одной компании, достигающие сразу 3 трлн долл., выше, чем номинальный ВВП некоторых стран – в том числе, допустим, России.
«При всей исключительности Nvidia (это объективно так, компания создает уникальные технологические решения и продукты) то, что происходит – чистое безумие, но при этом важный исторический момент и феномен, которые стоит отметить», – прокомментировали такие новости авторы аналитического Telegram-канала Spydell_finance.
«Скорость набора капитализации обновила все рекорды не только на Уолл-стрит, но и среди всех активов за всю историю организованных торгов во всем мире. Никто и никогда не создавал настолько мощного, быстрого и концентрированного пампа на эффекте масштаба», – добавили аналитики.
Поясним: Pump&Dump, «памп и дамп», «накачать и сбросить» – манипулятивное воздействие на рынок ценных бумаг: сначала трейдеры создают искусственный спрос на акции, что приводит к разгону их стоимости, затем, на новом витке, начинается уже ажиотаж и стоимость растет еще больше, после чего манипуляторы, заработав на ажиотаже, резко выходят из игры, что приводит к обвалу.
Хотя у такого спроса на продукцию главного чипмейкера есть и вполне объективные предпосылки. Почти 90% в структуре его выручки генерируют центры обработки данных (ЦОД) и ИИ-чипы, уточнил Spydell_finance. И по экспертным оценкам, свыше 80% от заказов ИИ-чипов формируют лишь примерно 10 клиентов, которые, к слову, как раз состоят в клубе самых дорогих техногигантов. «ИИ-чипы – это вам не iPhone или любой другой массовый продукт. Это «игрушка» избранных с порогом входа от 2–3 млрд долл.», – пояснили аналитики.
И действительно, как уже сообщил Илон Маск, возглавляемая им компания Tesla в этом году планирует направить около 3–4 млрд долл. на покупку продукции Nvidia.
Да и у самого производителя графических микрочипов планы грандиозные. На этой неделе, в преддверии конференции Computex в Тайбэе, Дженсен Хуанг заявил о начале новой промышленной революции. По его словам, компании и даже целые государства заключают с Nvidia партнерства, чтобы перевести традиционные ЦОДы стоимостью в триллионы долларов на «ускоренные вычисления». Они строят «дата-центры нового типа – ИИ-фабрики – для производства нового товара: искусственного интеллекта».
Хуанг сообщил о поставленной перед его компанией цели – ежегодно выпускать и внедрять новые версии «ускорителей искусственного интеллекта» (нейронных процессоров). И кстати, зацикленность лишь на нескольких крупных заказчиках, как можно судить, не удовлетворяет и самого производителя чипов. Отсюда планы по расширению клиентской базы. Тем более что, как ожидается, нейросетями будут пользоваться все больше и больше предприятий самого разного профиля и масштаба.
Как при этом выяснило у источников издание The New York Times, Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия США теперь планируют начать антимонопольные расследования в отношении ряда корпораций, работа которых напрямую связана с развитием и внедрением технологий ИИ.
Упоминаются Microsoft, которая инвестирует в OpenAI (это разработчик ChatGPT), а также, чего, видимо, особо ждали аналитики, Nvidia. Поводом для беспокойства регуляторов стало возможное (хотя точнее было бы сказать – уже свершившееся) доминирование ряда игроков на пока еще развивающемся рынке технологий ИИ.
Это доминирование потенциально опасно тем, что, с одной стороны, искусственный интеллект использует огромные массивы данных, которые не известно как и с какими целями будут обрабатываться, а с другой стороны, он требует и огромных вычислительных мощностей, что создает нагрузку как на цифровую инфраструктуру, так и на энергетический сектор.
Но все эти тенденции тревожат не только американских антимонопольщиков, опасающихся выхода из-под контроля технокорпораций. Другие государства тоже вынуждены вступить в гонку технологий, что предполагает не просто перевод на цифровые рельсы разных отраслей внутри страны, а еще и развертывание собственных производств необходимых компонентов.
Особый интерес у экспертов вызывает вопрос о том, как впишется в новую промышленную революцию Китай в свете тех ограничений, которые накладывались на поставки американских чипов в КНР, причем как сначала американскими властями, так затем и самими китайскими властями.
«Для обеспечения технологической независимости страны в области искусственного интеллекта требуются два элемента: наука о данных и инженерные кадры. У Китая все хорошо по обоим направлениям, – говорит менеджер по продукту ИИ DатаРу Александр Федорчуков. – И ограничения на закупку ИИ-чипов только дополнительно стимулируют решать проблемы собственными силами». «Китай еще в 2022 году принял меры, включая финансовые, по развитию китайской индустрии ИИ-чипов», – сообщила эксперт Президентской академии Антонина Левашенко. Китайские предприятия наращивают собственное производство чипов.
