[«Горе от Ума»: «Похвала глупости»] Гегель, Маркс и Дарвин. В США нашли виновных в крахе западной цивилизации: философская диверсия привела её к упадку. Во всем виноваты мыслители XIX-XX вв

отметили
13
человека
в архиве
[«Горе от Ума»: «Похвала глупости»] Гегель, Маркс и Дарвин. В США нашли виновных в крахе западной цивилизации: философская диверсия привела её к упадку. Во всем виноваты мыслители XIX-XX вв

США переживают крах институтов и ценностей – причем на всех уровнях, убежден автор статьи для AT. По его мнению, винить во всем нужно мыслителей XIX и XX веков – именно их «философская диверсия» положила начало упадку западной цивилизации.

Узрев взрыв первой в мире атомной бомбы в штате Нью-Мексико, Роберт Оппенгеймер, блестящий физик Принстонского университета, помогавший руководить Манхэттенским проектом, вспомнил строку из “Бхагавад-гиты” и сравнил взрыв с яркостью тысячи солнц. Завороженный, он изрек: “Теперь я — смерть, разрушитель миров”. Скромного автора этих строк охватывают схожие чувства, глядя на крах институтов и ценностей в США. Причем крах этот наблюдается на всех уровнях и охватывает философские, теологические, правовые и политические институты и ценности в течение длительного периода времени.
 
Наиболее примечательная перемена в философском плане коснулась уровня комфорта политического и неполитического дискурса начиная с “переоценки ценностей”, которую провозгласил Фридрих Ницше. По Ницше, философия стремится отойти от универсальных библейских ценностей, определивших западную цивилизацию как таковую, и достичь полного обновления, когда все, что прежде считалось добром, будет считаться злом, — и наоборот. В шедевре Ницше “Так говорил Заратустра” одноименный мыслитель спускается с горы и, встретив мудреца, изумляется, что тот не знает, что “Бог умер”. Из этой “смерти” следует, что мораль, вытекающая из веры в Бога, преобразуется и заменяется противоположной. Ценности подлежат переоценке, поскольку мы с нетерпением ждем новых людей — Übermensch или сверхчеловека, который воплотит в себе новую систему ценностей.
 
Это преображение нравственного ландшафта активно происходит в США с 19-го века, особенно под влиянием философии Ральфа Уолдо Эмерсона. Здание философского факультета в студенческом городке Гарвардского университета названо в честь Эмерсона, который там профессорствовал. Мистический трансцендентализм Эмерсона впитал в себя идею “Сверхдуши” из индийской философии и в итоге повлиял на таких теософов, как мадам Блаватская и Анни Безант.
 
Эмерсон полагал Сверхдушу источником всей истины и мудрости, и считал, что именно через связь с ней мы достигаем духовного роста и просветления. Постичь Сверхдушу можно медитацией, а еще через эту стадию проходят души усопших в ожидании будущих воплощений.
 
Кроме того, на Эмерсона повлияли английские поэты-романтики, склонные обожествлять природу. Один психоаналитик и мой научный руководитель, когда я был интерном при канадской психиатрической больнице полвека назад, сказал мне, что человеческая жизнь отражает времена года в природе — весну, лето, осень и зиму. Мы распускаемся (весна), достигаем расцвета (лето), увядаем (осень) и, наконец, переходим к стадии распада и смерти (зима).
 
Хотя во время стажировки я был атеистом и о таких понятиях до этого даже не задумывался, я спросил: “А как же тогда насчет спасения? Какое место в вашей метафоре отводится ему?”.
 
Без колебаний добрый доктор ответил мне: “Спасение? Никакого спасения не существует”.
 
Я возразил: “Но должно же быть! Мы ведь не только действуем сообразно природе, но и в каком-то важном смысле ее превосходим!”. Моя настойчивость так его разозлила, что он вскочил и выбежал из своего кабинета, оставив меня одного перед пустым столом.
 
В 1859 году был опубликован труд Чарльза Дарвина “О происхождении видов”. Всего одиннадцатью годами ранее Карл Маркс и Фридрих Энгельс написали и опубликовали “Манифест Коммунистической партии”, за которым вскоре последовал “Капитал” Маркса. Идеи Маркса в некоторой степени опирались на рассуждения Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который в 1807 году бросил вызов большинству привычных размышлений о разуме и вселенной, присущих лютеранскому богословию, — и в каком-то смысле стали их развитием.
 
Хотя диалектический материализм Маркса по ряду ключевых вопросов расходился с диалектикой Гегеля, оба они отошли от линейной концепции жизни и от мистического подхода, когда исторические или природные события объясняются Провидением или волей Божьей. Фолиант Дарвина бросил вызов библейскому толкованию сотворения Земли и заменил его натуралистическим объяснением — эволюцией. Причем это касалось как видов, населяющих нашу планету, так и человеческого самосознания как представителей рода Homo sapiens. Для Маркса и Энгельса идеи капитала, труда, личной мотивации, создания богатства, производительности и лидерства — все это было лишь плодом эгоистичного индивидуализма, вытекающего из своекорыстной мифологии о Боге и морали.
 
