Эксперт Юшков назвал реальную причину попытки ВСУ захватить Суджу: газовый транзит ни при чем
«Пользы для них никакой»
В ситуации, когда городок Суджа в Курской области захвачен частями регулярной украинской армии, возникает абсолютно резонный вопрос о судьбе транзита российского газа в ЕС. Сегодня маршрут через газоизмерительную станцию (ГИС) «Суджа» остается для «Газпрома» единственным каналом поставок европейским потребителям, прежде всего, Австрии и Словении. Суточные объемы перекачки составляют 42 млн кубометров газа, годовые — 15 млрд. О том, что риски остановки транзита не беспочвенны, свидетельствует довольно резкое — на 5,6% — повышение цен на газ в Европе.
В четверг, 8 августа, за три часа торгов котировки на бирже TTF в Нидерландах выросли до $433,07 за тысячу кубометров, подорожав сразу на 6,5%. Напрашивается прямая взаимосвязь с событиями в Суджанском районе Курской области, в 9 километрах от границы с Украиной. Что и говорить, чувствительная точка на карте — как для России и «Газпрома», так и для Европы и украинской газотранспортной системы. И хотелось бы понять: в какой степени официальному Киеву нужна именно ГИС «Суджа», что он с ней собирается делать? И каковы будут последствия потенциального прекращения газового транзита в Европу для всех трех причастных к проекту сторон — Евросоюза, Украины и России?
-«Газпром», как заявил его представитель, продолжает подавать газ для Европы транзитом через Украину на приграничную ГИС «Суджа». За сутки 8 августа должно быть прокачано 38 млн кубометров, что чуть меньше обычного объема в 42 млн, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Это значит, что станция по-прежнему работает, что она технически исправна, и что принципиального решения остановить прокачку по данному маршруту нет. Соответственно, не столь уж важно, в чьих руках она сейчас находится, — главное, что никаких изменений именно с транзитом не произошло.
-Почему европейские газовые рынки так остро отреагировали на случившееся в Судже?
-Действительно, подорожание довольно серьезное: на бирже установилась самая высокая цена за 2024 год. Думаю, рынки решили отыграть определенные риски, связанные с остановкой транзита. Если это произойдет в реальности, цена подскочит еще больше. Ну а дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от новостей: если Австрия и Словения начнут отбирать газ из подземных хранилищ, чтобы покрыть текущий дефицит, тогда не избежать по-настоящему большого скачка котировок. Конечно, цены не выйдут на уровень в пару тысяч долларов за тысячу кубометров, как это было в 2022 году, но рубеж в $500 и даже в $600 вполне могут преодолеть. Ситуация важна, прежде всего, для Австрии и Словении — эти две страны являются основными потребителями российского газа, поступающего в Европу транзитом через Украину. Им придется искать альтернативу на мировом рынке, вероятно, в виде СПГ. А это — дополнительные издержки, связанные, в частности, с необходимостью доставлять газ в прибрежные страны ЕС (например, в Италию), а затем прокачивать по газопроводом до своих территорий.
-А что теряет Украина?
-С экономической точки зрения пользы для нее нет никакой. Она потеряет деньги за транзит, плюс, ей придется перенастраивать всю свою газотранспортную систему. Если прекратится транзит, которым Киев активно пользуется для нужд внутреннего потребления, он будет вынужден перенаправлять газ из своих подземных хранилищ на западе страны в центральные и восточные районы. Так украинская ГТС еще никогда не работала. Непонятно, как быстро это удастся сделать, какие тут могут возникнуть технические проволочки. В любом случае, это будет дороже, и как минимум приведет к росту тарифов на газ, отопление и электроэнергию для рядовых, украинских потребителей, а как максимум — обернется сбоями в поставках и срывом отопительного сезона. Раз, Украина не перекрывала маршрут через ГИС «Суджа» раньше, значит, ей он пока нужен. Думаю, захватывая Суджу, Киев ставил совсем иную цель — занять российскую территорию, прорваться в дальнейшем к АЭС в Курской области, чтобы усилить свои довольно вялые переговорные позиции для торга с Москвой, попытаться вернуть крупнейшую в Европе Запорожскую АЭС: шесть энергоблоков станции сильно бы выручили Украину при нынешнем дефиците электроэнергии. А ГИС «Суджа» как объект не играет стратегической роли: если бы Киев хотел перекрыть газовый транзит, он бы это сделал раньше на своей территории.