* Четвёртая промы́шленная револю́ция (англ. The Fourth Industrial Revolution) — концепция Клауса Шваба, изложенная в одноименной книге 2016 года, согласно которой ближайшее будущее будет определяться широким внедрением киберфизических систем в производство (индустрия 4.0)[1] и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг (работа 4.0).
Получила своё название от инициативы 2011 года, возглавляемой бизнесменами, политиками и учёными, которые определили её как средство повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности Германии через усиленную интеграцию «киберфизических систем», или CPS, в заводские процессы[2]. Изменения охватят самые разные стороны жизни: рынок труда, жизненную среду, политические системы, технологический уклад, человеческую идентичность и другие[3][4].
Вызываемая к жизни экономической целесообразностью и привлекательностью повышения уровня и качества жизни, четвёртая промышленная революция несёт в себе риски повышения нестабильности и возможного коллапса мировой системы, в связи с чем её наступление воспринимается как вызов, на который человечеству предстоит ответить[5].
Этимология
Понятие четвертая промышленная революция означает, что ей предшествовали три другие промышленные революции:
- Первая (или собственно) промышленная революция (конец XVIII века): переход от ручного труда к машинному: появление механического ткацкого станка и паровой машины.
- Вторая промышленная революция (конец XIX века): конвейерное производство, электростанция, лампа накаливания, телефон.
- Третья промышленная (компьютерная) революция (конец XX века): транзистор, процессор, компьютер, интернет, цифровая камера
Технологии
Одним из важнейших элементов Четвёртой промышленной революции является беспроводная передача данных через сеть Интернет
Четвёртая промышленная революция обычно описывается путём указания ключевых технологий, которые «скоро» выйдут из стадии научных разработок и испытаний. К данным технологиям причисляют следующие собирательные понятия новых современных и грядущих технологий[6][7]:
- Аналитика больших данных;
- Искусственный интеллект;
- Автономные роботы;
- Автономный транспорт и беспилотные летательные аппараты (БПЛА);
- Облачные вычисления;
- Квантовые вычисления;
- Интернет вещей;
- Дополненная, виртуальная реальность и метавселенная;
- Моделирование и симуляторы;
- Трёхмерная печать;
- Печатная электроника;
- Нанотехнологии и нейротехнологии;
- Блокчейн;
- Информационная безопасность.
Обзорным материалам в части производственной сферы может служить обзорный материал, подготовленный на Всемирном экономическом форуме 2019 года[8]. В качестве направлений, где описываемая революция уже началась, говорят о следующих[источник не указан 1692 дня]:
- автономные роботы в сфере логистики, производства[9];
- точное земледелие с использованием дронов и сенсоров;
- цифровые двойники в бизнесе.
«В отличие от предыдущих, эта промышленная революция развивается не линейными, а скорее экспоненциальными темпами.» — Клаус Шваб «Четвёртая промышленная революция», Эксмо-Пресс, 2018 г.[1]
«Четвёртая промышленная революция привнесёт коренные изменения производственных процессов. Она влечёт за собой не только технологические новации, но и смену социальной парадигмы, культурного кода. Масштабное внедрение киберфизических систем и цифровизация промышленности будут не осуществимы без правовых преобразований и политических реформ», — отмечает пресс-служба ТАСС.[2]
Четвёртая индустриальная революция разворачивается на наших глазах. Некоторые считают, что это продолжение «цифровой» революции, новый её этап, на котором техника начинает вытеснять человека.[3]
Начавшаяся четвёртая промышленная революция до неузнаваемости изменит образ жизни человека. Нас ожидает величайшая за всю историю человечества трансформация, которая коснётся всех сфер жизни общества. Более того, многие изменения уже просматриваются. Базовым отличием этой революции от всех предыдущих является синтез и взаимодействие всех перечисленных технологий.[4]
Самыми большими препятствиями для прогресса в реализации Индустрии 4.0 являются:
- Недостаток квалифицированных специалистов: функционирование умных заводов больше всего зависит от этого типа профессионалов;
- Более высокие требования к кибербезопасности, выдвигаемые этим типом технологий, так как, хотя и более эффективные, заводы также станут более уязвимыми. Из-за того, что заводы станут высоко автоматизированными и управляются компьютерными алгоритмами, они чаще становятся жертвами компьютерного саботажа или утечки информации в сторону конкуренции;
- Отсутствие коммуникационной инфраструктуры: многие из этих технологий требуют доступа к широкополосной связи с высокой пропускной способностью Интернет, что не имеет место во многих промышленных районах (поскольку подключить промышленный район для небольшой группы отраслей не так выгодно для телекоммуникационных компаний)[10].
Прогнозируемые последствия
Клаус Шваб, основатель и бессменный президент всемирного экономического форума в Давосе, характеризует масштаб изменений как беспрецедентный для истории человечества. Перемены затронут всех: отношения человека с миром, с собой и с другими людьми кардинально изменятся. Четвёртая промышленная революция обладает огромным потенциалом по увеличению уровня жизни человечества, решению многих насущных проблем, однако также допускает появление новых проблемных вопросов[5].