Россия готовит «карты соотечественника»: латвийские аналитические центры бьют тревогу
Близкие к спецслужбам Латвии исследовательские и пропагандистские ресурсы высказывают опасения в связи с планируемым на конец 2024 года выпуском Москвой специальных «карт соотечественника», видя в этом «идеологическую диверсию» против этнократических режимов в Прибалтике, а также инструмент даже не «мягкой», а «острой» силы России.
Как водится, идеологический формат задали штатные борцы с «кремлёвской идеологией» из Бюро по защите Конституции Латвии (БЗК) — главной спецслужбы страны, ответственной за разведку, анализ внешней информации, контрразведку и выдачу «дозволов» к блоковым и государственным секретам. При нынешнем директоре Эгилсе Звиедрисе БЗК не ограничивается распространением открытой части ежегодных отчётов и обзоров, а более ритмично выпускает серию «воспитательно-аналитических» материалов, призванных стать ориентиром для интересующихся тематикой госбезопасности и внешней политики, но в особенности — камертоном для публичных персон, обозревателей на медиаплощадках, политиков и политологов. 10 июля 2024 года на сайте службы появилась безымянная статья с претенциозным заголовком:«Идеологизация России: на пути к самодостаточной империи». В ней предпринята попытка интерпретировать позицию РФ с акцентом на соотечественническую политику, злонамеренно представив её как циничное использование жителей с российскими корнями и русского происхождения в «кознях» Москвы против Запада, особенно в Прибалтике.
«Запад позиционируется как угроза „уникальным ценностям“ России. Российской общественности разъясняется, что Россия является хранителем российских ценностей. Значительная часть публичной риторики посвящена подчеркиванию якобы уникальной культуры, ценностей и даже особого места России в мире как отдельной цивилизации, сохраняя при этом данные принципы относительно абстрактными и, следовательно, оппортунистически применяемыми. Учитывая геополитическое положение России, часто подчеркивают, что оппозиция Западу носит не только политический или военный, но и идеологически-экзистенциальный характер. А именно, на карту поставлено не только политическое выживание государственности, но и России как цивилизации. Важно подчеркнуть, что Россия распространяет такую защиту не только на российских граждан, но и на соотечественников, проживающих за пределами РФ. Следовательно, политическая и идеологическая конфронтация России с Западом оформляется для внутреннего общества как экзистенциальная борьба за выживание России как нации и цивилизации перед лицом агрессивного и империалистического Запада. Роль Москвы как хранительницы „уникальных российских ценностей“ и цивилизации важна для мобилизации общества страны и оправдания авторитарного политического режима», — говорится в июльском докладе БЗК.
Под сурдинку запели «говорящие головы» Латвийского института внешней политики (LAI). Среди таковых следует выделить Сергея Потапкина — бывшего секретаря Комиссии по иностранным делам Сейма и экс-зампреда фракции партии «Согласие», традиционно паразитировавшей на русскоязычном электорате, но потерпевшей сокрушительное фиаско на прошлых парламентских выборах после занятия с началом СВО на Украине оскорбительной для русских и враждебной к России позиции. Переметнувшийся в непримиримо настроенный к РФ мозговой центр Потапкин, в прошлом выпускник Мюнхенской сети молодых лидеров, уже с позиции исследователя LAI обращает внимание на «риски контрнаступления» Москвы на ниве соотечественников за рубежом. Проблема ему видится в связи с психологическим отторжением многими выходцами из РФ санкционной и стигматизирующей политики Запада, а также разложением беглой антипутинской оппозиции, погрязшей во внутренних конфликтах и не способной предложить объединяющую программу даже для новейшей волны «релокантов».
«В случае с Беларусью и Россией голоса оппозиции были гораздо громче в первые годы после изгнания. Однако сегодня возникает вопрос — каковы перспективы борьбы политических сил в изгнании?», — задаётся риторическим вопросом Потапкин в статье для портала латвийских общественных (государственных) медиа LSM.lv от 21 июля 2024 года.
Наиболее подробно тему «электронной карты соотечественника» раскрыл политолог из Латвийского университета Андис Кудорс, ранее занимавший должность исполнительного директора Центра исследований восточноевропейской политики (APPC). Этот стипендиат программы Фулбрайта, стажировавшийся в Институте Кеннана и Школе международных отношений Университета Дж. Вашингтона, отмечает, что дигитализация статуса российского соотечественника находится в фокусе внимания западных исследователей уже более года. По приведённым им оценкам Института изучения войны (Instute for the Study of War), цель такой деятельности — «оправдать дальнейшую агрессию России, преподнеся ее как попытку защитить права соотечественников, проживающих за рубежом».
