[Еврошарманка] Выборы в ЕП. Граждане ЕС выступили против курса Брюсселя, но их не услышат: «Общая картина уже не изменится, могут быть лишь небольшие колебания цифр»
Согласно предварительным результатам выборов, баланс сил между наднациональными политическими группами или фракциями в структуре Европейского парламента останется почти неизменным.
Выборы в Европейский парламент (ЕП) не принесли никаких перемен, несмотря на локальные победы правых в нескольких странах ЕС, в том числе во Франции, Австрии и в крупнейшем федеральном регионе Бельгии — Фландрии. Во многих странах Евросоюза, включая Германию, правящие партии на этих выборах потерпели полное поражение.
Согласно озвученным предварительным результатам выборов, общий баланс сил между наднациональными политическими группами или фракциями в структуре Европейского парламента останется почти неизменным за одним исключением — рейтинг «зеленых» обвалился — с четвертого места они переместились на шестое.
Первое место осталось у Европейской народной партии (ЕНП), две правые фракции незначительно улучшили свои позиции, но остаются лишь на четвертом и пятом местах и едва ли смогут влиять на решения Европарламента.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая входит в ЕНП, уже объявила о своей победе и сказала, что уверена в своем назначении на новый срок на саммите ЕС в конце июня. По ее словам, новое большинство в Европарламенте будет сформировано только ведущими партиями, оно останется «проевропейским и проукраинским».
Политический пасьянс
Европейская партия власти ЕНП даже усилила свои позиции, получив 189 из 720 мандатов, против 177 из 705 в ЕП 2019-2024 годов. Остальные ведущие партии позиции несколько сдали, но общее соотношение сил практически не изменилось.
На втором месте были и остаются социалисты со 135 мандатами, на прошлых выборах они получили 140 мандатов. На третьем — либералы (куда входит «Ренессанс» президента Франции Эмманюэля Макрона) — 83 места, против 102 в прошлый раз.
На четвертом месте умеренные правые, получившие 72 мандата (68 в прошлом ЕП), на пятом с 58 мандатами расположились крайне правые из фракции «Идентичность и демократия», куда входит французская партия «Национальное объединение». Именно благодаря этой партии группа заметно улучшила свои позиции — в прошлом составе у нее было только 49 мандатов. Это хороший результат, но ровно ничего не меняющий в общей картине.
Зеленые получат 53 мандата против 71 в прошлом ЕП, позиции левых неизменны (35 мандатов), более 90 депутатов не входят в существующие фракции. В число депутатов без фракции входит «Альтернатива для Германии», которая была в мае исключена из группы «Идентичность и демократия».
Явка составила 51%, что чуть выше, чем на прошлых выборах 2019 года (50,66%).
Это все предварительные данные, но общая картина уже не изменится, могут быть лишь небольшие колебания цифр.
Последствия
Последствия фактически озвучила фон дер Ляйен, их суть — в Брюсселе не изменится ничего. Более того, теперь, когда выборы завершились, Еврокомиссия с очень высокой вероятностью сделает несколько непопулярных шагов.
Во-первых, уже в июне она рекомендует начать переговоры с Украиной о вступлении в ЕС, которые откладываются с марта. Во-вторых, запустит серию новых антидемпинговых расследований против Китая, что фактически может довести противостояние с Пекином до уровня полноценной торговой войны. В-третьих, она попытается принять новые инициативы по санкциям против России и по военной-финансовой поддержке Украины, но здесь ее свобода маневра ограничена, поскольку практически все, что было в ее силах, Еврокомиссия уже сделала.
Выводы
Более интересны выводы, которые можно сделать, анализируя итоги голосования по странам. Во многих ведущих европейских странах оно было протестным. Самая очевидная картинка во Франции, где «Ренессанс» Макрона с треском проиграл партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен.
Аналогичная динамика в Австрии, где лидирует Австрийская партия свободы.
В Германии с 30,2% победил консервативный блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС), входящий в Европейскую народную партию. ХДС/ХСС на национальной сцене находится в оппозиции, а правящая Социал-демократическая партия Германии набирает менее 14% голосов и занимает лишь третье место — после «Альтернативы для Германии» (АдГ), за которую проголосовали 15,9% избирателей. То есть против нынешнего курса канцлера Олафа Шольца проголосовали более 45% избирателей.
Аналогичная история в Бельгии, где фламандская либеральная партия Open VLD премьер-министра Александера Де Кроо опустилась на шестое место. В Бельгии проходили не только выборы в Европарламент, но и выборы в национальный парламент, и для королевства это означает смену правительства. Но и здесь результат неоднозначен — если в нидерландскоязычной Фландрии два первых места заняли правые партии, то во франкоязычной Валлонии на первом месте оказались либералы, но не партия премьера, а франкоязычные — «Реформаторское движение» (MR), куда входит глава Евросовета Шарль Мишель. В итоге от Бельгии в Европарламент проходит равное число правых и либералов.
Таким образом, ситуация на выборах напоминает старую шутку: «Как такое получается, что в нашей стране все вместе за, но каждый в отдельности — против?»
Интерпретация сигналов
Можно с уверенностью сказать, что сигнал этих выборов в Брюсселе услышан не будет. Фон дер Ляйен и значительная часть брюссельской элиты сделают из этих выборов только один вывод, что они «победили». Продолжению интенсивной реализации зеленого курса ЕС нисколько не помешает повсеместный провал партий «зеленых». Продолжение углубления конфликта с Россией и санкционной политики не остановит явное голосование граждан многих стран ЕС против результатов этой политики, проводимой их властями.
Переоценки курса Брюсселя не будет, в особенности если фон дер Ляйен останется на своем посту. Будет лишь ужесточение пропагандистской кампании, борьбы с российским влиянием и дезинформацией. Ибо именно «недоработкам» в информационном поле будут приписаны все провалы правящих партий на европейских выборах.
Имитационная политика
Все это ставит очень серьезный вопрос об адекватности европейской демократии. Однако ответ на него известен заранее. Европарламент как таковой — это не более чем имитация законодательной власти. ЕП не является полноценным парламентом, он лишен права законодательной инициативы, то есть права самостоятельно предлагать и разрабатывать европейские нормы. ЕП служит исключительно для проштамповки решений Еврокомиссии. Громкие резолюции ЕП не являются обязательными к исполнению даже для институтов Евросоюза.
Это тот случай, когда европейские выборы — это не более чем опрос общественного мнения в каждой отдельной стране. В целом по Европе они в лучшем случае показывают среднюю температуру по больнице. Напрямую они не оказывают никакого влияния на механизмы принятия решений в Брюсселе, которые сосредоточены в руках Еврокомиссии. Назначение же главы Еврокомиссии, согласно базовым документам ЕС, к выборам в Европарламент также не имеет никакого отношения и осуществляется решением саммита глав государств Евросоюза по итогам закрытых консультаций.