Ценнее нефти и газа. У России скупают то, что будет только дорожать
отметили
21
человек
в архиве
МОСКВА, 21 авг — ПРАЙМ. Россия в 2023 году увеличила экспорт продукции АПК на 12%, до более 45 миллиардов долларов. В 2022 году экспорт составил 41,6 миллиарда долларов. При этом растут показатели экспорта в страны Глобального Юга – в Индию — на 46%, в Египет — на 13%, в Пакистан — на 40%, в Индонезию — в 6 раз, в Мексику — в 3 раза. Более того, в 2023 году 17 стран открыли свои рынки для поставок 48 видов российской продукции.
Экспорт российской сельскохозяйственной продукции в страны Юга зависит от многих факторов, включая политическую ситуацию, экономические условия и конкуренцию на рынке. Однако, учитывая растущий спрос на продукты питания в странах Юга, а также производственные мощности и стратегию России в области высококачественной сельскохозяйственной продукции, перспективы данного направления выглядят впечатляющими.
Отметим, что в целом в структуре экспорта доминируют зерновые — более трети, а если к ним добавить продукцию масложировой промышленности и рыбной отрасли, то это составит более 75% экспорта. В 2023 году Россия заняла 25% мирового рынка пшеницы и треть рынка подсолнечного масла. Кроме того, в России стабильно растёт производство мяса. К 2025 году объем производства может достичь 12,5 миллиона тонн.
Рост объемов экспорта сельхозпродукции обусловлен рядом внутренних факторов:
- Значительные инвестиции в модернизацию производства;
- Внедрение современных технологий и улучшения в области R&D;
- Государственная поддержка в виде субсидий помогает экспортерам осваивать новые рынки.
Сложности и точки роста
Краеугольным камнем в вопросе экспорта сельхозпродукции является логистика. Сейчас с ней есть сложности из-за увеличения нагрузки на маршруты и особенно на пограничные переходы. Например, значительная часть железнодорожных мощностей загружена вывозом угля, что влияет на цепочки поставок других товаров.
«Расшитие» логистических цепочек и проработка новых маршрутов – одни из главных приоритетов российских экспортеров сельхозпродукции. Так, например, некоторые перспективные маршруты поставок просто не поддаются подсчетам – нет устоявшейся практики, а также отсутствует поддержка со стороны монополистов, обеспечивающих транспортировку грузов.
Хрестоматийным примером в этой области является горох – российский горох не поставлялся в Китай, основным экспортером являлась Канада. Однако после вмешательства государственных органов было подписано соглашение, и российский горох отправился на экспорт в Китай. Отметим, что сбор гороха в России в 2023 году составил 4,7 миллиона тонн. За пять лет сбор вырос в два раза, за 10 лет — в 3,5 раза (на 3,36 миллиона тонн). В Китай было поставлено около 2 миллионов тонн.
Помимо этого, в России необходимо расширять программу субсидирования сельхозпродукции. Так, к примеру, по данным ОЭСР, субсидии в сельское хозяйство в Китае составляют $300 млрд в год. Сельскохозяйственные субсидии в России выглядят на этом фоне небольшими. В 2023 году они составили из федерального бюджета около 600 млрд руб., в совокупности с дополнительными субсидиями до 900 млрд руб., или около $10 млрд. При этом рентабельность сельского хозяйства «в среднем» — порядка 18-20%, а в обрабатывающей промышленности в России – 5-8%.
Китай и Индия – перспективы роста
На текущий момент Индия и Китай являются двумя ключевыми направлениями для развития экспортных отношений. Совокупно обе страны объединяют более 30% населения Земли – и этот быстрый рост населения и доходов (а, следовательно, и расходов на продовольствие) делает их главными потребителями продукции.
При этом в 2023 году объём торговли между Россией и Китаем продукцией сельского хозяйства и пищевой промышленности увеличился на 33,9% и составил 11,1 миллиарда долларов США ( обзор центра «Агроэкспорт»).
В целом, можно выделить следующие преимущества российской продукции на рынках Глобального Юга:
- Относительно низкая стоимость в сравнении с аналогами из других стран
- Сокращение времени доставки по некоторым видов продукции, благодаря расположению на Дальнем Востоке
- Возможность «прямой доставки» грузов по суше
- Более экологически чистые продукты без ГМО, так как потребители всё больше обращают внимание на качество и безопасность продуктов питания.
Сложности, которые необходимо преодолеть:
- Устранить трудности с оплатой — на текущий момент наблюдаются проблемы в обеспечении трансграничных платежей
- Проводить комплексную работу на уровне регулирующих органов стран и выстраивать взаимодействие
- Оптимизировать инфраструктуру и улучшить эксплуатационные возможности железных дорог и портов, сократить задержки, вызванные недостаточной пропускной способностью перевозок.
Текущий опыт российских экспортеров демонстрирует огромный потенциал направления – рынки Глобального Юга далеки от «наполнения», демонстрируя стабильно растущий спрос. Несмотря на сложную конкурентную среду, российские компании открывают новые направления для экспорта, используя возможности локальных рынков и преодолевая «турбулентность» трансграничной торговли. Дальнейший вклад экспорта продукции АПК в торговом балансе России будет увеличиваться, и задача игроков рынка и регулирующих органов – создать условия для этого роста.
Источник:
https://1prime.ru/20240821/pro...
Добавил precedent 21 Августа
2 комментария
Комментарии участников:
Ладно майдауны, но ведь бизнесмены на Украине обезумели в 2014. Колоссальный рынок 3 млрд потребителей. Не через океан. Нет, они решили отдать американцам чернозём, чтобы те испоганили его ГМО — культурами. Теперь жрут арбузы из Испании.