Совокупный госдолг регионов ПФО достиг 714 миллиардов рублей. К 1 октября только Нижегородская и Ульяновская области снизили долговую нагрузку.
ПФО лидирует в России среди федеральных округов по уровню долговой нагрузки (соотношение объема госдолга к годовым значениям доходов без учета безвозмездных поступлений). По данным Единого портала бюджетной системы РФ, на 1 октября она составляет 53,9 процента. Кроме того, Приволжье в «пионерах» и по доле регионов, которые находятся по этому показателю в красной зоне. У половины (7 из 14) долговая нагрузка больше 50 процентов. Это Удмуртия, Мордовия, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области.
В предыдущем месяце таких субъектов было восемь — выйти из красной зоны удалось Марий Эл (на 1 октября долговая нагрузка — 45,91 процента). Впрочем, в абсолютных цифрах обязательства региона по сравнению с началом года все равно выросли и составляют 12 млрд 578 млн рублей. В целом по стране число таких территорий за три квартала года увеличилось на три, достигнув 30. И всего два региона — Самарская область и Пермский край — могут похвастаться превышением собственных доходов над размером госдолга.
Совокупный госдолг всех регионов Поволжья достиг почти 714 миллиардов рублей. С начала года показатель вырос еще на 75 миллиардов рублей, или на девять процентов. Стоит отметить, что ситуация ПФО не уникальна. Госдолг растет по всем округам и по большинству субъектов. Согласно данным Минфина России, объем госдолга всех субъектов РФ с начала года прибавил на 12,5 процента (достиг 3,14 триллиона рублей).
Что касается долговой нагрузки, то среди округов снижение на 1 октября зарегистрировано лишь в Южном федеральном округе. Среди регионов ПФО уменьшение этого показателя произошло в Нижегородской и Ульяновской областях (на 7,4 и 3,5 процентного пункта соответственно). При этом в абсолютном выражении их долговые обязательства выросли. Скорее это говорит о том, что в большинстве случаев изменить ситуацию удается за счет роста доходов, а не сокращения заимствований.
Мордовия — абсолютный лидер среди всех регионов России по уровню долговой нагрузки. Данные выглядят пугающими, но пять лет речь шла о 200 процентах. Так что сегодняшние 102,4 процента — неплохое движение вперед. Среди основных причин — значительные вложения в важные для региона события: празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства и подготовка к ЧМ-2018.
Кроме того, в регионе была введена бюджетная мера принуждения, которая накладывала на власти значительные ограничения по управлению финансами. Благодаря помощи федерального центра Мордовии удалось погасить свои рекордные долги, и в середине 2022 года с субъекта сняли все ограничения, а его долговая нагрузка снизилась впервые с 2010 года.
На втором месте по России Удмуртская Республика с 96,85 процента долговой нагрузки, и вопрос ее снижения остается сложным. За сентябрь госдолг сократился за счет досрочного погашения бюджетного кредита от управления Федерального казначейства на 1,2 миллиарда рублей, а до того показатель вплотную приближался к 100 процентам. При этом республика привлекла бюджетные кредиты на опережающее финансирование в размере 191,3 миллиона рублей.
Таким образом, госдолг на 1 октября составил 71,769 миллиона рублей. 93 процента суммы — это бюджетные кредиты (что характерно на данный момент для большинства регионов), семь процентов — государственные ценные бумаги. Кредитов в коммерческих организациях у республики нет.
Как пояснил Роман Ефимов, вице-премьер Удмуртии, курирующий в региональном кабмине финансовый и имущественный блок, «за два минувших года мы перешли с дорогих коммерческих кредитов на дешевые бюджетные. Это значит, что только на выплатах по процентам ежегодно экономим до 1,5 миллиарда рублей».
Как отмечает директор Удмуртского филиала Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук Анна Овчинникова, рост госдолга республики — «результат длительного процесса, а не какого-либо одного решения. И объясняется отложенным эффектом вложений в развитие инфраструктуры, социальной сферы, в ряде случаев высоким уровнем расходов, который не привел к ожидаемым результатам, недостатком потока доходов, на который влияют как решения региональной исполнительной власти, так и внешняя конъюнктура».
