Сам он начал принимать наркотики в юношеском возрасте. Когда ему было лет 25, он подал заявление о приеме на работу в ЦРУ. Однако ему отказали, так как он ранее злоупотреблял такими наркотиками, как кокаин и псилоцибин.
Обвиняет Байдена в конфликте Путина на Украине
Карлсон до сих пор хранит в своей обширной библиотеке дневники, которые он вел, находясь под воздействием психоделиков. А еще у него на полках стоит большая коллекция книг о России, начиная с Толстого и Троцкого и заканчивая биографией Сталина, которую написал историк Саймон Себаг-Монтефиоре (Simon Sebag Montefiore). По словам Карлсона, эти книги сформировали его взгляды на Россию.
Эти материалы, говорит он, подготовили его к февральскому интервью с Путиным, которое на сегодня набрало наибольшее количество просмотров на TCN. Разговор состоялся в изысканном церемониальном зале Кремля, где работает российская исполнительная власть, и вызвал шквал критики во всем мире.
Хулители Карлсона заявили, что он потерпел провал как журналист, позволив российскому диктатору, которым он издавна восхищается, свободно говорить в течение двух часов и ни разу не оспорив его лживые заявления, в том числе искаженный урок истории России с IX века. В ответ критикам Карлсон говорит, что приехал в Кремль не для того, чтобы «меряться членами», а чтобы понять позицию Путина по конфликту на Украине.
Во время интервью Карлсон возразил Путину один-единственный раз, когда речь зашла об арестованном репортере Wall Street Journal Эване Гершковиче. Путин ответил отказом на просьбу Карлсона освободить Гершковича, заявив, что хочет обменять журналиста на россиянина, которого Запад бросил за решетку. Карлсон сказал, что это несправедливо и что Гершкович не шпион. Разговор на эту тему длился почти семь минут.
По словам Карлсона, когда камеры выключили, он побеседовал с Путиным с глазу на глаз, в сторонке от операторов и телохранителей. Эту сцену он описывает следующим образом. Близилась полночь, и российский президент повел своего гостя по величественному овальному залу, построенному для императрицы Екатерины II и обычно предназначенному для высокопоставленных лиц. Ради этого случая отодвинули в сторону знаменитый длинный стол, за которым Путин проводил встречи во время пандемии.
Стоя в тени статуи Петра I, Путин вполголоса рассказал Карлсону о том, как он обеспокоен возможным перерастанием украинского конфликта в ядерную войну. Путин неоднократно говорил о такой угрозе и в этот раз пожаловался, что не разговаривал с президентом Байденом с начала военных действий. По словам Карлсона, Путин выразил недовольство таким состоянием дел и заявил (правда, бездоказательно), что некоторые члены администрации Байдена с родственными связями на Украине препятствуют мирным усилиям.
Затем Карлсон дал волю одному из своих давних увлечений, спросив Путина о секретных советских документах на заместителя Адольфа Гитлера Рудольфа Гесса, который в 1941 году бежал в Британию и якобы заявил допрашивавшим его следователям, что нацистский лидер одержим бесами. Карлсон, будучи верующим христианином и историком по образованию, заявил: «Одержимость демонами вполне реальна, я знаю это точно». Путин, по всей видимости, не смог или не захотел ответить.
По словам Карлсона, вместо этого он изложил свой предполагаемый мирный план. Он готов вывести российские войска с украинской территории вокруг Крыма, образующей наземный коридор, в обмен на договор с гарантиями демилитаризации этого региона и предоставление России возможности использовать имеющуюся там гражданскую инфраструктуру для снабжения полуострова. Карлсон не стал строить предположения о том, что это было: реальное послание американской администрации или пустая риторика. Знакомые с ходом предыдущих переговоров западные руководители говорят, что такие предложения вряд ли можно назвать искренними.
Карлсон показал мне подарок, который Путин вручил ему на прощание. Это была папка с тщательно подготовленными и отсортированными ксерокопиями исторических документов, в том числе писем XVII века, которые российский лидер, по его словам, лично выбрал в кремлевском архиве. Они якобы доказывают, что Россия имеет право претендовать на территорию современной Украины. Украинцы и западные историки такие заявления категорически отвергают.
