Из десяти пунктов “мирного плана” украинского правительства официально будут обсуждаться лишь три, хотя Зеленский вряд ли от них отказался и по-прежнему намерен продавливать на встрече весь план целиком. Требования Украины о полном выводе российских войск, судебных процессах по “военным преступлениям”, возмещении ущерба от боевых действий и гарантии безопасности — всё это было исключено из повестки дня.
По словам министра иностранных дел Швейцарии Иньяцио Кассиса, швейцарские и другие дипломаты “умерили” украинскую формулу мира, в результате чего на официальное обсуждение будет вынесено лишь три пункта: ядерная безопасность, продовольственная безопасность (то есть возможность Украины экспортировать продовольствие морским путем) и возвращение украинских детей, увезенных в Россию.
Складывается ощущение, что это единственные вопросы, которые большинство незападных участников готовы обсуждать и по которым возможно некое подобие глобального консенсуса. Сообщается, что прошлую попытку Запада заручиться поддержкой “мирного плана” Украины на глобальном Юге большинство участников конфиденциальной встречи в Эр-Рияде в декабре 2023 года решительно отвергло.
Как заявила президент Швейцарии Виола Амерд, “это не о пропаганде. Речь идет об основе гуманитарной помощи, предоставляемой Швейцарией ради укрепления мира и обеспечения платформы для начала диалога”.
Если по этим вопросам удастся предпринять конкретные шаги, это действительно будет очень хорошо само по себе, а также может послужить отправной точкой для будущих переговоров с Россией. Однако должно быть очевидно, что ничего общего с формулой мира это не имеет.
Как “саммит мира” эта встреча заранее была обречена на провал. Украинские власти объявили прямые переговоры с российским правительством вне закона (это произошло после того, как Россия объявила о присоединении четырех украинских областей), а администрация США прибегать к дипломатии не намерена — как минимум до окончания ноябрьских президентских выборов. Россию на встречу не пригласили, хотя МИД Швейцарии признал, что “для Швейцарии участие России в мирном процессе также важно” и что министерство “активно работает над вовлечением России в мирный процесс”.
Отказался присутствовать и Пекин. Китайское правительство заявило следующее: “Китай всегда настаивал на том, чтобы международная мирная конференция была одобрена как Россией, так и Украиной при равном участии всех сторон и чтобы все мирные предложения обсуждались на справедливой и равной основе. В противном случае ей будет трудно сыграть существенную роль в восстановлении мира”.
Неучастие Китая вкупе с урезанной повесткой саммита равносильны признанию объективной реальности: хотя западные правительства и заявляют, что любое мирное соглашение будет зависеть от самих украинцев, выдвинутые Киевом условия на самом деле совершенно нежизнеспособны даже в качестве изначальных переговорных позиций, и даже если Украина согласится на переговоры, Россия наотрез их отвергнет.
Перспектива, что Украина вернет себе сколько-нибудь значительную часть утраченных земель, представляется крайне маловероятной, учитывая нынешнюю расстановку военных и экономических сил между двумя сторонами, а также полный провал прошлогоднего наступления ВСУ. Восстановление страны в границах до 2014 года и вовсе невозможно. Это потребует полного разгрома российских вооруженных сил — чего сейчас не предвидит ни один серьезный военный наблюдатель. Чтобы этого добиться, НАТО придется развернуть полномасштабное наступление на российскую армию на Украине — а это решительно исключила администрация Байдена, а с нею и подавляющее большинство стран НАТО. И если бы это произошло, ядерная война стала бы не просто возможной, а весьма вероятной.
Это в равной степени справедливо и насчет требования Украины судить российское правительство и высшее командование за “военные преступления”. Решительно отвергнув ключевое требование России о нейтралитете Украины, Зеленский заявил:
«Против Украины совершено преступление, и мы требуем справедливого наказания… Это формула преступления и наказания, которая уже хорошо известна России. И это формула справедливости и правопорядка, которую России еще предстоит изучить. Как и любым другим потенциальным агрессорам. Чего нет в нашей формуле? Нейтральности».
Однако здесь властям и элитам США и Европы тоже пора кое-что осознать. После израильских преступлений в секторе Газа, совершенных при поддержке США и с молчаливого согласия Европы, а также их отказа Международному уголовному суду в праве расследовать эти преступления и выносить приговор, в глазах основной части мирового сообщества Вашингтон утратил всякое моральное право осуждать другие страны за военные преступления.
Разумеется, давний отказ США признавать юрисдикцию МУС над американскими гражданами подорвал авторитет Вашингтона в этой области еще раньше. Но Газа похоронила его окончательно.
Западная и украинская цель “мирного саммита” состояла в том, чтобы продемонстрировать изоляцию России и мобилизовать поддержку Киева за пределами Запада. Вот как об этом отозвался доктор Закари Пайкин (Zachary Paikin) из Института имени Квинси и Женевского центра политики безопасности:
«К Западу пришло осознание того, что им необходимо всерьез поговорить со странами глобального Юга об их проблемах, потому что последствия боевых действий для продовольственной безопасности, национальных целей развития и так далее весьма значительны — особенно вслед за пандемией коронавируса».
В результате саммит может заострить внимание мирового сообщества на нереалистичности украинского “мирного плана”, равно как и этической и юридической беспочвенности притязаний США на глобальное первенство.
источник: polny-shkaf.utopia14.org