22 мая 2023 года глава Россотрудничества Евгений Примаков в интервью ТАСС сообщил, что Россия готовит пилотную версию «электронных карт соотечественника»; планируется, что их можно будет выпустить уже в конце 2024 года. Желающие получить карты смогут подать заявку на онлайн-платформах, им предоставят доступ к агрегатору «Госуслуги». Примаков отметил, что хотя некоторые российские соотечественники скептически относятся к политике России, они все же в той или иной степени рассматриваются как соотечественники. Вводя такой статус, «Россия пытается создать новый инструмент влияния на политическую ситуацию в соседних странах». Ожидается, что обладатели карт соотечественников смогут удобнее посещать Россию, легче найти работу, а также на облегченных условиях подать заявление на получение российского гражданства.
«Реализаторы политики соотечественников часто заявляли о защите «интересов соотечественников». Однако их «интересы» были продиктованы Кремлем сверху донизу, ведь политика российских соотечественников — это инструмент острой силы, который авторитарное государство использует против демократических. Казахстан не является демократическим государством, однако, пока выключены телекамеры, казахи усердно работают над укреплением своей национальной идентичности, что не имеет ничего общего с идеями «русского мира», — пишет Андис Кудорс на сайте «Безопасность Латвии».
Латышского политолога беспокоит «охота на молодежь» в долгосрочной перспективе реализации российской стратегии по работе с соотечественниками. В этой связи он напомнил, что Евгений Примаков подчеркнул важность российских образовательных и культурных программ обмена со студентами из Армении, Казахстана, Киргизии и других стран и отметил, что правительство России за последние годы увеличило количество иностранных студентов, которым разрешено учиться в России. Ответственный за российскую общественную дипломатию заявил, что Москва поставила перед собой цель обеспечить к 2030 году возможность ежегодно обучаться в России 500 тысячам иностранных студентов, хотя усиленные «рогатки» ставятся англосаксами и подконтрольными им странами.
«Рига, в отличие от Москвы, не предлагает своим соотечественникам требовать изменения законов Великобритании и Ирландии (где имеется большая латышская диаспора). С другой стороны, в рамках политики российских соотечественников русские, украинцы и белорусы, проживающие в Латвии, уже много лет выступают против латвийского правительства и призывают к внесению изменений в законы по вопросам образования, языка и гражданства. Другая цель политики российских соотечественников заключалась в том, чтобы настроить русских, проживающих в Латвии, таким образом, чтобы они потребовали от правительства проведения весьма дружественной политики в отношении России, этой страны-агрессора… Надо учитывать, что политика российских соотечественников — это оккупационный инструмент в руках Кремля, с помощью которого готовится почва для новых завоеваний. После захвата он используется для „освоения“ или, говоря юридическим языком, присоединения оккупированных земель», — извращает помыслы и передёргивает факты Кудорс, призывая строго обрывать все контакты латвийцев с Крымом и Севастополем.
Кудорс приводит цитату из отчёта Службы государственной безопасности Латвии (СГБ), где выделены важные, по мнению латышей, аспекты российской политики соотечественников — внутриполитическая необходимость, «имитация гражданской инициативы» и плацдарм для работы во внешнем мире, что якобы указывает на характер острой силы (sharp power):
«Так называемые соотечественники также жизненно необходимы России для влияния на глобальные процессы с, казалось бы, нейтральных позиций — для достижения выгодных для РФ решений в международных форумах и организациях».
Ему видится важным вытаптывание следов былых приграничных и межрегиональных контактов латвийских самоуправлений с российскими коллегами и побратимами:
«Я поддерживаю новые требования, которые предусматривают необходимость получения руководителями муниципалитетов доступа к государственной тайне. Прежде всего, в этом есть практическая необходимость — в военное время (или при укреплении обороноспособности государства в мирное время) органы местного самоуправления призваны активно сотрудничать с ведомством государственной обороны, а посему соприкасаться с информацией, которая не должна попасть в руки противника. Напомню также, что некоторые муниципалитеты сыграли определенную роль во взаимодействии с политикой российских соотечественников. В прошлом российские местные власти уделяли особое внимание латвийским городам с большой долей русских — Риге, Даугавпилсу, Резекне и в некоторой степени также Елгаве и Лиепае».
У «страха глаза велики», или это попытка обосновать негодными методами усилия латышской этнократии по искоренению российского наследия и современных проявлений русского самосознания в республике? Думается, что «самонакручивания» здесь больше, чем искренних опасений. Дай то Бог, чтобы «электронная карта соотечественника» и вправду заработала, причём в полную силу.