Цифровые ассистенты педагогов появятся в школах очень скоро, однако учителя не склонны воспринимать искусственный интеллект в качестве помощника. Педагогический институт больше не нужен?

отметили
12
человека
в архиве
Цифровые ассистенты педагогов появятся в школах очень скоро, однако учителя не склонны воспринимать искусственный интеллект в качестве помощника. Педагогический институт больше не нужен?

Российские учителя смогут применять в своей работе искусственный интеллект (ИИ) для того, чтобы проверять домашние задания учеников и планировать образовательные программы. Об этом сообщил замминистра просвещения РФ Денис Грибов, выступая в Казани на II Международном форуме министров образования «Формируя будущее».

Грибов также отметил, что «для российских учителей создаются специальные цифровые помощники – это поможет педагогам снизить бюрократическую нагрузку и больше времени посвятить ученикам».

Напомним, согласно Стратегии цифровой трансформации образования, подготовленной Минпросвещения РФ, к 2030 году с помощью различных нейросетей будет проверяться до половины домашних заданий школьников. За рубежом уже активно применяют ИИ при проверке заданий. Причем серьезные образовательные организации. Например, в Стэнфордском университете создана система оценки работ студентов по программированию.

В 2023 году в России стартовал пилотный проект по проверке сочинений учеников с помощью технологий искусственного интеллекта, разработанный в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Эта программа, как считают авторы инициативы, показывает точность на уровне немного превышающей по сравнению со средней разметкой преподавателя-эксперта. Меньше чем за минуту программа способна выявить фактические и смысловые ошибки в сочинении. Как сообщает пресс-служба НТИ: «За 30 секунд ИИ выявляет все типы смысловых ошибок (фактические, логические, речевые) в соответствии с критериями ЕГЭ и дает пояснения».

Новшество, анонсированное замминистра, должно порадовать в первую очередь учителей русского языка и литературы, истории и обществознания.

Конечно, реакция учителей на заявление о проверке заданий с помощью ИИ не заставила себя ждать. «Заживё-ё-ём! Ничего делать не надо будет: нажал на кнопку пару раз и сиди – жди зарплату!»; «Да пошлют вас вместе с вашими электронными дз. Дз нужно для закрепления материала, а не закрепления тыкания по клавиатуре!» – предрекает еще один педагог.

Обсуждающие новость напомнили о сомнительном результате проверки. «ИИ может разметить для проверяющего текст, высветить проблемные места в нем – но не в состоянии оценить глубину мысли, а не точность приведенного факта», – пишут учителя в соцсетях.

Хотя сами авторы инициативы сразу же отметают все подозрения в коварстве, заявив, как, например, Денис Грибов, что задача стоит «не заменить учителя, а всего лишь сократить его трудозатраты». И все же непонятно: как проверка домашних заданий попала, по мнению Грибова, в разряд «бюрократической нагрузки» на учителей, от которой их надо избавить? Например, один из педагогов отметил в соцсети: «Всё для счастья человека… вот и педагогический институт не нужен. А я, проверяя домашнее задание, провожу системный анализ: кто какие ошибки сделал, в каких заданиях больше всего неправильных ответов, с каким учеником на следующем уроке обсудить задание устно, какого ученика надо спросить письменно, а с кем надо поговорить после урока… И делаю это с учетом нескольких факторов: знания о способностях и мотивации ребенка, учет возрастных особенностей и уровня индивидуального развития, уровень влияния семьи и ближайшего окружения… Так выстраивается индивидуальная работа с каждым ребенком на последующих уроках». И с этим трудно не согласиться.

Как могут обращаться ученики с нейросетью, учителя в принципе себе представляют. Они же сами уже это и попробовали. Известен эксперимент, который в 2022 году провел учитель лицея НИУ ВШЭ Михаил Павловец. Вместе с коллегами Павловец получил доступ к нейросети GPT-3 и поставил ей задачу сгенерировать текст, соответствующий требованиям итогового сочинения. Тема школьного эссе, кстати, была «Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?». Искусственный интеллект сгенерировал текст за две минуты. В дальнейшем «сочинение», выданное машиной на английском языке, перевели на русский с помощью переводчика «Яндекс». И полученный результат передали на проверку. Работа была зачтена.

Помимо всего прочего этот эксперимент ставит одну нетривиальную проблему: ИИ будет проверять решения, сгенерированные самим же искусственным интеллектом. Круг замкнулся. Педагогика обнулилась? Так что перспектива школьного образования в связи с грядущими событиями видится забавной: нейросеть за школьника пишет сочинение, которое проверяет ИИ.

Однако эксперты уверены, что инициатива с роботизированной проверкой будет иметь положительный эффект. Хотя бы… за счет оптимизации численности экзаменаторов. Впрочем, это очень сомнительно.

Добавил suare suare 20 Июня
Комментарии участников:
Stopor
+2
Stopor, 20 Июня , url

Прививать упорство в саморазвитии, нравственность, критическое, логическое и творческое мышление искусственная железка не умеет. Она всего лишь свалка знаний различного качества. Преподаватели нужны всегда. Но с ИИ веселее и продуктивнее. 

bee_e
+2
bee_e, 20 Июня , url

Но с ИИ веселее и продуктивнее.

 Смех сквозь слезы(



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать