«Вынести за скобки». Как связано то, что «в скобках», с тем, что «вынесено за их пределы» в жизни людей? Сами «скобки», «рамки» и «правила» - лишь временные границы условий решаемых задач?
Существует популярный речевой оборот – «вынести за скобки». Обычно так говорят о чем-то, чем следует временно пренебречь, удалить как нечто несущественное. Хотя даже мне, совсем не математику, такая словарная конструкция кажется не вполне удачной. Потому что вынесенное за скобки имеет самое прямое отношение ко всему, что осталось в пределах этих скобок.
Я закончил педвуз аккурат в тот самый год, когда рухнул Советский Союз и новые веяния в системе образования столкнулись с традициями старой школы. Вот тогда, как мне кажется, воспитание именно «вынесли за скобки», решив, что этим должны заниматься семья и общество, а дело педагогов – учить предмету. Но и находясь вне скобок, оно заставило нас понять ту самую истину: воспитательный момент из процесса обучения выкинуть невозможно при всем желании, как бы мы ни старались.
А вот дальше начинается уже не математика, а что-то совсем иное. Ибо избавиться от воспитания нельзя, а вот возвести его в абсолют, превратить в кумира – очень даже можно. Например, вполне обычная, даже, казалось бы, сухая и беспристрастная информация, изложенная в учебнике физики, биологии, химии или географии, все равно будет воспринята детьми с теми или иными эмоциями, которые все равно у них возникают и формируют их личность, помогают в самоопределении и социализации. Но стоит переборщить, и получится обратный эффект. И если учитель начнет вещать о чем-то с пафосным завыванием, с пеной у рта клеймить врагов, о которых упоминается в книге, если он с пылающим взором на каждом уроке будет внушать идею исключительности нашего великого народа-богоносца на фоне загнивания всех остальных, такое воспитание с огромной долей вероятности будет вызывать стойкое отторжение.
Это, так сказать, прелюдия. А вот и фуга до минор.
Все, что вы прочли в номерах «Учительской газеты» за минувший год, равно как и за все предыдущие, тоже можно рассматривать с той же самой колокольни. Любую статью любого автора вы, как умные и проницательные читатели, конечно же, воспринимали с позиции своих собственных взглядов и убеждений, соизмеряя одно с другим, соглашаясь с написанным или возмущаясь прочитанным. И вот теперь признайтесь: что вы чувствовали, видя откровенное желание кого-либо воспитать вас посредством публикаций в «УГ»? Причем воспитать в том ключе, который вам чужд.
Но ведь справедливо и другое… Когда, посетив мероприятие, пытаешься написать о нем максимально беспристрастно, отстраненно, нейтрально, обязательно найдутся те, кто спросит недовольно: «А где же позиция автора, а как редакция относится ко всему этому?» И вот тут лично я вновь ощущаю себя учителем, которого точно так же спрашивали на уроке: «Положим, с Дарвином и его теорией ясно, но как вы сами думаете, от кого произошел человек?»
С той лишь разницей, что здесь, в газете, я имею право писать о том, что думаю. Просто пользуюсь я этим правом очень осторожно. Чтобы не навредить не только самому себе и нашему изданию, но и вам. А также, чего уж там, всей стране. Потому что за последнее время, как вы сами прекрасно видели, было предостаточно примеров, когда чьи-то неосторожно брошенные слова уходили в народ, разбегались по миру, разлетались на цитаты и, к сожалению, очень больно ударяли – причем не только по тому, кто это сказал.
«Свобода – это право говорить людям то, чего они не хотят слышать», – говорил Джордж Оруэлл.
Право, но не обязанность.