По заявлению министра просвещения РФ Сергея Кравцова, в школы сегодня приходят работать 75% выпускников педагогических вузов. Педагогические специальности занимают второе место по популярности у абитуриентов. А статистика Росстата свидетельствует, что более половины всех российских учителей – люди в возрасте от 40 до 59 лет. Доля школьных учителей до 35 лет на протяжении последних лет остается почти неизменной – около 23%. Почему в таком случае школьные коллективы так медленно пополняются молодыми педагогами?
Проблему с молодыми педагогическими кадрами можно и переформулировать: почему, придя в школу, молодые педагоги быстро уходят из нее? Дело дошло до того, что сейчас уже студентов четвертых курсов педагогических вузов приглашают работать в учебные учреждения. А дефицит учителей все равно есть. Вузов не хватает? Сами молодые не хотят работать?
Эксперты среди многих причин нежелания молодых оставаться в школе выделяют несколько главных. Причем некоторые из них звучат уже банально. Первая причина – молодой учитель, столкнувшись со школой, понимает, что неправильно выбрал свой профессиональный путь. Все оказалось не таким, как виделось. И вторая причина – стимулы, вернее их отсутствие.
Исследование Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» об учителях включает выборку из ответов 8,5 тыс. педагогов и 9,4 тыс. родителей. Авторы исследования обозначили пять ключевых исследовательских вопросов: кто работает в школах; как, насколько они удовлетворены; как могут повысить профессиональное мастерство и как оплачивается их труд.
Некоторые из этих выводов. Более молодые кадры работают по таким предметам, как иностранные языки и физкультура, и очень заметен перекос в сторону возрастных кадров среди педагогов начальных классов. А характеристика самочувствия учителей такова: они неплохо оценивают изменения, связанные непосредственно с их работой в своей школе, но не удовлетворены тем, что касается их жизни за рамками класса и школы. Это признак того, отмечают исследователи НИУ ВШЭ, что работа не дает учителям заниматься собой, семьей, обеспечивать себя материально, отдыхать, учиться новому. А еще педагогов беспокоит ухудшение отношения к их профессии в обществе. И это чувство есть «вообще», а не в связи с отношением конкретных учеников и их родителей. В общем, что-то не так с профессией...
Главной проблемой молодых учителей эксперт «НГ», доктор педагогических наук Игорь Лельчицкий, ученый, занимающийся много лет исследованиями в области подготовки педагогических кадров, считает непонимание ими того факта, что «педагог больше не просто транслятор знаний». Мир, в котором почти любую информацию можно найти в Сети, не нуждается больше в том, кто только передает информацию, отмечает Лельчицкий.
Учитель сегодня – это «человек, который ведет ребенка», часто и несколько даже пафосно говорят чиновники Минпросвещения. Он – тот, «кто не просто учит конкретному навыку вроде решения математической задачи, а объясняет, зачем ребенку это вообще нужно». Впрочем, и раньше хороший преподаватель – это был человек, который объясняет, направляет, мотивирует. Но все-таки роль учителя как хранителя знаний ранее считалась основной.
Собственно, мы приходим опять к тому, что было столетие назад, считает Игорь Лельчицкий. В 20-х годах прошлого века основной задачей переходного периода декларировалось создание новой школы. И достижение этой цели, как подчеркивал педагог и психолог Моисей Матвеевич Рубинштейн, заключается в появлении нового учителя. По убеждению мыслителя прошлого века, миссия учителя должна была быть «намного шире функций, определяемых профессией. Поэтому так многообразны его задачи: учить, воспитывать, быть жизненным организатором, проводником культуры, наставником».
Как быстро этот новый учитель сегодня придет в школу? Российский ученый, педагог, доктор физико-математических наук Геннадий Бордовский однажды заметил: «Мы готовим учителей сегодня для работы завтра по учебникам, написанным вчера». Как считают эксперты, эта фраза еще актуальней сегодня. Учебники, по которым готовят учителей, говорят эксперты, тяготеют к «знаниевой» парадигме, где учитель выступает транслятором знаний. Так что новые учебники еще пишутся. Вернее, их пишет каждый день сама жизнь, потому что тот опыт, который мы переживаем в связи с появлением интернета, человечество еще не переживало.
А что же с учителями, которые не нашли себя в школе? Чем успокоить тех, кто пока шаблонно по указке родителей и других советчиков выбрал педагогический вуз? Один ректор педагогического университета, попросивший не называть его имени, привел примеры, когда выпускники вуза уходили не в школьную педагогику и тем не менее реализовывали свои амбиции не менее эффективно. Сегодня как раз складывается большая новая сфера трудоустройства, говорит он, большое поле в интернет-пространстве, где люди обмениваются своими знаниями. Например, многие занимаются онлайн-просвещением. Кроме того, очень часто крупные компании в кадровики берут людей с педагогическим образованием.
Так что выпускнику педвуза волноваться не стоит – работа для него была, есть и будет.