[Левиафан и Тортуга*] Казус Дурова обнажил недоверие граждан мотивам государств и спецслужб. Почему давление на Telegram во Франции вызывает опасения пользователей Сети?

отметили
14
человека
в архиве
[Левиафан и Тортуга*] Казус Дурова обнажил недоверие граждан мотивам государств и спецслужб. Почему давление на Telegram во Франции вызывает опасения пользователей Сети?

Задержание создателя и руководителя Telegram Павла Дурова вызвало реакцию непонимания и чувство несправедливости у поклонников мессенджера. Для многих стало откровением, что в правовом государстве, во Франции могут «точь-в-точь как в России» задержать бизнесмена за отказ сотрудничать со спецслужбами и предоставить им доступ к своей разработке. Звучит наивное недоумение, почему Дурова считают соучастником преступлений, совершенных в Telegram или с помощью мессенджера. Пользователи видят в ситуации угрозу цензуры и компрометации личной информации.

Во Франции Telegram обвиняют, по сути, в том же, что и в России несколько лет назад. Тогда ФСБ потребовала от разработчиков информацию для декодирования переписки, связанной с терактом в Санкт-Петербурге в 2017 году. Telegram отказался передавать ключи шифрования данных, и в 2018–2020 годах его пытались блокировать. В последние годы между властями РФ и мессенджером, похоже, установилось взаимопонимание. О его возможных нюансах стороны не распространяются. Но силовики претензий больше не выражают. Похоже, на Западе решили провернуть то же самое.

Развивая Telegram, Дуров всегда эксплуатировал недоверие пользователей, «маленького человека» к мотивам спецслужб, государств и больших корпораций. Предприниматель подчеркивал: ваши данные всегда будут защищены от утечек, мы никому и никогда их не передадим, потому что сделали так, что это технически невозможно. Оказалось, это огромная неосвоенная ниша, и речь не о преступниках, которым есть что скрывать. Последние лет 10 в мире происходит один скандал за другим вокруг государственной слежки за пользователями в интернете и прямой цензуры в соцсетях. Обыватель, нередко склонный к конспирологии и паранойе, неуютно чувствует себя под оком «Большого брата» что в России, что на Западе.

Масштабы разоблачений Эдварда Сноудена хорошо известны: спецслужбы проникали в компьютерные сети, читали электронную переписку, слушали телефонные разговоры людей по всему миру. В 2016 году в США произошел любопытный случай. На руках у ФБР оказался iPhone террориста, спецслужба через суд потребовала от Apple его разблокировать, а заодно оставить в своих смартфонах «черный ход» на будущее. Суд грозил затянуться, «федералы» отозвали иск и наняли специалистов, которые почти за миллион долларов сделали все, что нужно (ничего полезного на гаджете найдено не было). Apple вроде бы отбилась, но кто знает, может быть, ФБР договорилось с корпорацией без суда? Разумеется, этого никто афишировать не будет.

Фикцией оказалась не только тайна переписки, но и свобода слова. Общественность узнала, что Twitter получала прямые указания от ФБР о цензуре под предлогом защиты от дезинформации и террористов. На днях гендиректор Meta (компания в России запрещена и признана экстремистской) Марк Цукерберг раскаялся в том, что поддавался давлению требованиям цензурировать контент своей соцсети, в том числе о сыне президента. Был и прецедент «взятия заложников»: в 2018 году в Канаде арестовали финдиректора и дочку президента Huawei Мэн Ваньчжоу. Китай назвал это политическим давлением на высокотехнологичные китайские предприятия.

На этом фоне объяснимо, почему люди не только в РФ, но и в других странах не доверяют мотивам силовиков в вопросах распространения информации. А верят предпринимателю, который подарил им ощущение свободы от контроля и вмешательства со стороны государств и корпораций. Они рисуют казус Дурова как битву Левиафана и пиратской Тортуги. Это лишь эмоции – избежать контроля вряд ли удастся. Но эмоции примечательные.

* Существовала ли Тортуга из «Пиратов Карибского моря»

1K прочтений
7 сентября 2020
 
Помните, Джек Воробей говорит: «Печальна участь того, кому неведом дивный тонкий букет жизни на Тортуге… Если бы все города были похожи на него, мужчины бы тонули в лacкe»?

И все эти пираты моря Карибского постоянно мечтают, с восторгом вздыхают, ностальгически прицокивают языками, говоря о Тортуге. А самые важные дела флибустьеров решаются именно здесь.

Тортуга «всплывает» уже в 1-м фильме из пирато-карибского цикла – «Пpoклятие Черной жемчужины». Джек Воробей с Биллом Тернером крадут корабль и направляются на нем в эту черную республику. Там Джек сталкивается со своим дружком-боцманомДжошами Гиббсом, который всячески paccлабляется на этой пиратской «базе отдыха».

