Дилеммы Банковой.В Киеве готовятся к наступлению, но говорят о перемирии
Кулеба отправился в Китай по приглашению китайского министра иностранных дел Ван И обсуждать варианты прекращения войны.
Можно не сомневаться, что решение Киева откликнуться на это приглашение связано с тем, что Байден снял свою кандидатуру с президентской гонки. Вероятно, Банковая располагала инсайдами из Белого дома, и это событие не стало для Зе-офиса неожиданностью. Во всяком случае, Зеленский еще несколько дней назад назвал Трампа президентом без приставки «экс». Хотя этот визит и готовился в экстренном порядке, но он не являлся сиюминутной импровизацией.
Для Пекина момент очень благоприятен, его предложение Киеву таково, что от него невозможно отказаться. Ведь «капитуляция» Байдена практически гарантирует победу Трампа, при котором, как все полагают, условия мира для Украины станут еще хуже, чем сейчас. Отказ Байдена от участия в гонке уже включил в США такие процессы, что украинские события не то что утратили приоритетный характер для американской политики, но и вообще выпали из фокуса внимания. Поэтому Китай предлагает свое посредничество, которое должно привести к немедленному миру.
Вопрос о том, как данные контакты Киева и Пекина оценит Трамп, уже объявивший Китай своим главным противником, относится к разряду риторических. Вне зависимости от результата визита Кулебы, он еще более ухудшит его отношение к Зеленскому, и так далеко не теплое.
Примечательно, что на днях бывший советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон в интервью CNN заявил, что политика его бывшего шефа по Украине «приведет к уступкам РФ, которые станут убийственными для Киева».
Причем убийственным будет даже не сам факт утраты территорий, а реакция на это событие оппонентов Зеленского и украинского общества.
На изменение американской конъюнктуры Зеленский отреагировал моментально, проявив неожиданную для него гибкость, резко сменив риторику и заговорив о готовности к мирным переговорам и прекращению огня, чем вызвал волну хейта от сторонников Порошенко, задающих ему вопросы: «А как же указ про запрет переговоров с Путиным?» и «Как же никаких переговоров до выведения российских войск на границы 1991 года?».
И подобные настроения в случае сворачивания боевых действий будут только нарастать.
Если предположить, что мирные соглашения будут действительно заключены и включат компромиссное решение по сохранению нынешнего режима (что сомнительно), ситуация для Зеленского все равно будет катастрофической, поскольку он не сможет ответить на главный вопрос: «Для чего все это было нужно – сотни тысяч убитых и разрушенная страна?». А задавать его станут непрерывно.
Возможно, США смогли бы в известной степени помочь, сдерживая протестные настроения в украинском обществе денежными вливаниями и политическими технологиями, но станут ли они это делать?
На Банковой старательно просчитывают риски и, судя по всему, пока что окончательное решение по мирным переговорам не принято. Ведь параллельно с поездкой Кулебы в Китай продолжается подготовка к наступлению ВСУ, которое может начаться очень скоро, поскольку теперь дожидаться преддверия выборов президента США не имеет смысла.
Впрочем, альтернативы прекращению огня тоже не слишком хороши для властей Украины. Продолжение войны в нынешнем формате (с попытками контратаковать) приведет к окончательной деградации управленческой и социально-экономической системы и к гарантированной депопуляции населения Украины с ее последующим неизбежным разгромом.
Эскалация с вовлечением в конфликт новых участников с большой долей вероятности приведет к Третьей мировой войне. Но, зная Зеленского, можно предположить, что он вполне может выбрать второй или даже третий вариант.
Борис Джерелиевский