Казачья специальность — оператор дрона.На Кубани прошли военно-полевые сборы 1-й Таманской казачьей дивизии
В Краснодарском крае состоялись очередные военно-полевые сборы 1-й Таманской казачьей дивизии. Это соединение является уникальным добровольческим формированием, призванным решать разнообразные задачи: от обороны края и поддержания общественного порядка до спасательных работ при стихийных и техногенных катастрофах.
Дивизия была создана на основе казачьих частей и подразделений самообороны после успешных действий казаков Таманского отдела Кубанского казачьего войска (ККВ) по преодолению последствий стихийного бедствия в городе Крымске Краснодарского края в 2012 г. и защите Крымской весны в 2014 г.
Уникальность первого и пока единственного в РФ территориального соединения состоит в том, что оно сформировано по инициативе самих казаков и существует благодаря их энтузиазму. Никто из командиров и рядовых казаков, состоящих в дивизии, не получает за это денежного вознаграждения. Мотивация — исключительно патриотическая.
У дивизии есть штатное расписание, командиры, специалисты, но нет техники, парков, вооружения. Необходимое для подготовки оружие и оборудование предоставляет российская армия на время занятий.
Ежегодные военно-полевые сборы дивизии являются итогом всего годового периода учебной работы в казачьих сотнях, батальонах, полках и бригадах, где занятия проходят регулярно. Нынешние дивизионные сборы — девятые, однако военно-полевые сборы в Таманском отделе ККВ проводятся уже 32 года! Причем довольно долго эта инициатива казаков не встречала одобрения и поддержки властей, которые видели в казачьих обществах чуть ли не угрозу.
Но сегодня все иначе — многие бойцы Кубанских казачьих БАРСов — 1-й, 11-й и 16-й свою первоначальную боевую подготовку получили именно на этих военно-полевых сборах.
Депутат Государственной Думы, бывший атаман Всероссийского казачьего общества и Кубанского казачьего войска Николай Долуда считает, что боевые успехи казачьих добровольческих отрядов связаны именно с военной подготовкой в казачьих обществах.
«Казаки показывают мужество и героизм. Воюют умело и храбро. Во многом это стало возможным благодаря боевой подготовке, проведению постоянных военно-полевых сборов. В Кубанском войске в них принимают участие около 10-ти тыс. человек, в том числе 2 тысячи — это допризывная молодежь. На Дону, где войско считается вторым по численности после Кубанского, в этом году впервые были проведены военно-полевые сборы. В них приняли участие около 500 человек. Я побывал во всех реестровых войсках и могу с уверенностью сказать, что такого учебного центра, где проходят боевую подготовку казаки-добровольцы, как на Кубани, нет нигде», — рассказал Николай Далуда.
На полигоне «Кубань» у станицы Раевской Новороссийского района казаки 1-го Таманского имени генерала Безкровного полка, входящие в состав Таманской казачьей дивизии, построили взводный опорный пункт, который учатся оборонять и брать штурмом добровольцы, убывающие для участия в СВО, и казаки дивизии.
Кубанцы, сражающиеся сегодня с украинскими боевиками, свидетельствуют, что опыт, полученный на военно-полевых сборах в учебном центре «Кубань», очень помог им на фронте. Война выходит на новый технический и тактический уровень, и это стремятся учитывать в системе подготовки, вводя в программу сборов новые дисциплины. Операторы управления дронами или комплексами РЭБ становятся очень актуальной и распространенной казачьей специальностью.
«Современная война диктует новые условия на поле боя и требует новых решений, от которых зависит жизнь наших бойцов. Одним из таких решений стало создание в нашем отряде подразделения операторов БПЛА. Мы научились использовать дроны для разведки и корректировки огня нашей минометной батареи в режиме реального времени. Совершенствуем подготовку специалистов радиоэлектронной борьбы. Но комплексов РЭБ не хватает для уверенного противодействия дронам противника. Только за один день наша бронированная «буханка» сбила 15 дронов-камикадзе, которые пытались нанести удар по нашим позициям. У нас сократились потери личного состава, что повышает живучесть нашего отряда», — рассказывает командир казачьего БАРС-11, трижды кавалер ордена «Мужество» с позывным «Ямаха».
На нынешних военно-полевых сборах, помимо традиционных учебных мест по связи, тактической медицине, минно-взрывному делу, присутствовал пост воздушного наблюдения. И это не случайно.
Краснодарский край превратился в приграничный регион и неоднократно подвергается атакам вражеских дронов. И казаки-таманцы, будь на то воля властей, смогли бы участвовать в защите инфраструктурных объектов Кубани, как наблюдатели, операторы РЭБ, расчеты ЗПУ и мобильных антидроновых групп, осуществлять антидиверсионные мероприятия.
Среди казаков Таманского отдела немало людей с боевым опытом, полученным на Северном Кавказе, в Сирии, Африке, Донбассе, а теперь и в СВО. Многие казаки служили в ЧВК Вагнера, и все они делятся опытом и навыками с казачьей молодежью.
«Сегодня как никогда важно обучать наше молодое поколение, казаки должны быть подготовленными, должны уметь защищать свою Родину, свои семьи, дома. Казаки были и остаются воинами и защитниками Государства Российского, это у нас в крови и является основой нашего существования», — заявил дважды Герой Труда Кубани, атаман Таманского казачьего отдела, командир 1-й Таманской казачьей дивизии, полковник Иван Безуглый.
Проводя исторические параллели, подразделения 1-й Таманской казачьей дивизии можно сравнить с истребительными батальонами времен Великой Отечественной войны, которые предназначались для охраны промышленных предприятий, ж/д сооружений, электростанций, мостов и других важных объектов, для борьбы с диверсантами, парашютистами, шпионами, пособниками гитлеровской Германии, а также с дезертирами, бандитами и мародёрами.
В рядах истребительных батальонов проходила допризывную подготовку молодежь. В случае вражеского прорыва они участвовали в обороне территории, а в условиях оккупации превращались в партизанские отряды. После освобождения Западной Украины, Белоруссии и республик Прибалтики боролись с фашистским подпольем, бандеровскими и польскими бандами, прибалтийскими «лесными братьями».
«Трагические события в Курской области подтверждают важность той работы, которую мы делаем. В подобной ситуации подготовленные отряды самообороны смогли бы не только оказать помощь военным и пограничникам, но и, например, обеспечить эвакуацию граждан, пресекать факты мародерства, увы, неизбежные в таких ситуациях. А если предположить, что они имели бы подготовку, аналогичную подразделениям нашей дивизии, то при получении соответствующего вооружения смогли бы действовать наряду с армейцами. Нами накоплен богатый опыт, подготовлены методички и учебные пособия. Мы готовы поделиться всем этим с бойцами ополчения или самообороны. Такие формирования необходимо создавать повсеместно, а не только в прифронтовых регионах. Бандеровские диверсанты действуют аж в Сибири, а неприятельские БПЛА долетают почти до Урала. Против нас идет война без границ и без правил, и каждый наш гражданин — цель для врага. Так что в стороне никто не сможет остаться. Каждый должен сделать вклад в нашу победу», — считает полковник Безуглый.