Первый шаг торга: Путин заставил Запад заявить о территориальных уступках Киева
Земля и политическая воля
Даже Кличко выдал на удивление складную мысль: «Зеленскому, вероятно, придется прибегнуть к референдуму, не думаю, что он сможет прийти к таким болезненным и важным соглашениям самостоятельно, без узаконивания со стороны народа». Это мэр Киева так отреагировал на резко активизировавшийся на неделе, словно убегающая из кастрюльки кипящая каша, торг вокруг грядущих переговоров по Украине.
Дональд Трамп провел свой первый предвыборный митинг после покушения в штате Мичиган. Он, конечно, повторяется, мы это от него уже слышали, но тем не менее: «Еще до того, как я займу Овальный кабинет, вскоре после победы на президентских выборах, я урегулирую этот ужасный военный конфликт между Россией и Украиной. Я единственный, кто может сделать такое заявление: я предотвращу третью мировую войну». Там же выступил и потенциальный вице-президент Джей Ди Вэнс: «Нет ничего плохого в укреплении национальной безопасности. Когда мы воюем, мы наносим сильные удары. Однако следует соблюдать осторожность и не пытаться втягивать Америку в каждый конфликт на другом конце земного шара. Иногда это просто не наше дело и нам следует держаться подальше. Это здравый смысл».
И вот уже и Зеленский заговорил о переговорах. В Великобритании (домой он не торопится) он дал интервью Би-би-си и сказал, что Украина может закончить «горячую фазу войны с Россией» до конца этого года.
Как считает уже CNN — из-за успехов России и Трампа. Россия давит на фронте, медленно, но уверенно продвигаясь вперед, и, одновременно, возникают вопросы о готовности ближайших союзников Украины, таких как США и Германия, продолжать поддержку Киева. Германия планирует вдвое сократить военную помощь Украине в следующем году, надеясь, что Украина сможет удовлетворить свои военные потребности за счет кредитов в размере $50 млрд, полученных от замороженных российских активов.
Завершение «горячей фазы», по мнению Зеленского, «не значит, что надо отвоевать в боях все территории». Мол, «этого можно добиться с помощью средств дипломатии». Но военная поддержка Украине крайне нужна, поскольку «ослабление России на поле боя поставит Украину в более сильную позицию за столом переговоров».
Бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заявил, что Трамп может завершить конфликт, и, по мнению Джонсона, при урегулировании конфликта России «придется отступить» как минимум до границ, существовавших в 2022 году. А чтобы избежать будущих конфликтов и неопределенности, остальная часть Украины должна быть признана свободной страной, способной выбирать свою судьбу в рамках ЕС и НАТО.
Можно констатировать, что первая серия торга пошла вокруг территорий. То, что Киев должен будет отдать часть земель, уже не обсуждается. Обсуждается — какую часть. Границы 1991 года забыты, Джонсон, словно пытаясь сбить цену на рынке, продавливает идею границ 2022 года. Вот только Путин однозначно заявил: Россия получит как минимум ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области в их административных границах. Потому что это уже Россия. Это — политическая воля. Когда противник примет эту реальность, начнется торг об обустройстве оставшейся Украины — внеблоковый статус, количество вооружений, государственная власть и прочее. И это, стоит отметить, самый спокойный сценарий, теоретический. На практике слишком много стало неопределенности — уже третий год продолжается время «черных лебедей».
А у нас здесь на неделе был задержан экс-глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. В Следственном комитете России заявили, что ему предъявлено обвинение в совершении восьми эпизодов получения взяток (на более чем 100 миллионов рублей) и одного эпизода покушения на мошенничество. По этим статьям ему грозит до 15 лет лишения свободы.
И тут крайне показательна реакция Ксении Собчак, которая взялась рассуждать об объяснимости «отрицательного отбора чиновничества». Мол, «могут обвинить в чем угодно в любой момент после снятия с должности и посадить», «выезжать из страны ты не можешь, скорее всего, еще и под санкциями живешь», «счет в банке (очевидно, зарубежном. — Прим. авт.) уже не откроешь». «Кому привлекательна такая участь?» — вопрошает Собчак. И вот это — классический посыл «элиты», сформировавшейся с начала 90-х годов и живущей в параллельной нам реальности: в чиновники нужно идти только для того, чтобы безнаказанно нахапать и безнаказанно свалить с наворованным за границу.
Но был на неделе и пример чиновника — здорового человека. Евгений Наумов, мэр Краснодара, приехал в один из районов города, где жители вышли на улицу, протестуя из-за постоянных отключений электричества и воды из-за аварии на электросетях. И сказал, что будет с людьми, пока жителям не вернут электричество. Даже предложил особо недоверчивым приковать его к фонарному столбу. И это — честный разговор с людьми и единство с ними — моментально погасило народный гнев.
Показательно и печально, что адекватные действия чиновника до сих пор вызывают удивление и восхищение у публики. А ведь они должны быть нормой, рутиной.
Собственно, вывод-то простой — власть должна быть народной. Изменится таким образом тыл — и на фронте проблем не будет. Да и до торга бы дело не дошло, но что имеем, то имеем.