Карлсон, называющий себя приверженцем Первой поправки, уверен: в путинской России такой бунтарь, как он, непременно кончил бы так же, как критик Путина Алексей Навальный*, который умер в тюрьме вскоре после этого интервью. Путин не демократ, говорит Карлсон, а Россия «авторитарная страна, способная на ужасную жестокость».
Тем не менее, Карлсон заявляет, что вина за боевые действия России на Украине лежит на Америке. «Этот конфликт начала администрация Байдена. Она подтолкнула к этому Россию своей болтовней о вступлении Украины в НАТО, — резко заявляет он. — В данном случае это она злодей».
«Ни одна империя еще не заканчивала свои дни столь бессмысленно и расточительно»
Почему патриотично настроенный американский консерватор, выросший в эпоху Рейгана, в итоге пришел к выводу, что Россия лучше, чем США? Он говорит, что его превращение из либерала в галстуке-бабочке, который поддерживал зарубежные американские интервенции, в агитатора против истеблишмента произошло в результате двух озарений, которые изменили его жизнь.
Первое прозрение наступило в 2004 году, когда он, будучи сотрудником CNN, поехал в Ирак. Там он стал свидетелем катастрофических последствий американского вторжения, которое ранее поддерживал целиком и полностью. Это разрушило его веру в способность Америки руководить мировым порядком.
Второе озарение наступило в 2021 году за тем самым столом, где мы обедали. Тогда он принимал у себя бывшего высокопоставленного американского руководителя, который рассказал ему, что ЦРУ убивало американских граждан на территории США. Он был потрясен услышанным, а когда его гость уехал, он буквально рухнул на крыльце своего дома. По словам Карлсона, у него сместились два позвонка, и его отвезли в больницу, чтобы срочно сделать операцию. Хирург объяснил, что травма могла быть вызвана стрессом.
После этого Карлсон стал еще упорнее выступать против американской политики и американского глобального влияния, из-за которого мир после 11 сентября превратился «в ужасную неразбериху». Подобно своим оппонентам с левого фланга, он видит в США разрушительную имперскую державу.
«Гомосексуальный расовый коммунизм никого не привлекает, но именно его мы экспортируем», — говорит Карлсон, видящий в этом социальную повестку культурного и медийного истэблишмента США, а в некоторой степени и американского правительства. «Цель империи не может состоять в том, чтобы делать детей других людей трансгендерами**», — заявляет он.
«Трагедия в том, что еще ни одна империя не заканчивала свои дни столь бессмысленно и расточительно, — говорит Карлсон. — После американской гегемонии не останется ничего долговечного, кроме морских контейнеров».
Карлсон отвергает любые предположения о том, что он сам раздувает пламя радикализации. Но в одной из последних своих передач он полностью согласился с бывшим советником Трампа Стивом Бэнноном (Steve Bannon), когда тот призвал в случае возвращения Трампа к власти начать «беспощадную войну» против незаконного режима неомарксистов, заполонивших всё — от министерства юстиции до ФБР.
Он находит утешение в протестантской вере. Он читает Библию и регулярно посещает епископальную англиканскую церковь, хотя считает, что христианство сейчас отделено от церквей, которые стали либеральными и светскими. Политическое движение воукизма и его идеология, говорит Карлсон, сменили христианские духовные ценности и «без особых усилий надели на себя оболочку протестантского христианства в США. Это было полое дерево, и они просто его оккупировали, как семейство енотов занимает дупло».
Близится полночь. Карлсон садится за руль своего пикапа и едет от сарая к дому. Он открывает бардачок и показывает мне пистолет «Глок». «Здесь у всех есть оружие. Такие мы, американцы, и европейцам этого никогда не понять», — заявляет он и уезжает в ночь.
Боян Панчевски
* Внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
** Представители запрещенного в России экстремистского движения ЛГБТ.