Среди причин вице-премьер Удмуртии Роман Ефимов обозначил, в частности, последствия тяжелого ковидного периода, которые экономика испытывает до сих пор. «В нашем бюджете до 78 процентов — расходы социальных направлений. И наша позиция — их не сокращать, потому что от этого зависит качество жизни людей, исполнение показателей нацпроектов», — подчеркнул он.
Также к увеличению долговых обязательств региона привело замещение республикой кредитов муниципальным образованиям кредитами из федерального бюджета.
Федеральный центр напрямую с городами и районами не работает. Так что в муниципалитетах коммерческий долг в 5,7 миллиарда рублей сократился, а долг республики на эту же сумму соответственно увеличился, что позволило муниципальным образованиям сократить расходы на уплату процентов банкам на 484 миллиона рублей.
Для выравнивания долговой нагрузки власти республики выбрали три основных направления: увеличение доходов, сокращение и оптимизация расходов, управление госдолгом. Роста доходов регион планирует добиваться через поддержку отраслей экономики, субъектов малого и среднего бизнеса, а также за счет продажи неиспользуемого имущества и легализации теневой занятости.
«Кроме того, мы участвуем в реализации федеральной программы 1704. Эта мера поддержки направлена на работу с инвесторами. Мы помогаем им создавать инженерную инфраструктуру для реализации их проектов, а федерация, в свою очередь, впоследствии будет списывать задолженность по бюджетным кредитам на сумму налогов, поступивших от этих проектов в федеральный бюджет», — поясняет Роман Ефимов.
Среди расходов, которые могут попасть под сокращение, вице-премьер называет траты на содержание сети бюджетных учреждений. Также среди мер оптимизации — оценка проведения мероприятий через призму эффективности, совершенствование системы закупок и централизация бухгалтерского учета.
Помимо этого, по словам собеседника «Российской газеты», привлечение кредитов осуществляется только для поддержания ликвидности бюджетного счета, а долговые обязательства погашаются досрочно.
По данным регионального правительства, за девять месяцев 2023 года удалось сэкономить 335,3 миллиона рублей за счет использования краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства по ставке 0,1 процента годовых.
В то же время высокий уровень госдолга республики чреват «в первую очередь контролем и сокращением расходов, — полагает Анна Овчинникова. — Для обеспечения развития любого региона необходим определенный люфт для принятия решений, в том числе финансовый. К сожалению, с учетом высокой долговой нагрузки он не так велик».
Среди негативных факторов закредитованности региона, которые отмечает Роман Ефимов, невозможность в полной мере воспользоваться принятым на федеральном уровне «инфраструктурным меню» в целях развития экономики.
На днях рейтинговое агентство подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне ruBBB-, что означает «умеренный уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости региона», но при этом «более высокую чувствительность к воздействию негативных изменений экономической конъюнктуры».
Как говорится в пояснении к рейтингу, «регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам».
Между тем ситуацию с госдолгом Удмуртии обсуждал в сентябре на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным глава региона Александр Бречалов. Он отмечал, что объем налоговых отчислений в федеральный бюджет у республики выше, чем у соседей с более «весомыми» экономиками. По данным Росстата, за январь-июль 2023 года Удмуртия — на шестом месте в России по доле отчислений в казну и на втором — в ПФО, это 74,3 процента (140,5 миллиарда рублей). Выше и в рейтинге — лишь регионы с нефте- и газодобычей. В среднем субъекты страны отдают чуть более 50 процентов. В топе-10 по РФ кроме Удмуртии еще три региона округа: Оренбургская область — 80,3 процента (279,8 миллиарда рублей), Пермский край — 68,5 процента (300,9 миллиарда рублей), Самарская область — 64,7 процента (314,8 миллиарда рублей).
17:36, 7 марта 2023
Повышение кредитного рейтинга Республики Мордовия (далее — Республика Мордовия, Республика, Регион) обусловлено существенным снижением долговой нагрузки по итогам 2022 года благодаря получению Регионом экстраординарной поддержки со стороны вышестоящего бюджета, а также отсутствием потребности в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.
Уровень кредитного рейтинга Республики учитывает умеренные показатели долговой нагрузки и бюджетного профиля, а также объем накопленной ликвидности, достаточный для финансирования прогнозного дефицита бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренно низкий экономический профиль и невысокая доля собственных бюджетных доходов наряду с высокой долей капитальных трансфертов в капитальных расходах Региона.
Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа. В Республике проживает порядка 0,8 млн человек (0,5% населения РФ). По данным Региона, его валовый региональный продукт (ВРП) в 2021 году составил 303 млрд руб., а в 2022 году — 329 млрд руб.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ
Долговая нагрузка заметно снизилась в связи с экстраординарной поддержкой со стороны вышестоящего бюджета. На 01.01.2023 долг Республики составил 33,8 млрд руб., что на 32% меньше показателя за 2021 год. Уменьшение объема долга стало возможным благодаря получению Регионом дотаций на 16,0 млрд руб. в целях поддержки мер по обеспечению сбалансированности бюджета. Эти средства позволили досрочно погасить порядка трети бюджетных кредитов и половину банковского долга. Долговой портфель на начало 2023 года был представлен бюджетными и банковскими кредитами в соотношении 91 и 9% соответственно. По итогам 2022 года сформировался график погашения долга, не предполагающий значительных пиковых выплат, при этом подавляющая доля долговых обязательств подлежит погашению после 2025 года с учетом некоммерческого характера большей части этих обязательств. В текущем году Республике предстоит погасить или рефинансировать 10% долга (почти полностью это банковские кредиты), а в 2024 году — менее 0,5%. Несмотря на низкую долю краткосрочного долга, риски рефинансирования обязательств, как полагает Агентство, для Региона существенны, учитывая значительный объем долга. В 2023 году Республике необходимо погасить 3,3 млрд руб. долга, что превышает 10% плановых налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД).
На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Республики снизилось до 64% против 90% по итогам 2021-го, что оценивается как умеренный уровень долговой нагрузки. В 2023 году на фоне ожидаемого снижения текущих доходов этот показатель может вырасти до 71%, что также соответствует умеренному уровню. По итогам 2022 года соотношение долга и ННД Республики опустилось ниже отметки в 100%, а в текущем году, как полагает Агентство, не превысит 110%.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций)составит не более 2%. Соотношение усредненных долга и ВРП Республики окажется на уровне примерно 12%.
Накопленная ликвидность позволит профинансировать прогнозный дефицит бюджета. С начала 2022 года остатки на счетах были сопоставимы со среднемесячными расходами Региона. В связи с финансированием прошлогоднего дефицита бюджета (рассчитанного без учета дотаций, направленных на погашение долга) объем остатков сократился на 0,8 млрд руб. и составил 2,7 млрд руб. на 01.01.2023. Как следует из актуальной версии закона о бюджете Республики, накопленные остатки на счетах будут примерно на три четверти использованы для финансирования прогнозного дефицита бюджета в 2023 году.
Коэффициент ликвидности бюджета (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) по итогам 2023 года составит 52%.
По данным Региона, объем просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета на 01.10.2022 не является критичным.
Невысокая доля собственных доходов при отсутствии потребности бюджета в привлечении заемного финансирования. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона за 2019–2023 годы составит 7%. При этом баланс текущих операций по итогам 2023 года станет слабоотрицательным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов лишь для финансирования большей части текущих расходов.
Усредненное соотношение капитальных и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) за 2019–2023 годы будет умеренно высоким и составит 15%. Как отмечает Агентство, последние три года Республика ежегодно финансирует примерно две трети капитальных расходов за счет трансфертов из федерального бюджета, что негативно влияет на оценку гибкости бюджетных расходов.
Усредненная доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный выше период составит 56%, что соответствует умеренному уровню собственных доходов. Значение показателя указывает на значительную зависимость Региона от вышестоящего бюджета.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов прогнозируется на околонулевом уровне. Прогнозное значение МБД на 2023 год указывает на достаточность собственных средств Региона (включая остатки на счетах) для финансирования прогнозного уровня капитальных расходов в текущем году без привлечения заимствований.
По итогам 2022 года бюджет был исполнен со значительным профицитом в 44% ННД. Этому способствовало получение из федерального бюджета дотаций на 16 млрд руб., которые были направлены на погашение долговых обязательств. Без учета этих дотаций дефицит составил бы 2% ННД, а для его финансирования использовались бы остатки на счетах. Прирост ННД за 2022 год составил порядка 15% к уровню 2021 года: налог на прибыль вырос на четверть, а НДФЛ — на 16%. Расходная часть бюджета Региона увеличилась на 11% год к году, а прирост капитальных расходов составил 20%.
Актуальной версией закона о бюджете в 2023 году предусмотрено снижение ННД на 10% в годовом сопоставлении, при этом поступления по налогу на прибыль могут сократиться почти на 10%, а по налогам на товары и услуги — на 21%. Совокупные доходы уменьшатся на 12% из-за возможного двукратного снижения объема безвозмездных поступлений. Планируется, что по сравнению с показателями 2022 года расходная часть бюджета сократится на 10%, а капитальные расходы — примерно на четверть. Ожидаемый дефицит составит 6% ННД, а на его финансирование Регион направит существенную часть остатков на счетах.
Умеренно низкий экономический профиль со значительной концентрацией на государственном секторе. Наибольшую долю налоговых поступлений Республики сформировала совокупность отраслей обрабатывающей промышленности (усредненное значение за 2018–2021 годы превысило 29%), вторую по величине долю — торговля (порядка 12%). АКРА отмечает существенную концентрацию экономики Региона на госсекторе: усредненное за указанный период значение составило порядка 25%.
Соотношение усредненных за 2018–2021 годы заработной платы и прожиточного минимума в Республике превышает 3,0. Усредненный ВРП на душу населения в Регионе в 2017–2020 годах составлял порядка 52% от среднестранового показателя. Усредненный за 2018–2021 годы уровень безработицы оказался на уровне 4,5%.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
исполнение бюджета Республики в пределах параметров, установленных актуальной версией закона о бюджете;
использование накопленной ликвидности для финансирования прогнозного дефицита бюджета.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
устойчивый рост доли собственных доходов в структуре бюджетных доходов;
снижение долговой нагрузки до уровня ниже 55% от объема текущих доходов Региона;
увеличение объема накопленной ликвидности по итогам 2023 года;
устойчивое снижение степени концентрации экономики на отраслях госсектора.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
рост соотношения долга и текущих доходов выше 90%;
увеличение доли краткосрочного долга до уровня выше 20% от совокупного объема долга;
значительное сокращение объема доступной ликвидности;
возникновение существенной потребности бюджета в привлечении заемных средств на капитальные цели;
нарушение правил предоставления бюджетных кредитов, приводящее к досрочному погашению реструктурированной задолженности.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Эмиссии в обращении отсутствуют.
РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ
Кредитный рейтинг Республики Мордовия был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Мордовия был опубликован АКРА 08.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Мордовия ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Мордовия, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Республики Мордовия принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Мордовия дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
В Мордовии уровень госдолга к собственным доходам стал меньше 100%
08 февраля, 16:35
ТАСС, 8 февраля. Государственный долг Мордовии в 2023 году снизился до показателя менее 100% собственных доходов, при этом ранее долг вдвое превышал доходы, сообщил журналистам полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Игорь Комаров по итогам рабочей поездки в республику.
«На мой взгляд, также важно, что уровень долга по отношению к собственным доходам впервые стал меньше 100%, при том, что он был больше 200%. Это также серьезная работа главы республики и его команды, всего региона. Это позволяет более эффективно развиваться и больше вкладывать средства не в решение старых проблем, а в будущее развитие», — сказал полпред.
По данным Минфина республики, объем госдолга региона на 1 февраля 2024 года составляет 33 млрд 708 млн рублей. Глава региона Артем Здунов на встрече с Комаровым уточнил, что госдолг сейчас составляет 93% от собственных доходов.
Комаров отметил, что по итогам года темпы роста промпроизводства составили 8%, опережающими темпами растут также инвестиции в основной капитал — 12% к 2022 году. Полпред заметил, что рост этого показателя говорит о том, что в будущем в республике будут появляться новые производства и рабочие места.
Избранный в сентябре 2021 года главой региона Здунов заявлял тогда о необходимости сократить объем госдолга республики с 200% до 100% от собственных доходов бюджета.