В 2024 году с аналогичной и даже более затяжной драмой вокруг здоровья лидера уже столкнулись США — якобы открытая демократия, где такое зрелище в принципе немыслимо. Слабый и очевидно потерянный президент Джо Байден опростоволосился на дебатах с главным политическим соперником экс-президентом Дональдом Трампом. После этого его образ искушенного лидера, который тщательно создавали однопартийцы-демократы и подогревали льстивые статьи в средствах массовой информации, рассыпался.
Затем Байдена стали осаждать бывшие сторонники, требуя, чтобы он взял самоотвод и снялся с выборов.
Параллели между Байденом и дряхлыми советскими лидерами 1980 годов (Черненко стал последним в ряду немощных вождей, скончавшихся при исполнении служебных обязанностей) навевают сравнения США с загнивающим СССР.
Четыре года назад историк Принстонского университета Гарольд Джеймс (Harold James) написал эссе под названием “Позднесоветская Америка”, где заявил, что США при Трампе переживают поистине советский политический упадок. “Даже если доселе это не было столь очевидно, то теперь весь мир осознал, насколько США не хватает мало-мальски стратегической ориентации и хоть сколько-нибудь сплоченного руководства", — написал Джеймс.
В июне тему продолжил консервативный комментатор Нил Фергюсон. Он обрисовал массу слабостей США, напоминающих ситуацию в СССР, в том числе чрезмерное бремя внешних обязательств, техническое отставание вооруженных сил, падение стандартов в образовании и здравоохранении, а также низкую экономическую производительность на фоне крупной задолженности.
“Можете привести в пример другую развитую страну, где бы уровень жизни насколько же снизился, смертности — насколько же вырос, и при этом 100 000 человек в год погибали от передозировок? Я могу вспомнить только одну — Советский Союз”, — написал Фергюсон.
Сравнение с Советским Союзом подкрепляется еще и возрастом высших руководителей, скончавшихся прямо на посту. Леониду Брежневу было 75 лет, и он проболел минимум два года. Его преемнику Юрию Андропову было “всего” 68 лет, но он умер из-за серьезных проблем с сердцем, пробыв в должности всего 15 месяцев.
Черненко умер в 73 года, продержавшись на посту 11 месяцев, — всего через две недели после истории с “потемкинским” избирательным участком. Он страдал сердечной недостаточностью, болезнью легких и циррозом печени.
Байдену 81 год, и во вторник он заболел коронавирусом (причем уже в третий раз). Трампу — 78.
Закрытый и склонный к таинственности СССР скрывал истинное состояние здоровья своих вождей. А сразу же после объявления об их кончине разворачивались внутрипартийные интриги и грызня. После смерти Иосифа Сталина в 1953 году Никита Хрущев устранил своего главного соперника — главу тайной полиции Лаврентия Берию, — казнив его за государственную измену.
В день последнего публичного выступления Черненко в телепередаче мелькнул проворный и расторопный Михаил Горбачев, появившийся у урны для голосования в сопровождении советских и иностранных репортеров. К тому моменту он уже подписывал постановления правительства от имени Черненко.
Такими же интригами были отмечены как попытки помешать Байдену пойти на переизбрание, так и его ответные усилия усидеть в кресле. До недавних дебатов его старческие недуги в СМИ даже не упоминались: те исправно поддерживали его в борьбе с Дональдом Трампом, начиная с президентских выборов 2020 года.
Но не успела трансляция провальных дебатов закончится, как те же самые СМИ призвали его сняться с президентской гонки. К вящему удивлению всей страны, ведущий телеканала CNN признал, что состояние ума Байдена ухудшилось еще за два года до пресловутых дебатов.
“Это, знаете ли, классический секрет Полишинеля, — сказал ветеран журналистики Чак Тодд. — Все это знают и… все боялись об этом заговорить”.
После всенародного позора Байден стремглав отправился в политическое турне, кочуя с митингов по телестудиям и обратно. Он заверил, что доберется до финиша этой гонки и победит.
Но его выступления то и дело омрачали оговорки и ляпы. На саммите НАТО в Вашингтоне, где он выступал в роли хозяина, он представил прибывшего Владимира Зеленского его заклятым врагом президентом России Владимиром Путиным. “А теперь я хочу передать слово президенту Украины, которому не занимать смелости и решимости. Дамы и господа, президент Путин”, — прошелестел Байден.
Своего заместителя Камалу Харрис он назвал “вице-президентом Трампом”.
Атака на Байдена со стороны однопартийцев развернулась в публичных заявлениях и анонимных “сливах” в газетах и на телевидении. Минимум двадцать конгрессменов и два сенатора призвали Байдена отказаться от переизбрания. Это была трудновыполнимая просьба.
Байден уже набрал более чем достаточно голосов на первичных выборах в собственной партии, чтобы обеспечить себе победу на августовском съезде по выдвижению кандидатов. Для этого Байдену пришлось бы освободить сторонников от данных обязательств. Да и что было бы дальше? Его место заняла бы нынешняя вице-президент, автоматически унаследовав и электорат Байдена? Сторонники Камалы Харрис уже предостерегали однопартийцев от попыток ее сместить.
Серия утечек в СМИ раскрыла попытки партийных бонз убедить Байдена уйти. Стержневую роль в них играла бывший спикер конгресса Нэнси Пелоси. Она обсуждала с Байденом его уход.
Пелоси слывет поистине легендарным сборщиком средств для демократической партии, и ее действия отражали мнение скептически настроенных богатых спонсоров. В одном из последних интервью президент заявил, что уйдет, только если ему велят врачи, и добавил, что “с возрастом приходит мудрость”. Но из этого следует, что Пелоси еще мудрее, и к ее советам надо было прислушаться. Ведь ей 84.
В результате Байден был уже подготовлен, чтобы рассмотреть вопрос об уходе.
Автор: Дэниел Уильямс (Daniel Williams) — бывший иностранный корреспондент The Washington Post, The Los Angeles Times и The Miami Herald, а также бывший научный сотрудник Human Rights Watch. Автор книги “Отверженные: преследование христиан на современном Ближнем Востоке”. Живет в Риме.