В важной статье, опубликованной в 2006 году, автор, опираясь на докторскую диссертацию прославленного профессора Мортона Уайта, провел сильную взаимосвязь между Джоном Дьюи, ведущим американским философом образования, и гегелевской философией, которая, как отмечено выше, порвала с христианством (особенно лютеранством) в ряде ключевых моментов. Кроме того, хотя сам Дьюи не провозглашал себя марксистом, его близость к марксистской идеологии очевидна. Один комментатор отметил в связи с этим: “Как и Маркс, Дьюи придерживался социальной трактовки человеческой природы [курсив мой, Э. Джеффри Людвиг]. Он считает, что доктрина “индивидуализма” в привычном понимании создает ложный образ “рудиментарного индивида, не входящего ни в одно сообщество”.
 
Вышеуказанные личности сыграли решающую роль в подрыве нравственных и интеллектуальных корней нашей цивилизации. Их философская диверсия имела место в 19-м веке, и лишь Джон Дьюи записал свои неясные, но в итоге пагубные идеи в 20-м веке. Все это произошло задолго до обеих мировых войн, до Гитлера и Муссолини, до рузвельтовского “Нового курса”, до того, как Россия стала СССР, а Китай стал Народной Республикой, до сексуальной революции, до запрета молитв в государственных школах, до всеобщего выжигания совести, приведшего к массовым абортам, до эротических колыбельных “Битлз”, до того, как обращения “мистер”, “мисс” и “миссис” стали для многих оскорбительными — и до окончательного перехода демократов к коммунизму в 21-м веке.
 
Э. Джеффри Людвиг (E. Jeffrey Ludwig)
Добавил suare suare 18 Августа
Комментарии участников:
suare
+2
suare, 18 Августа , url

Интересно, а что будет после второй четверти XXI века? Обвинят в своих бедах всех философов и религиозных пророков до начала времён?

Может беда заключается в том, что человечество научилось абстрактному мышлению и вере в Бога?

Кажется это уже было в Советском Союзе первой трети прошлого века. Вот уж поглумились, так поглумились: нынешним не чета.

Проще обвинить во всём Разум человека и господа Бога, который лишил его западных деятелей «от науки» и «мыслителей» от Госдепа.

suare
+2
suare, 18 Августа , url

К счастью, Западная цивилизация составляет меньшинство Человечества, а её история — ничтожную часть истории жителей Земли.

Поэтому крах Западной «техногенной» цивилизации если и повлияет на историю прочих цивилизаций и империй, которые гораздо старше ее, то незначительно, даже в технотронную эпоху развития человеческого сообщества Земли.

Машины, самоуправляемые машины и даже искусственный интеллект способны повлиять на формы и темп развития общества, но не определяют его сущность.

База->Базис->Надстройка.

Производительные силы -> Производственные отношерия-> Общественные отношения -> Общественная психология -> Общественная идеология -> Философские теории общества.

suare
+3
suare, 18 Августа , url

precedent
+1
precedent, 18 Августа , url

 США захватили Запад и остались последней империей. И, как все империи до них, рушатся по ровно тем же причинам, что и прежние: перенапряжение имперских сил, пресыщение и разврат, цинизм и разложение И так далее. 

И вообще, возьми большого паука и посади в банку с маленькими.  Они прыгают ему на спину и пожирают его. Так сказать, эксперимент по методике Любищева. 

Но, есть во всем этом и более общий момент, есть новизна, с учётом уровня развития НТП. 

Если взять философские и социальные, политические тренды, то есть попытки заместить гуманизм трансгуманизмом.   Может сапиенс образовать новые виды?  А может и более высокие таксономические единицы? Уже может.  

Чем больше развитие вида упирается в стену, тем оно ищет варианты активнее. 

Один автор верно заметил, что нейросети и искусственный интеллект заслоняют невероятное развитие биоинженерии, биотехнологий, генетической инженерии. Они как бы в тени. Но, фактически, сегодня можно уже создавать людей с заданными суперспособностями, да и вообще любых людей. Это уже не селекция на уровне социальном.

vvsupervv66
+1
vvsupervv66, 18 Августа , url

Вся эта перечисленная «троица» и не только эти западные люди, либо отрицали божественное начало, либо ставили себя вровень с Всевышним.

Ничего сверх естественного. Всё, что происходит с западом абсолютно закономерно.

свидетель из
+2
свидетель из, 19 Августа , url

На последних словах:

до окончательного перехода демократов к коммунизму в 21-м веке.

 аж икнул.

suare
+2
suare, 19 Августа , url

suare
+2
suare, 19 Августа , url

А кому и демократы — коммунисты.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать