Министерство обороны Российской Федерации оказалось в центре грандиозного коррупционного скандала, связанного с хищениями, сумма которых уже превысила 10 триллионов рублей. Первые результаты аудита, инициированного новым министром обороны Андреем Белоусовым, свидетельствуют о масштабах злоупотреблений, которые кажутся фантастическими.
Недавние проверки, проведенные Белоусовым в Главном военно-медицинском управлении Минобороны, привели к отставке начальника ГВМУ МО РФ Дмитрия Тришкина. Отставка последовала после выявления ряда серьёзных нарушений в работе ведомства. Тришкин, несмотря на прежнюю поддержку министра Сергея Шойгу, не смог удержаться на посту менее месяца при новом руководителе.
Ранее был задержан начальник управления департамента по обеспечению оборонного заказа МО РФ Владимир Вертелецкий, ставший четвертым высокопоставленным чиновником, арестованным за последний месяц. Ему предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, что нанесло ущерб государству в размере 70 миллионов рублей. Другие аресты включают в себя главного связиста Минобороны Вадима Шамарина и генерала-лейтенанта Юрия Кузнецова, руководившего кадровым управлением ведомства.
Следствие продолжает выяснять все детали и участников коррупционных схем. Предполагается, что количество фигурантов дела может увеличиться, а ниточки следствия могут привести к новым громким именам, выходящим за пределы Минобороны. Александр Скадынь, профессор Сибирской Академии наук, утверждает, что конечным бенефициаром хищений был один из влиятельнейших олигархов страны.
Первоначальные итоги аудита, представленные президенту Владимиру Путину, уже превзошли самые мрачные ожидания. В СССР расходы на оборону составляли 5% от бюджета, тогда как в эпоху Сердюкова и Шойгу они возросли до 30%. При этом, как отмечают эксперты, большая часть военной инфраструктуры остается на уровне советских времен, а исчезнувшие суммы поражают воображение.
Эксперты предполагают, что Белоусову предстоит ответить на множество неудобных вопросов, включая судьбу 11 триллионов рублей, которые исчезли при его предшественниках. Подозревается, что взяточники, такие как Иванов, который считается протеже Сергея Шойгу, были лишь частью более крупной коррупционной схемы.
На такие суммы можно было бы построить новый город с населением в миллион человек и арендовать небольшую африканскую страну. Впереди ожидаются новые шокирующие разоблачения и громкие отставки, поскольку борьба с коррупцией в Минобороны набирает обороты.
В общем не просто воровство, а тотальная коррупция со всеми вытекающими, что подтверждается новыми уголовными делами, в том числе и в отношении второго по значимости замминистра. Теперь конкретно о том, что должно было быть сделано, но так и осталось нереализованным:
• Острая нехватка разведывательных спутников оптической разведки. С 2016 года Россия запустила лишь один «Ресурс-П 4», остальные спутники были радиолокационными или спутниками связи. На орбите у РФ сейчас находится только один спутник-шпион с хорошей оптикой, хотя требуется минимум 10 спутников, а в идеале — 100, с разрешением 0,3-0,7 метра на пиксель, чтобы войти в мировую тройку по их числу, после США и Китая.
• У наших танков отсутствует комплекс активной защиты (КАЗ) «Арена-М». Даже дорогие Т-90М не оснащены этой системой. Комплекс до сих пор не запущен в серийное производство, в то время как Израиль с 2008 года оснастил КАЗ «Трофи» все свои танки и другую технику. В результате, Израиль получил более 3 тысяч таких комплексов, а Россия выпустила лишь несколько штук для испытаний. В 2024 году Россия не смогла приблизиться к уровню Израиля 2008 года.
• К 2022 году Россия подошла без серийного производства «Ланцета», «Краснополя» и УМПК, что обошлось нам очень дорого.
• Так и не построено ни одного нового серийного самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДЛРО), хотя в России остро нуждаются в таких самолетах. Был создан А-100 «Премьер», но в единственном экземпляре, и он до сих пор не прошел испытания. Модернизация советских А-50 является лишь полумерой, их всего 6-7 штук, а потребность составляет несколько десятков.
• За последние 12 лет не было построено ни одного нового самолета радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, тогда как другие страны создали такие самолеты на базе бизнес-джетов, что значительно сокращает расходы на эксплуатацию. В результате ВКС столкнулись с проблемами в подавлении ПВО и электронной разведке.
• За 12 лет ВКС не получили ни одного нового самолета-заправщика, в то время как США за этот период приобрели сотни летающих танкеров, что позволяет им демонстрировать мощь своих ВВС по всему миру.
• За последние 12 лет Россия не смогла запустить в серийное производство ни одного подвесного прицельного контейнера (ППК), хотя подобная оптика существует практически у всех армий мира. В результате возможности разведки и поражения наземных целей у нас оказались критично малы. Даже Малайзия закупила ППК для своих Су-30, а новый американский истребитель F-35 оснащается ППК с завода.
• Россия не смогла запустить в серийное производство новый БТР, чтобы заменить устаревшие БТР-80 и 82.
• Не удалось заменить БМП-1 и БМП-2. Закупка БМП-3 была ограниченной, а модернизированные варианты «Манул» и «Драгун» так и не пошли в серию. Также не запущены в производство БМП на базе «Арматы» и «Курганца-25». В результате отсутствие защищенных БМП и БТР вынуждает использовать танки с дополнительной броней и десант сверху.
• У систем ПВО и истребителей нет новейших радаров с технологией АФАР.
• Задерживается программа Су-57. Отсутствуют самолеты с двигателем второго этапа. В строевых частях Су-57 нет ни одного, все передаются в авиационные центры.
• Проблемы с производством систем ПВО «Панцирь-СМ» и С-350 «Витязь». У ЗРК С-400 нет новых ракет с активной ГСН и наблюдается дефицит дальнобойных ракет 40Н6 (380 км).
• У России нет аналогов ложных целей AMD-160 MALD.
• Фронтовой авиации не хватает крылатых ракет.
• Существует дефицит систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и беспилотных летательных аппаратов (БЛА).
• У ВДВ отсутствуют защищенные машины. БТР-Д и БМД не могут защитить от мин и иногда пробиваются пулями калибра 7,62х51 мм.
• В России нет дивизий морской пехоты, а существующие бригады не удовлетворяют потребности такой большой страны.
• Задерживается разработка и принятие на вооружение ПРО С-500.
• Модернизация стратегической авиации провалена. Проекты Ту-95МСМ и Ту-22М3М сорваны, за эти годы модернизировано лишь два самолета. Такая же ситуация с Ил-76МДМ.
• Не построены необходимые ангары для авиации, а большинство аэродромов расположены вдоль границы, по аналогии с 1941 годом.
Эти данные — лишь первые результаты проверок. Будущие шаги Белоусова могут привести к новым арестам и отставкам, что подтверждает серьезность текущей антикоррупционной кампании.