Потому что у нас никто не учит, как правильно питаться. А переучивать человека взрослого, как правильно питаться, очень сложно. Потому что у нас уже пищевые привычки неправильные. И люди в осознанном возрасте приходят к снижению веса, когда им уже за 20. А до 20 лет они не знали, как правильно питаться. Их учили мама, бабушка, подруга. И десятилетнюю привычку ломать эндокринологу за месяц-два. Он месяца два походил и говорит, что-то мне это все невкусно и неправильно. И ушел.
– Например, в США, где повальная мода на «Оземпик», продажи одежды больших размеров уже упали на 10%. Видите ли вы из своей практики, что и у нас начинается «эпидемия» желающих худеть с помощью диабетических препаратов? Может ли серое от препарата лицо стать показателем благосостояния человека?
– Серое лицо еще может быть и от депрессии, ведь у многих удовольствие завязано очень сильно именно на еде. То есть если я не ем, то я в депрессии.
Что касается «эпидемии» – то вряд ли, у нас пациенты не потянут его по цене просто. Постоянно находиться на препарате – дорого.
И повторюсь, чтобы удержать вес, надо научиться правильно питаться. Надо ограничить свой калораж, повышать физическую нагрузку. У нас хотя на площадках и стоят спортивные снаряды, но, тем не менее, к ним не так много людей, люди чаще просто сидят на них. Ну, ты встань на этом тренажере, помаши немножко ногами, 20 минут, пока у тебя ребенок с горки катается. Нет, такого нет. Нужно менять образ жизни.
– Насколько килограммов можно снижать вес в месяц эффективно?
– Это не больше четырех килограммов, иначе печень и почки прикажут «долго жить». Потому что все токсины, которые участвуют в плавлении жира, все потекут в почки и печень. И это будет очень плохо для организма – он не выдержит. Поэтому худеть надо медленно. В среднем один-два килограмма в месяц, но не больше четырех.
Чем медленнее вы худеете, тем лучше для организма, тем дольше сохраняется эффект от снижения веса. Потому что, если очень сильно ограничивать организм в калорийности пищи, мозг – не дурак, он говорит: нам голодно. Мы замедляем метаболизм до нуля, и все сохраняем, все усваиваем, все в жир. И когда человек чуть-чуть дает себе поползновение в еде, он будет поправляться. Потому что у него метаболизм застопорен.
– Худеть правильно – это значит регулярно принимать пищу, каждые три-пять часов. И калорийность пищи не должна быть высокой, но полноценной – известная гарвардская, это когда у тебя на половине тарелки овощи, четвертинка – мясо, четвертинка – гарнир. И все это не больше 450 граммов весит.
Тогда организм не голодает, он получает энергию для того, чтобы работал мозг, работали сердце, легкие. И он не замедляет метаболизм, а ты эффективно худеешь. Плюс ты занимаешься физической нагрузкой, ложишься спать не позднее 11 часов и спишь по семь часов. То есть сон еще должен быть нормальный, чтобы ночью вырабатывались контринсулярные гормоны в нормальном количестве. А то у нас люди ложатся в пять утра, они играют в компьютер до двух-трех ночи и встают в 10 утра, и удивляются, что не худеют. Они просто теряют мышечную массу, а жир всегда эвакуируется последним. Если вы физически занимаетесь, калорийность поступает, то есть метаболизм не ограничивается, то жировая клетчатка начинает постепенно плавиться.
Потому что диета это – временное, а нам надо постоянно научиться правильно питаться, надо физически двигаться, надо высыпаться, и все будет хорошо.
– Какой оптимальный индекс массы тела?
– Желательно не ниже 22, не больше 24. Но для культуристов, людей, которые накачивают мышцы, у них больше будет индекс массы тела за счет мышечного волокна. Все это надо смотреть по импедансу. Зачастую люди приходят, мы смотрим, а это вообще не жировая масса, а вода, например, или мышцы. И жир там невысокий.
– И этим людям вообще не нужно худеть?
– Надо смотреть, из чего состоит человек внутри, обязательно. А индекс массы тела не ниже 22 почему – потому что костная масса начинает страдать, потому что жир нам тоже нужен для производства ряда гормонов и для удержания костной системы. Иначе будет остеопороз, остеопения.