Противодействие экстремизму: русофобия становится юридическим понятием
Министерство внутренних дел России разработало новую стратегию противодействия экстремизму. Об этом говорится в проекте указа президента РФ Владимира Путина.
В пояснительной записке указано, что авторы стратегии среди прочего проанализировали, скорректировали и сформулировали понятия «идеология насилия», «радикализм», «ксенофобия» и «русофобия».
Раньше правительство внесло в Госдуму законопроект, расширяющий перечень оснований для включения в реестр лиц, причастных к экстремизму или терроризму. В случае принятия законопроекта в список экстремистов могут попасть граждане, подозреваемые или признанные виновными в преступлениях, совершённых по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды.
Защитить россиян внутри страны…
Одна из ключевых целей новый стратегии — добиться поворота правоприменительной практики статей об экстремизме в сторону справедливого отношения к государствообразующему народу. Прежде не раз случались парадоксальные ситуации, когда в экстремизме обвиняли людей, пытавшихся с ним бороться — россиян, призывавших к ответу нарушителей общественного порядка, членов криминализированных диаспор и чувствующих собственную безнаказанность мигрантов.
По сути, экстремизмом и разжиганием национальной розни могли называть действия против представителей любых народов, кроме русского. Законы защищали не русских людей, а служили защитой от русских.
Теперь же стратегия даёт определение: русофобия — это «неприязненное, предвзятое, враждебное отношение к гражданам России, к русскому языку и культуре». При этом русофобия — не только один из столпов политики Запада и киевского режима, но и реальная внутренняя проблема России. Шовинисты в национальных регионах страны, впитавшие националистические и сепаратистские настроения, безнаказанно ущемляют права русского населения. Всё это ведёт к этническим конфликтам и столкновениям внутри России.
Новая стратегия даёт правоохранителям и судам реальные инструменты защиты государствообразующего народа от шовинистов и разного рода провокаторов, выступающих в роли общественников. С появлением чёткой терминологической базы прозападные агенты, сепаратисты и радикалы больше не смогут вести свою тихую борьбу, раскалывая российское общество.
Раньше в законе не было чётких формулировок понятий «ксенофобия», «русофобия», «финансирование экстремистской деятельности» и «терроризм», что позволяло преступникам избегать ответственности через юридические лазейки.
По мнению политолога Ильи Ухова, определение радикализма позволит пресекать как политические сепаратистские поползновения, так и деятельность приверженцев радикальных религиозных взглядов, которые не берут в руки оружие, но своими проповедями и медийной накачкой способствуют радикализации молодёжи. В качестве примера он привёл действия салафитских поп-проповедников в социальных сетях.
…и за рубежом
Закрепление термина «русофобия» позволит также юридически защищать россиян, которых преследуют в других странах. «Отмена русских» стала нормой во многих государствах Запада, а наибольшего размаха достигла на Украине и в Прибалтике. После принятия новой стратегии Россия сможет эффективно и действенно реагировать на случаи русофобии.
Отдельно в документе отмечается угроза «политики некоторых иностранных государств по искажению истории, фальсификации роли и вклада СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией». Не нужно долго объяснять, к чему приводят попытки героизировать нацистских преступников — достаточно посмотреть на происходящее на Украине.
Идеи неонацизма враждебны России и её народу. Однако не только их сегодня используют для борьбы с нашей страной. Западные агенты и даже чиновники многие стран неустанно тиражируют мифы об «ужасной Российской империи» и «русских поработителях», называя себя «борцами с колониализмом».
В стратегии отмечается, что необходимо на уровне закона зафиксировать угрозу принижения цивилизационной роли России во всём ареале и во все периоды её существования. Для примера, именно Советский Союз ликвидировал безграмотность в Средней Азии, создал там современные общества и дал широкие права женщинам.
«Принижение роли СССР также должно рассматриваться как подрыв нашего идеологического пространства. Антирусский и антисоветский нарратив в историческом образовании целого ряда стран чреват мифотворчеством — к чему оно может привести, мы видим на примере Украины», — считает Илья Ухов.
Не потерять молодёжь
Пропагандисты розни и ненависти прекрасно понимают, что проще обрабатывать именно молодых россиян, которые еще не успели выработать устойчивых взглядов. Отсюда активность, в частности, иностранных агентов и радикалов-исламистов в соцсетях.
Они бьют в молодёжь, пытаясь воспитывать новые антироссийские поколения.
Одна из задач разработанной стратегии — не допустить этого. Ввести новые механизмы реагирования на вредоносный контент, привлекать к ответственности его авторов и распространителей.