Во 2-м фильме «Сундук мepтвeца» на Тортуге находится cпившийcя Норрингтон. Он даром что бывший командор – а тоже проводит время именно тут.

В 3-м фильме «На краю света» на флибустьерский «курорт» приезжает Джек Воробей, где мы застаем его в обществе местных кpacoтoк.

В 4-м фильме «На странных берегах» пройдоха Барбосса реквизирует у Черной Бороды корабль и направляется всё туда же.

А существовала ли она на самом деле? И если да – то действительно ли там было все так, как показано в этой серии фильмов, завоевавших сердца любителей приключений, соленых ветров и морских просторов?

Кстати, Тортуга упоминается не только в фильмах о Джеке Воробье, но и во многих других кино и книгах, например в «Одиссее капитана Блада».

И – да, она существовала на самом деле.

Кадр и цитата из фильма «Пираты Карибского моря»

Название ее с испанского переводится как «остров-черепаха». Так что не зря Джек рассказывал, будто бы некогда совершил путешествие на 2 связанных черепахах…

Рядом находился остров Эспаньола, который также упоминается в разных приключенческих книгах. Вместе они составляли практически базу джентльменов удачи в XVII в.

1-е время здесь находили пристанище те, кто нападал на испанские отдельные корабли и целые флотилии. Тут появлялась колониальная полиция, но ее атаки отчаянно отражались и дело морских разбойников процветало. Говорят, дома и стены помогают. Обжитая Тортуга для этого подходила своим рельефом: скалистые берега помогали пиратам обороняться, а полиции мешали нападать.

Поначалу тут был небольшой поселок. В нем даже был вполне цивильный бизнес: сдавали наемное жилье для мореплавателей, путешествовавших с законными торговыми целями.

Потом тут стали преобладать иммигранты из Европы. Они объединялись в группы и нападали на проходившие мимо корабли, грабили их и поправляли за счет этого собственное финансовое положение. И таки да – клады тоже имели место быть. :)

Интересно, что в разные годы у пиратов бывала, как сейчас говорят, своя крыша. Например, 4 года остров курировала некая лондонская компания.

Бывали даже случаи, когда флибустьеры просили помощи у официальной власти. Именно в результате одной такой акции в вольной пиратской республике появился губернатор, назначенный властью Франции.

Это был некий гугенот, который прославился не только смелостью (еще бы: взять под начало пиратов, чтобы приструнить их!), но и инженерной смекалкой. Например, под его руководством на Тортуге построили крепость.

Крепость была надежна. Власти Франции радовались, отслеживая, как начали крутиться дела… до тех пор, пока губернатор не пропал из поля зрения. Тортуга же благодаря его крепости стала еще более неприступной и с легкостью отражала атаки. В результате еще больше корсаров селилось тут и выходило затем в море на охоту.

Спустя какое-то время перебежчика губернатора-инженера прикончили свои же новые дружки – что не удивительно для этого, так сказать, контингента.

Следующий губернатор повторил его участь. Никому не удавалось пройти мимо соблазна дружить с пиратами и завоевывать вместе с ними себе новые богатства.

Пиратская республика просуществовала чуть ли не целый век. И лишь в 1694 г. власти взяли ее приступом, а аборигенов перевели на Эспаньолу.

Любопытно, до каких масштабов удалось к тому времени развиться этой флибустьерской «базе отдыха»: местное население насчитывало порядка 10 000 человек, из которых 1/3 были собственно флибустьеры, еще 1/3 – специализировавшиеся собственно на нападениях на испанские корабли и еще 1/3 – рабочая сила (крестьяне из числа иммигрантов и колонистов). Для 1690-х гг. это довольно серьезные числа.

Сейчас, конечно, никакой крепости тут нет, как и пиратских складов и прочих сооружений. Но кто его знает – не остался ли где-то зарытым пиратский клад?..

Добавил suare suare 31 Августа
Комментарии участников:
Stopor
+1
Stopor, 31 Августа , url

После ареста во Франции Павла Дурова Илон Маск задумался о безопасности своих поездок в ЕС

Возможно, мне стоит ограничить поездки в страны, где свобода слова «защищена конституцией», — написал владелец Х в ответ на пост:

«Хотя я ненавижу уступать задирам, учитывая события во Франции, Бразилии, Великобритании и других местах, пожалуйста, подумайте о последствиях ваших поездок, Илон Маск. Ваша безопасность имеет первостепенное значение для будущего инноваций и свободы слова, и нам нужны ваши видение и лидерство».



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать