Выдворить Запад из Грузии: России, Абхазии и Осетии предлагают пойти на уступки
Официальный представитель МИД России Мария Захарова в 16-ю годовщину нападения Грузии на Южную Осетию в 2008 году призвала Тбилиси заключить соглашение о неприменении силы с Сухумом и Цхинвалом. Она напомнила, что Международные женевские дискуссии, которые проводятся после Пятидневной войны, должны привести к соглашению между Грузией, Абхазией и Южной Осетией. Грузинские власти не комментируют это заявление. Значение заявления Москвы в интервью изданию «Грузия и мир» оценил председатель партии «Солидарность во имя мира» Михаил Жгенти.
— По инициативе вашей партии были отменены визы в Россию и восстановлено прямое авиасообщение. Как вы думаете, какие перспективы вырисовываются у вашей новой инициативы — нового Георгиевского договора?
— Позвольте уточнить: с Россией у нас было достигнуто облегчение визового режима, что подразумевает возможность пребывания в стране в течение 90 дней. Сейчас же мы работаем с российскими коллегами над полной отменой визовых ограничений, над охватом амнистией тех, кто нарушил режим, и над решением проблемы легального трудоустройства грузинских граждан на территории России. Обсуждается также вопрос открытия офиса народной дипломатии, инициатором которого выступил секретарь партии «Солидарность во имя мира» по международным отношениям Мамука Пипия.
Что касается нового Георгиевского договора, то он олицетворяет призыв к началу принципиально нового, особенного сотрудничества между Российской Федерацией и Грузией. Он заложит основу созданию механизма для стратегического сотрудничества двух суверенных равноправных стран на принципах взаимного уважения и взаимных интересов.
К счастью или к несчастью, в условиях современного мира никто не желает и не собирается брать другие страны на дотацию, как это делалось со стороны Москвы в отношении Грузии в период СССР. Пропорция составляла примерно 1 к 4, то есть на каждый выработанный в Грузии рубль Москва дотировала из союзного бюджета еще 4 рубля, и потому уровень жизни в Грузинской ССР был тогда самым высоким среди других советских республик. Привожу эти сведения в качестве напоминания, потому что многие поторопились забыть, как и за счет чего строились в наших городах и селах двух и трехэтажные частные дома.
Мир меняется. ШОС, формат «3+3», БРИКС — это организации, основанные на строгом соблюдении суверенитета входящих в них стран, и нам необходимо взять за основу подобную практику при заключении нового Георгиевского договора. Он должен воплощать собой символ новых отношений, а не копировать собой трактат 1783 года, по которому Грузия была вынуждена пойти на большие уступки. Именно руководствуясь этими соображениями, наша партия обратилась к руководству России и первым лицам Грузии с предложением начать, пока не поздно, работу над новым всесторонним стратегическим партнерством, чтобы не пришлось потом обращаться с просительными письмами к правителям России, как это приходилось делать царю Георгию XII.
История повторяется с незначительными изменениями, однако основная ее идея остается прежней, и именно благодаря ей обращение господина Мамуки Пипия на русском языке получило больше миллиона просмотров в сети и на него отреагировали сотни тысяч пользователей. Примечательно также то, что заявление нашей партии заставило либеральные силы потерять выдержку и выйти из себя. Мне, честно говоря, очень редко доводилось слышать такую брань, из чего можно заключить, что мы стоим на правильном пути и новый Георгиевский договор непременно состоится. Теперь важно, чтобы наша власть не опоздала отреагировать и не повторилось то, что произошло 224 года назад. Мяч находится на нашем поле.
— Что имеет в виду «Солидарность во имя мира», когда заявляет, что вместо Женевских дискуссий нам нужен «минский формат»?
— Аргументация предельно простая: как можно иметь в посредниках тех, кто заинтересован не только в том, чтобы соглашение не состоялось, но и старается не допустить ни малейшего продвижения в отношениях между Тбилиси, Москвой, Сухуми и Цхинвали (Сухумом и Цхинвалом. — EADaily)? Стоит только появиться благоприятным сдвигам, как политики начинают «помогать» дипломатам и буквально топором разрубают завязавшиеся небольшие, но прочные узелки. Как иначе объяснить отмену, скажем, Эргнетского рынка, который служил отличной предпосылкой для естественного урегулирования грузинско-осетинских отношений? Благодаря совместной торговле люди забывали о прежней боли и начинали жить в новой реальности. И что же Саакашвили? Он сначала отменил по заданию США эту ярмарку, а 8 августа 2008 года стал бомбить Цхинвали. Именно потому нам приходится говорить о новом «минском формате». Вообще-то, и ввод грузинских войск в Абхазию в 1992 году был осуществлен по заданию Соединенных Штатов…
«Минский формат», которого пока, правда, не существует, но который будет разработан, сформирует фактор доверия между сторонами. Когда не сомневаешься в том, что все договаривающиеся стороны нацелены на достижение позитивного результата, чувствуешь себя намного спокойней, и за столом переговоров прибавляется рационализма. Могу уверенно предположить, что «минский» или «московский», или «георгиевский» формат все равно не обойдут нас стороной. Дело в другом — в какой позе к тому времени мы будем находиться и на какой позиции стоять — гордо расправив плечи или согнувшись в коленях… Это сегодня дает главный повод для размышлений. Добавлю еще один момент. Как правило, никто из партнеров не испытывает особой радости от пребывания рядом с прогнувшимся в хребте подписантом — ведь он портит общий фон… Хочу посредством вашей газеты призвать грузинскую власть: пока еще не поздно отправляйтесь-ка вы, дяденьки, в Москву!
— Директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова заявила, что Москва содействует диалогу Грузии с абхазами и осетинами, однако представители грузинской власти своего мнения на этот счет пока не выразили…
— Заявление госпожи Захаровой — это звонок, поданный нам для того, чтобы мы задумались, и если мы станем делать вид, будто его не услышали, это плохо нам обернется. Меня не покидает ощущение того, что я все это уже видел в 1992—1993 годы, когда мы то ли под страхом угроз, то ли руководствуясь советами США, не предприняли жизненно важных шагов и в результате получили… Абхазию. Сегодня происходит то же самое, мы не торопимся принять жизненно важное для Грузии решение, и опять делаем это под страхом или благодаря советам Соединенных Штатов… Госпожа Захарова обращается к нам уже во второй раз. Не буду хвастать, но после нашего обращения, сделанного во время пребывания в Телави у памятника царю Ираклию, Мария Захарова распространила это наше заявление. Налицо второй случай, когда российская дипломатия в лице госпожи Захаровой отзывается на инициативу нашей партии.
Первый отклик датируется 15 июня нынешнего года, когда господин Мамука Пипия от имени съезда партии обратился к российскому президенту с просьбой о полной отмене визового режима, амнистии и легальном трудоустройстве грузинских граждан. Ответ и тогда не заставил себя долго ждать.
Что предлагает нам Россия? Ознакомлю вас с моим взглядом на проблему: мы должны отказаться от подключения Запада к урегулированию конфликтов, нам необходим новый формат (об этом мы как раз и говорим) — «минский формат», следует начать переговоры с Россией относительно восстановления дипломатических отношений.
Наша главная задача — приступить к диалогу без участия Запада, и тогда, поверьте, уже в течение года мы получим конкретный результат. Что-то уступим, что-то уступит Россия, что-то наши братья абхазы и осетины, и будет сделано очень важное общее для всех дело. Главное — выдворить Запад из Грузии.
Вызывает огорчение, что наша власть хранит при этом глухое молчание. Горький опыт 1990-х диктует мне, что это не сулит ничего хорошего, и такое молчание может дорого нам обойтись.
Когда Россия делает обращения подобного рода, у нее уже наверняка подготовлены планы А, Б и В. Пока она тебе их предлагает, ты представляешь интерес. А потом придется ходить следом и все выпрашивать, причем на просьбу могут и не ответить. В такую дорогую цену часто выливается в дипломатии бессмысленная потеря времени и проявление гордыни. Мне очень грустно такое говорить, однако 32-летний опыт подталкивает меня именно к такому выводу.
— Сейчас идет предвыборный марафон, но ни одна из партий не предложила план по возвращению «утраченных территорий». Как вы считаете, что предпримет «Грузинская мечта», захочет ли она совершить шаги, способные растопить лед в отношениях между Грузией и Россией?
— Да кого сегодня интересуют утраченные территории, а если быть честными до конца, то и судьба всей страны? Или кто-то станет всерьез уверять меня, будто слышал из уст кого-то из политиков озабоченность по поводу социальных проблем, банков, лекарств, топлива? Нет, господа, вы такого нигде и ни от кого не услышите… Все хотят только одного — заполучить власть и оказаться как можно ближе к кормушке. В этом заключается их мечта и кроется их цель.
У действующей власти, по сути дела, нет выбора. Запад ее не признает. Говорить с Россией они опасаются. Но им придется это сделать, и получится как у упрямца, который не идет к врачу, пока не потеряет сознание. Надо сказать, что это правительство не может прийти к переговорам с Россией с большинством этого парламента…
Было бы очень интересно ознакомиться с новым парламентским списком «Мечты». Это позволит многое прояснить — лично для меня список станет показателем либо победы «Мечты», либо ее окончательного поражения.
Из Конституции следует изъять позорный антидискриминационный закон (закон, вступивший в силу в 2014 году, направлен на борьбу с дискриминацией, в том числе по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. — EADaily), как и стремление в НАТО и в Европу. А главное, должен быть подготовлен и подписан мирный договор с Россией.