Ельцин в ответ просил Гора, чтобы НАТО не расширяласьв 1995 году, когда в России были намечены парламентские выборы, на что вице-президент США согласился
Да, да, да — главное выборы. А расширения — да хрен с ними. Главное постепенно, что б электорат не отпугивать
Кроме этого отмечается, что Гор заверял Ельцина в том, что процесс будет проводиться параллельно с углублением партнерства США и России, а также партнерства России и НАТО.
Вы будете, типа нашей любимой женой...
Ёпта...
Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
(с) Тютчев
Как бы это помягче сказать… В 1994, когда Гор посещал Ельцина в больнице, нам было совсем- совсем не до какого- то НАТО. Это интересовало народ и власти если не в самую последнюю очередь, то в одну из самых последних.
Но, выборы конечно интересовали. Если бы пришли к власти коммунисты, то одна часть народа потребовала бы возврата, а другая — наотрез отказалась. И сепаратизм был бы не только на Кавказе, а по всей России. Это бы привело к распаду государства, которое ещё и не состоялось толком. Американцы боялись расползания ядерного оружия и большого пожара, они не были в этом заинтересованы.
Отношение к продвижению НАТО на Восток… Когда распадаются империи, всегда начинаются войны за границы. После распада Британской империи до сих пор по всему миру войны. Самый яркий и горячий пример — Израиль и Палестина. Или другой, ещё более опасный: Индия и Пакистан. Был очень большой риск войны в Восточной Европе с участием бывших соцстран. А НАТО, как любой военный блок, сводит к минимуму риски вооружённых конфликтов между своими участниками.
На тот момент времени Россия не видела предпосылок к агрессии блока в отношении России. Она не представляла опасности для блока. И блок НАТО тоже не видел к этому нужды. По мере того как Россия приходила в себя, блок НАТО проявлял все больше активности и агрессии. В нас они видят экзистенциальную угрозу. И это не лишено оснований. Мы, конечно, не представляем угрозы для бельгийцев или англичан, американцев непосредственно. Нет, конечно. Но крушение колоний, национально- оскорбительные движения в Мире не были бы столь эффективны, если бы не СССР вчера и Россия сегодня. Это — борьба за влияние в Мире. За место под Солнцем. Она опасна, но ещё опасней ее отсутствие. Вон, за тридцать лет отсутствия конкуренции как деградировали они. Мы развиваемся благодаря этой борьбе. Иногда она принимает кровавые формы, очень жестокие формы, главное, чтобы Бог не выдал, тогда и свинья не съест.
А Ельцин,… При всех его недостатках, Путин отметил, что он «дал свободу», но ещё он смог «держать власть» в самый сложный период борьбы за неё, и отказаться, когда уже не мог ее держать. Хотя и хотел он это сделать много раньше.