«Обратная сторона экспорта СПГ — необходимость многомиллиардных инвестиций в терминалы для охлаждения и транспортировки газа и, что даже важнее, нарушение стимулов для перехода на возобновляемые источники энергии, не говоря уже об экологически небезопасных технологиях гидроразрыва пласта», — поясняет Павел Севостьянов, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Плеханова.
«Климатическая истерия»
Наблюдатели указывают: решение носит предвыборный характер, оно скорее дипломатическое. Однако Европа нервничает.
Доля российского трубопроводного газа в общем импорте энергоносителей в ЕС резко упала (с 41 процента в 2021-м до примерно восьми в 2023-м), доля СПГ, напротив, подскочила с 20 до 42 процентов. В прошлом году Вашингтон обеспечил почти половину поставок (46 процентов, по данным Еврокомиссии). По этому показателю США стали вторыми после Норвегии (49 процентов).
Решение Байдена по новым контрактам показывает ненадежность США как поставщика энергоресурсов для ФРГ, заявил РИА Новости член комитета по охране климата и энергетике немецкого парламента от партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) Штеффен Котре.
«Нынешний президент ставит экосоциалистическую идеологию климатической истерии выше международных торговых отношений», — сказал он. Это существенно отличается от проверенных временем германо-российских сделок, которые были стабильными даже во время холодной войны, подчеркнул парламентарий.
Хотя действующие контракты исполнят, конъюнктура не на стороне европейцев. Катар, опорный импортер СПГ для Бельгии, Франции, Нидерландов, Испании, задерживает поставки, ссылаясь на нестабильность в акватории Красного моря. Это угроза энергетической безопасности ЕС, отмечает Павел Марышев, директор по развитию инжиниринговой компании «Энергия Плюс».
Переориентация на СПГ и без того обошлась Европе дорого — цены на топливо взлетели до рекордных отметок.
«Учитывая галопирующий рост спроса на СПГ, прогнозируемый в Китае и АТР, и отставание предложения, американские политические интенции могут повысить среднюю цену в среднесрочной перспективе на пять-семь процентов», — полагает Марышев.
«Это месть»
Решение Белого дома не сулит ничего хорошего и местному бизнесу: запрет вырвет огромные суммы из доходов американских компаний, под вопросом планы по реализации многомиллиардных программ. Пересмотр коснется десятка проектов, на которые подали заявки, но еще не получили одобрения. В их числе CP2 — огромный завод СПГ в Луизиане мощностью 20 миллионов тонн в год с пиковой производительностью в 24 миллиона тонн, запланированный в Venture Global.
«Лидер республиканского большинства в палате представителей конгресса Стив Скэлис считает, что Байден «уступил давлению радикалов-экстремистов». Это, по его словам, «возмутительная атака на американскую энергетику».
«Под угрозой не только экономический рост, рабочие места и энергетическая безопасность, но и обеспечение энергоносителями наших союзников в Европе, когда те больше всего в них нуждаются», — говорит он.
Председатель Техасской железнодорожной комиссии, выполняющей функции нефтяного регулятора, Кристи Краддик сказал РИА Новости, что Байден „отомстил Техасу за односторонние меры урегулирования миграционного кризиса“.
«Мы должны воспринимать эти действия так, как есть: сознательный подрыв силы и национальной безопасности США, а также прямая месть Техасу за удержание линии на нашей южной границе», — возмущается он.
Бизнес США, ЕС и Японии призвал Байдена возобновить выдачу лицензий на экспорт.
Согласно совместному письму Торговой палаты США, бизнес-ассоциаций ЕС и Японии BusinessEurope и Keidanren, спрос на СПГ можно удовлетворить, не навредив прогрессу в сфере сокращения вредных выбросов в атмосферу.
«Грязный экспорт»
Как пишет Bloomberg, Европа рискует оказаться в экономической зависимости от СПГ из США.
«Решение ЕС заменить российский газ на американский СПГ вместо более жесткого перехода к возобновляемым источникам энергии означает, что энергетическая безопасность по-прежнему зависит от факторов, находящихся далеко за пределами контроля, — таких как сезон ураганов в Атлантике или политическая игра в Вашингтоне», — указывает издание.
Собственно, эту зависимость, уже давно признали в Еврокомиссии (ЕК). В частности, об этом газете Financial Times сообщил генеральный директор по энергетике ЕК Дитте Юль Йоргенсен.
В CША злятся. По словам спикера палаты представителей США Майка Джонсона, решение Байдена «усиливает Россию» и вынуждает Европу полагаться на ее «грязный экспорт».
Специалисты указывают и на то, что Байден обесценивает масштабные внешнеполитические усилия, в том числе санкционную блокаду российского «Арктик СПГ 2».
«В целом даже попытка ограничить присутствие североамериканских компаний на общемировом СПГ-рынке — это шанс для российских, прежде всего «Новатэка». В ноябре ЕС закупил у России почти три миллиона тонн СПГ. Европейцы дуалистично подошли к санкциям: трубопроводный газ запрещают, сжиженный покупают», — отмечает Марышев.
Поэтому ЕС вполне может обратиться к Москве за дополнительными поставками. Ни о каких скидках речи, разумеется, не пойдет.
«Реализуемые проекты по СПГ усиливают позиции России на этом рынке, но Москва не станет дисконтировать или как-либо стимулировать лояльность „бывших партнеров“, все будет решаться на конкурентной основе», — подчеркивает Александр Арский, доцент департамента логистики Финансового университета при Правительстве России.
По данным Центра германских исследований Института Европы РАН, в 2022-м российский экспорт СПГ в Европу достиг исторического максимума — 16,7 миллиарда кубометров. В 2021-м было 12,3. В прошлом году ЕС импортировал из России топлива на 6,1 миллиарда евро, забрав более половины всего нашего СПГ-экспорта.
08:00 02.07.2024 (обновлено: 08:03 02.07.2024)
США сократили поставки СПГ в Европу
Диверсифицируя закупки, ЕС попал в зависимость от нынешнего главного поставщика сжиженного природного газа — США. Там обещали: нарастим объемы.
Однако, наоборот, сократили почти на треть. Наблюдатели констатируют: энергетические риски для Старого Света усилились, никто ничего не гарантирует.
Снизили поставки
По данным консалтинговой компании ICIS, в мае на СПГ из США пришлось всего 14% европейского газового импорта — самый низкий показатель с августа 2022-го. А российские поставки превысили американские на один процент.
«Это удивительно видеть после того, через что мы прошли, после таких усилий по уменьшению импорта из России и снижению рисков с поставками энергоносителей», — отметил глава аналитического департамента газового рынка ICIS Том Марзек-Мансер.
Эксперты указывают на остановку из-за ремонта двух технологических линий завода Freeport и одной — Cameron LNG.
Однако это не единственный фактор. У американцев есть и другие причины для сокращения экспорта в ЕС.
Капризы Байдена
Прежде всего это происходит из-за того, что Джо Байден в угоду экологам запретил выдавать лицензии на новые СПГ-проекты.
«Это постепенно поднимает цены на СПГ на мировом рынке — ведь спрос в Европе, Индии и Китае сохраняется. И неслучайно в ЕС предпочли не отказываться от импорта из России: там прекрасно понимают ненадежность американских поставщиков», — указывает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.
Об этом, в частности, говорил член комитета по охране климата и энергетики немецкого парламента от партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) Штеффен Котре.
Налицо противоречие с обещаниями США вытеснить российский газ с европейского рынка. И Евросоюзу вряд ли стоит ждать изменения ситуации.
Взяли паузу
Приближающиеся президентские выборы заставляют американцев осторожничать. Заокеанские производители не спешат брать на себя дополнительные экспортные контрактные обязательства, даже краткосрочные, подчеркивает Павел Марышев, директор по развитию ООО «Энергия Плюс».
«Американские потребители — крупные компании и предприятия промышленной генерации энергии — в преддверии трансформации государственной политики консервативно заполняют имеющиеся хранилища. СПГ временно перенаправили на внутренний рынок, при этом сохранив претензию на международную гегемонию. Тому пример — последовательное усиление санкционного давления на российских экспортеров», — поясняет аналитик.
Энергетические риски
Несмотря на санкции, в 2023-м Европа обеспечила наибольшие темпы роста спроса на российский СПГ и продолжает увеличивать закупки. К апрелю, как показали статистика ЕС и данные Kpler, это уже 15% общего импорта. Заменили десятую часть трубопроводного газа.
«Но этого не хватает. Значит, можно ожидать подорожания голубого топлива на рынке ЕС в ближайшие несколько месяцев. Это взвинтит цены на электроэнергию. И летняя жара тому поспособствует», — предупреждает Хазанов.
Пока сокращение американских поставок не сказывается на европейском энергобалансе. И Брюссель объявляет очередные санкции, затрудняющие обслуживание танкеров с российским СПГ. Но европейцы явно закладывали в прогнозы на 2024-2025 годы американское топливо, которое теперь не получат, говорит Марышев.
«Активно диверсифицируя поставки, Европа столкнулась с тем, чего следовало ожидать: зависимостью от американцев, которые в любой момент могут создать искусственный дефицит. Результат — невозможность купировать энергетические риски, которые наиболее высоки в период крайне высоких или низких температур.»
Приходится лавировать
«Отказавшись от концепции ключевого поставщика энергоресурсов — России, Европа вынуждена лавировать среди бесконечных «профилактик» — по норвежскому направлению; административных барьеров — по американскому; забастовок и ценовых скачков — по австралийскому», — перечисляет Марышев.
Как считают наблюдатели, если в течение года возникнет дефицит, главным предметом политического торга в Европе станет пролонгация транзитного соглашения с Украиной.
В Еврокомиссии уже оценили риски от утраты российского транзита (контракт истекает в конце 2024-го): при длительном похолодании это обернется «наихудшим сценарием» для зависимых стран — Австрии, Венгрии, Словакии.
«Европейцы пытаются извернуться и здесь. Брюссель предлагает Киеву вариант: по российским трубам продолжает течь газ, но — азербайджанский. Как отмечали в Bloomberg, это позволит ЕС «не выглядеть глупо». В Politico назвали данное решение «способом сохранить потоки природного газа в Европу, отключив при этом Россию».
Эксперты сочли инициативу «декоративной». Все идет к тому, что контракт пролонгируют — разумеется, с российским газом. Но Брюсселю придется как-то исхитриться, чтобы сохранить лицо.